Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа
Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.
Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88
2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;
3) данная мера
может быть применена не
4) решение об отобрании
ребенка носит
5) осуществление
данной меры производится
6) о применении
данной меры должен быть
7) в течение семи
дней после вынесения
8) как и любые
действия административных
Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых - в детский дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.), либо в административном порядке (о передаче под опеку или попечительство, в приемную семью и др.). В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа65.
Отобрание ребенка является крайней и оперативной мерой, для применения которой необходимо установление факта угрозы жизни или здоровью ребенка. Как следует из правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в п. 95 Постановления от 8 апреля 2004 г. по делу «Хазе (Haase) против Германии», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод66.
Примером административной ответственности можно считать положения ч. 2 ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушения РФ, предусматривающие возложение на родителей штрафа за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических или одурманивающих веществ (достаточно одного раза для привлечения к этой ответственности).
Статья
5.35 КоАП РФ предусматривает
Субъектами правонарушения являются родители, а также иные законные представители несовершеннолетних - опекуны, попечители, должностные лица воспитательных, медицинских иных учреждений, являющиеся законными представителями несовершеннолетних.
В
случаях, когда действия, изложенные
в диспозиции ст. 5.35 КоАП РФ, сопряжены
с жестоким обращением с несовершеннолетним,
наступает уголовная
В
качестве примера можно привести
также положения статьи 20.22 КоАП
РФ, предусматривающей
При
привлечении лиц к
За нарушение требований этого Закона для граждан, должностных лиц и юридических лиц наступает ответственность по ст. 14.2 КоАП РФ за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Поэтому предполагается, что употребить алкогольную продукцию, психотропные, наркотические, иные одурманивающие вещества несовершеннолетние могут только при полном попустительстве со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. Форма вины в данном случае является неосторожной по отношению к наступившим последствиям, образующим состав данного правонарушения.
Имеются также трудности при применении должностными лицами административных наказаний за правонарушения при исполнении решений по делам об административных правонарушениях, совершенных подростками - иностранными гражданами и лицами без гражданства. В КоАП РФ отсутствует указание на то, где и какие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны рассматривать дела об административных правонарушениях этих лиц, что закономерно приводит к безнаказанности правонарушителей.
В КоАП РФ должным образом не регламентирована процедура привлечения к ответственности по ст. 5.35 «Неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» в случаях, когда данные лица постоянно проживают в других регионах России либо в странах ближнего зарубежья. Согласно установленного порядка протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ отправляются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства правонарушителей. Это затрудняет возможность их привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.35 - 5.37, 6.10 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.22 КоАП РФ, уполномочены составлять только должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Вся
система профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
направлена на защиту их прав, контроль
за надлежащим исполнением родительских
обязанностей, коррекцию отрицательного
поведения родителей и
Одной из мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних и выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, можно назвать контроль за работой с семьями, находящимися в социально опасном положении или относящимися к группе риска.
С
понятием несовершеннолетнего
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и проведении с ними определенной работы по оздоровлению семьи представляет собой целостный комплекс деятельности различных органов и служб. Для достижения положительного результата очень важно как можно ранее выявление указанных семей и проведение с ними индивидуальной профилактической работы.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
-
неисполнение родителями своих
обязанностей по
-
отсутствие условий для
-
отсутствие личного примера в
воспитании детей со стороны
родителей (пьянство, употребление
наркотических средств,
-
вовлечение детей в
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
-
отсутствие контроля за
- совершение детьми из этих семей преступления или правонарушения71.
На сегодняшний день в Алтайском крае 18 тысяч семей считаются неблагополучными, в них воспитываются 35 тысяч несовершеннолетних. В социально опасном положении находятся 8,5 тысяч семей, где проживают 15 тысяч несовершеннолетних. Основная часть детей и подростков, состоящих на учете в ПДН – это выходцы из неблагополучных семей. Поэтому наша деятельность направлена на профилактику правонарушений и на борьбу с нерадивыми родителями. Так, к административной ответственности привлечено 4287 родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, возбуждено 37 уголовных дел (за аналогичный период прошлого года - 11) по фактам жестокого обращения с детьми72.
Согласно Приказа МВД РФ от 26.05.2000 № 569 (ред. от 06.04.2007) «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»73 должностные лица ПДН при получении информации о родителях, отрицательно влияющих на детей, и при наличии оснований, предусмотренных Инструкцией, в установленном порядке представляют начальнику горрайоргана предложения о постановке на учет указанных лиц, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.
Согласно Федеральному Закону сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную воспитательную работу с родителями или иными законными представителями вышеуказанных несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних или отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также в отношении других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.
При этом администрацией
округа составляется график посещения
семей в зависимости от установленной
периодичности посещения и
Должностные лица ПДН обеспечивают своевременное выявление несовершеннолетних правонарушителей, родителей, отрицательно влияющих на детей, путем изучения и анализа данных, имеющейся в других подразделениях органов внутренних дел информации о несовершеннолетних и их родителях, не исполняющих обязанности по воспитанию детей. Такая информация содержится в материалах об отказе в возбуждении уголовного дела за не достижением несовершеннолетним возраста привлечения к уголовной ответственности, в постановлениях, в материалах о привлечении лиц к административной ответственности, в постановлениях следователей и дознавателей, рапортах участковых уполномоченных полиции, сотрудников уголовного розыска, в картотеках, книгах и журналах учета заявлений и сообщений о преступлениях, учета лиц, доставленных в горрайлинорган, ПДН или ЦВИНП, а также иные подразделения органов внутренних дел и т.д74.
Должностные лица ПДН также изучают особенности обслуживаемой территории, например, численность и состав населения в возрасте до 18 лет, проживающего на обслуживаемой территории, расположение образовательных учреждений, общежитий, культурно-просветительных, спортивных и других учреждений, организаций, иные особенности участка, местные обычаи и традиции.
Должностные лица ПДН систематически анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории, изучая систематические данные о преступлениях, административных правонарушениях и безнадзорности среди несовершеннолетних, информацию о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения, причинах и условиях, способствующих их совершению.