Правонарушения несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

правовые основы деятельности милиции по профилактике безнадзорности (2).doc

— 444.00 Кб (Скачать)

      2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;

      3) данная мера  может быть применена не только  к родителям, но и к другим  лицам, на попечении которых  находится ребенок;

      4) решение об отобрании  ребенка носит административный  характер и принимается органом местного самоуправления;

      5) осуществление  данной меры производится органом  опеки и попечительства;

      6) о применении  данной меры должен быть уведомлен  прокурор. В том случае, если прокурор  не согласен с данной мерой,  он вправе в соответствии со  ст. 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»63 принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или направляется должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

      7) в течение семи  дней после вынесения административного  акта орган опеки и попечительства  обязан обратиться в суд с  иском о лишении или ограничении  родительских прав;

      8) как и любые  действия административных органов,  действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд64.

      Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых - в детский  дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в  судебном (об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.), либо в административном порядке (о передаче под опеку или попечительство, в приемную семью и др.). В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа65.

      Отобрание ребенка является крайней и оперативной  мерой, для применения которой необходимо установление факта угрозы жизни  или здоровью ребенка. Как следует  из правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в п. 95 Постановления от 8 апреля 2004 г. по делу «Хазе (Haase) против Германии», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод66.

     Примером  административной ответственности можно считать положения ч. 2 ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушения РФ, предусматривающие возложение на родителей штрафа за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических или одурманивающих веществ (достаточно одного раза для привлечения к этой ответственности).

     Статья 5.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение или  ненадлежащее исполнение родителями или  иными законными представителями  несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

     Субъектами  правонарушения являются родители, а  также иные законные представители  несовершеннолетних - опекуны, попечители, должностные лица воспитательных, медицинских  иных учреждений, являющиеся законными представителями несовершеннолетних.

     В случаях, когда действия, изложенные в диспозиции ст. 5.35 КоАП РФ, сопряжены  с жестоким обращением с несовершеннолетним, наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 156 УК РФ (см. п. 7 Закона).

     В качестве примера можно привести также положения статьи 20.22 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за появление в  состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а  равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах67.

     При привлечении лиц к административной ответственности по данной статье необходимо учитывать, что розничная реализация алкогольной продукции несовершеннолетним запрещена Федеральным законом  от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"68.

     За  нарушение требований этого Закона для граждан, должностных лиц  и юридических лиц наступает  ответственность по ст. 14.2 КоАП РФ за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

     Поэтому предполагается, что употребить алкогольную  продукцию, психотропные, наркотические, иные одурманивающие вещества несовершеннолетние могут только при полном попустительстве со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. Форма вины в данном случае является неосторожной по отношению к наступившим последствиям, образующим состав данного правонарушения.

     Имеются также трудности при применении должностными лицами административных наказаний за правонарушения при исполнении решений по делам об административных правонарушениях, совершенных подростками - иностранными гражданами и лицами без гражданства. В КоАП РФ отсутствует указание на то, где и какие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны рассматривать дела об административных правонарушениях этих лиц, что закономерно приводит к безнаказанности правонарушителей.

     В КоАП РФ должным образом не регламентирована процедура привлечения к ответственности по ст. 5.35 «Неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» в случаях, когда данные лица постоянно проживают в других регионах России либо в странах ближнего зарубежья. Согласно установленного порядка протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ отправляются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства правонарушителей. Это затрудняет возможность их привлечения к административной ответственности.

     В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.35 - 5.37, 6.10 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.22 КоАП РФ, уполномочены составлять только должностные лица органов внутренних дел (полиции).

     Вся система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена на защиту их прав, контроль за надлежащим исполнением родительских обязанностей, коррекцию отрицательного поведения родителей и несовершеннолетних, оказание содействия в воспитании несовершеннолетних, исправлении асоциального поведения несовершеннолетних69.

      Одной из мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних и выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, можно назвать контроль за работой с семьями, находящимися в социально опасном положении или относящимися к группе риска.

     С понятием несовершеннолетнего находящегося в социально опасном положении  тесно связано понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, то есть семьи, имеющей детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними70.

     Выявление семей, находящихся в социально  опасном положении и проведении с ними определенной работы по оздоровлению семьи представляет собой целостный  комплекс деятельности различных органов и служб. Для достижения положительного результата очень важно как можно ранее выявление указанных семей и проведение с ними индивидуальной профилактической работы.

     Основными критериями при определении семей  этой категории являются:

     - неисполнение родителями своих  обязанностей по жизнеобеспечению  детей (отсутствие у детей необходимой  одежды, регулярного питания, несоблюдение  санитарно-гигиенических условий);

     - отсутствие условий для воспитания  детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);

     - отсутствие личного примера в  воспитании детей со стороны  родителей (пьянство, употребление  наркотических средств, аморальный  образ жизни);

     - вовлечение детей в противоправные  действия (попрошайничество, проституция  и т.д.);

     - жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

     - отсутствие контроля за воспитанием  и обучением детей (отсутствие  связи со школой, невнимание родителей  к успеваемости ребенка);

     - совершение детьми из этих семей преступления или правонарушения71.

     На  сегодняшний день в Алтайском  крае 18 тысяч семей считаются неблагополучными, в них воспитываются 35 тысяч несовершеннолетних. В социально опасном положении находятся 8,5 тысяч семей, где проживают 15 тысяч несовершеннолетних. Основная часть детей и подростков, состоящих на учете в ПДН – это выходцы из неблагополучных семей. Поэтому наша деятельность направлена на профилактику правонарушений и на борьбу с нерадивыми родителями. Так, к административной  ответственности привлечено 4287 родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, возбуждено 37 уголовных дел (за аналогичный период прошлого года - 11) по фактам жестокого обращения с детьми72.

    Согласно Приказа  МВД РФ от 26.05.2000 № 569 (ред. от 06.04.2007) «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»73 должностные лица ПДН при получении информации о родителях, отрицательно влияющих на детей, и при наличии оснований, предусмотренных Инструкцией, в установленном порядке представляют начальнику горрайоргана предложения о постановке на учет указанных лиц, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.

      Согласно  Федеральному Закону сотрудники подразделений  по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную воспитательную работу с родителями или иными законными представителями вышеуказанных несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних или отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также в отношении других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

      При этом администрацией округа составляется график посещения  семей в зависимости от установленной  периодичности посещения и контролируется его выполнение.

      Должностные лица ПДН  обеспечивают своевременное выявление  несовершеннолетних правонарушителей, родителей, отрицательно влияющих на детей, путем изучения и анализа данных, имеющейся в других подразделениях органов внутренних дел информации о несовершеннолетних и их родителях, не исполняющих обязанности по воспитанию детей. Такая информация содержится в материалах об отказе в возбуждении уголовного дела за не достижением несовершеннолетним возраста привлечения к уголовной ответственности, в постановлениях, в материалах о привлечении лиц к административной ответственности, в постановлениях следователей и дознавателей, рапортах участковых уполномоченных полиции, сотрудников уголовного розыска, в картотеках, книгах и журналах учета заявлений и сообщений о преступлениях, учета лиц, доставленных в горрайлинорган, ПДН или ЦВИНП, а также иные подразделения органов внутренних дел и т.д74.

      Должностные лица ПДН также изучают особенности обслуживаемой территории, например, численность и состав населения в возрасте до 18 лет, проживающего на обслуживаемой территории, расположение образовательных учреждений, общежитий, культурно-просветительных, спортивных и других учреждений, организаций, иные особенности участка, местные обычаи и традиции.

      Должностные лица ПДН систематически анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории, изучая систематические данные о преступлениях, административных правонарушениях и безнадзорности среди несовершеннолетних, информацию о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения, причинах и условиях, способствующих их совершению.

Информация о работе Правонарушения несовершеннолетних