Правонарушения несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

правовые основы деятельности милиции по профилактике безнадзорности (2).doc

— 444.00 Кб (Скачать)

    - использование уголовно-правовых, административно-правовых мер;

    - контроль над своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным  делам и административным правонарушениям,  принятие по ним соответствующих  решений;

    - активное применение правовых  мер воздействия к лицам, совершающим административные правонарушения и преступления, не представляющие большой общественной опасности, с целью недопущения с их стороны более тяжких преступлений;

    - обеспечение неотвратимости наказаний  за несоблюдение установленных  законом ограничений лицами, в отношении которых осуществляется контроль;

    - инициативное внесение в органы  здравоохранения ходатайств о  направлении наркоманов, систематически  совершающих правонарушения либо  ущемляющих права и законные  интересы граждан, в специальные наркологические учреждения.

1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного  
содержания несовершеннолетних

 

    Наиболее подробно вопросы деятельности ЦВС (Центр временного содержания) урегулированы Приказом МВД РФ от 2 апреля 2004 года № 215 «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел» и утвержденной им соответствующей Инструкцией34.

    Инструкция по организации  деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел регулирует деятельность центров временного содержания по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству. ЦВС в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным Законом «О полиции», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами МВД России, а также Инструкцией. ЦВС находятся в непосредственном подчинении управлений МВД по субъектам РФ.

    В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Центры выполняют три основные функции:

    1) обеспечивают круглосуточный прием  и временное содержание несовершеннолетних  правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

    2) проводят индивидуальную профилактическую  работу с доставленными несовершеннолетними,  выявляют среди них лиц, причастных  к совершению преступлений и  общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

    3) доставляют несовершеннолетних  в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

    Индивидуальная  профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в ЦВС, при наличии оснований ее проведения, осуществляется с учетом возраста, поведения, общественной опасности ранее совершенных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения эффективных мер профилактического воздействия, и проводится в течение всего времени их нахождения. В целях повышения эффективности индивидуальной профилактической работы к несовершеннолетним применяются меры поощрения и взыскания.

    В соответствии с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в целях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, установления обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, сотрудники ЦВС35:

    - выясняют условия жизни и воспитания  несовершеннолетних в семье; их  личные качества, интересы, причины самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, учебного заведения; недостатки в деятельности организаций и учебных заведений, способствующие совершению правонарушений; факты совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавших без вести; места сбыта похищенного; случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность; факты совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних;

    - незамедлительно докладывают рапортом начальнику ЦВС о выявлении лиц, причастных к совершению преступлений, или иных обстоятельствах, имеющих значение для их раскрытия. По его письменному поручению полученная информация в установленном порядке направляется в соответствующие органы внутренних дел, которые уведомляют ЦВС о результатах ее рассмотрения;

    - проводят индивидуальные воспитательные  мероприятия с несовершеннолетними,  находящимися в ЦВС, обращая  особое внимание на развитие  положительных склонностей и  интересов, устранение недостатков в поведении, приобщение к учебе и труду;

    - информируют заинтересованные органы  и учреждения о причинах и  условиях безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних и вносят  соответствующие предложения об  их устранении, а также по вопросам организации обучения и трудового воспитания детей и подростков, находящихся в ЦВС, оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве.

    Несовершеннолетние, имеющие родителей или лиц, их заменяющих, возвращаются в семью  в сопровождении должностных  лиц ЦВС либо передаются прибывшим за ними родителям или законным представителям.

    В случае, когда возвращение несовершеннолетнего  к месту прежнего жительства невозможно в силу отсутствия надлежащих условий  для его дальнейшего воспитания или иных причин, должностные лица ЦВС сообщают об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в орган опеки и попечительства по месту его жительства для решения вопроса о бытовом и трудовом устройстве36.

    В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дан исчерпывающий перечень случаев, когда возможно помещение несовершеннолетних в Центр. Основание помещения - постановление начальника органа внутренних дел (в случае помещения на срок до 48 ч) или постановление суда (на срок до 30 суток).

   С точки зрения А.В. Губенко, по данному подпункту поместить в Центры несовершеннолетних можно в 6 случаях. Общее условие — несовершеннолетний совершил общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние. Наряду с этим условием должны присутствовать факультативные37:

   1. Необходимо обеспечить защиту  жизни или здоровья и личность  несовершеннолетнего не установлена.

   2. Необходимо обеспечить защиту  жизни или здоровья и несовершеннолетний не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно-опасное деяние.

   3. Необходимо обеспечить защиту  жизни или здоровья, несовершеннолетний  проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение установленного срока.

   4. Необходимо предупредить совершение несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния, и личность несовершеннолетнего не установлена.

   5. Необходимо предупредить совершение  несовершеннолетним повторного  общественно опасного деяния  и несовершеннолетний не имеет  места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние.

   6. Необходимо предупредить совершение  несовершеннолетним повторного  общественно опасного деяния, несовершеннолетний проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение установленного срока38.

   В качестве примера правомерного помещения  несовершеннолетнего в Центр  можно привести постановление Сергиево-Посадского городского суда Московской области  от 25 апреля 2007 г., на основании которого К. помещен в Центр в связи  с тем, что он 22 апреля 2007 г. поджег дачный домик в садовом товариществе. 23 апреля 2007 г. К. был задержан сотрудниками милиции, личность удалось установить только со слов несовершеннолетнего39.

   Однако  далеко не всегда суды учитывают все  требования Закона, необходимые для  помещения несовершеннолетних в Центр, о чем свидетельствуют судебные постановления. Как отмечает В.Н. Вельянинов, опираясь на данные материалов судебной практики Пермского края, направляя несовершеннолетних правонарушителей в центр временного содержания, судьи исходят из факта совершения несовершеннолетним правонарушений и необходимости предотвращения ими повторного общественно опасного деяния, при этом не дают должной оценки всем обстоятельствам дела.

     В нарушение п. 2 ст. 31.1 Закона судами нередко  вопрос о направлении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел решается без достаточного анализа и исследования конкретных обстоятельств и оснований для помещения подростка в центр: бытовые условия, возможности достаточного контроля за несовершеннолетним со стороны законных представителей, возможности исправления его без изоляции от общества, недостаточности проведенной с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы со стороны ОВД, школы.

     Так, Постановлением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 14.12.2007 несовершеннолетняя Ч. 1995 г.р. была помещена в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, при этом, принимая данное решение, судья исходил из факта совершения несовершеннолетней двух общественно опасных деяний и вероятности совершения ею повторного правонарушения. Вместе с тем судья не в полном объеме учел данные, характеризующие личность девочки, которая согласно характеристике трудолюбива, активно участвует в общественной жизни класса и школы, требования взрослых выполняет, отношения с одноклассниками хорошие, кроме того, судья не учел, что ранее Ч. на учете в ПДН ОВД не состояла, после постановки и проведения с ней профилактической работы каких-либо других правонарушений не совершала. А то обстоятельство, что семья девочки состоит на учете как неблагополучная, не может служить основанием для помещения несовершеннолетней в ЦВСНП, поэтому, руководствуясь пп. 2 п. 4 ст. 30 указанного Федерального закона, данное Постановление судьи было отменено председателем Пермского краевого суда, а материал направлен в суд для нового рассмотрения40.

     В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" постановления о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП должны сопровождаться материалами, подтверждающими обоснованность помещения подростка в указанное учреждение. Отсутствие в материалах дел справок и заключений из вышеуказанных субъектов профилактики не дает возможности судье составить полную картину о личности подростка, характере проведенной с ним профилактической работы. Возможно, что в ряде случаев вместо помещения подростка в ЦВСНП достаточно было бы скорректировать проводимую с ним индивидуальную профилактическую работу.

    Следует обратить внимание на то, что на практике качество подготовки материалов, направляемых в суд для решения вопроса  о помещении несовершеннолетнего  в ЦВСНП, является низким. Зачастую отсутствуют документы, имеющие существенное значение для решения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в вышеуказанные учреждения: нет акта жилищно-бытовых условий, нет справки подразделения по делам несовершеннолетних ОВД о проведенной с несовершеннолетним профилактической работе, отсутствуют характеристики несовершеннолетнего. Недостаточно убедительно в ходатайстве начальника ОВД (и без документального подтверждения) мотивируется необходимость помещения несовершеннолетнего в ЦВС для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в целях "предупреждения повторного общественно опасного деяния". Чаще всего в ходатайствах ОВД указывается несколько оснований, например: с целью защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего, с целью предотвращения совершения им повторного общественно опасного деяния или с целью установления личности41.

    Следует также отметить случаи помещения  в ЦВС явно не отвечающие определенным Законом целям и задачам. Например, зачастую Центры используются сотрудниками ПДН как альтернатива закрытой спецшколе, т.е. вместо того, чтобы обращаться в суд с ходатайством о направлении подростка в спецшколу, его помещают в Центр.

    Как следует из содержания п. 1 ст. 26 Закона, материалы об отказе в возбуждении  уголовного дела незамедлительно передаются ОВД в КДН для рассмотрения возможности применения к несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Однако на практике число таких ходатайств очень невелико, а сотрудники ПДН считают, что помещение несовершеннолетних в Центры - более эффективное средство. Так, Г. помещен в Центр в связи с тем, что в 2005 и 2006 гг. совершал общественно опасные деяния, в 2007 г. уже был освобожден судом от уголовной ответственности с вынесением предупреждения, затем судим с применением условной меры наказания и вновь совершил общественно опасное деяние, но в возбуждении уголовного дела отказано в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. Суд счел необходимым поместить подростка в Центр с целью предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний42.

Информация о работе Правонарушения несовершеннолетних