Правонарушения несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

правовые основы деятельности милиции по профилактике безнадзорности (2).doc

— 444.00 Кб (Скачать)

    Все это позволяет утверждать, что  по своей природе комиссии - это  государственные органы, обладающие чертами общественных организаций. Органы такого типа получают все большее распространение в условиях функционирования демократического государства, дальнейшего развития его основ и становления новых организационных форм самоуправления.

    Сочетание признаков государственного органа и общественных организаций усиливает возможности комиссий, расширяет их организационные средства, создает дополнительные пути для широкого привлечения государственных органов и общественности в дело профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

    Таким образом, одни органы КДН являются государственными, другие - государственно-общественными. Однако и последние на основе специальных  правовых механизмов наделяются государственно-властными  полномочиями. Поэтому в рамках всей системы органов профилактики правонарушений деятельность КДН, представленная федеральным правительственным уровнем, уровнем органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, рассматривается как система государственных органов по предупреждению правонарушений30.

    Действенным механизмом повышения эффективности  работы региональных КДН является наделение  их правом принудительного воздействия. Подобное вытекает из полномочий КДН  субъектов РФ, которые имеют следующие  права:

    - запрашивать и получать необходимую информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (независимо от их форм собственности), от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    - приглашать на заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов;

    - принимать в пределах своей  компетенции постановления, обязательные  для исполнения субъектами системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних;

    - вносить в государственные органы, органы местного самоуправления  предложения (представления) о  привлечении к ответственности  должностных лиц и граждан  в случае невыполнения ими  постановлений комиссий и непринятия  мер по выполнению представлений комиссий и т.д.

    Однако  анализ федерального и регионального  правоохранительного законодательства не обнаружил правовых механизмов защиты указанных выше полномочий региональных КДН. Соответственно, и на практике слабо представляют, как действовать в случае невыполнения законных решений региональных КДН. Проблема, указанная выше, основывается на том, что традиционно КДН субъектов РФ не выполняют административно-юрисдикционных функций. Именно эти полномочия дают возможность вне зависимости от уровня власти (государственной федеральной или региональной, местной) использовать законодательные механизмы принудительного воздействия. Так, даже в случае обнаружения причин, их порождающих, или условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних, а это вытекает, например, из основных задач КДН при  Администрации Алтайского края, последние не вправе использовать закрепленный в КоАП РФ (на основе ст. 29.13 и 19.3 КоАП РФ) механизм их ликвидации.

    Это связано с тем, что, с одной  стороны, возможность региональных КДН быть субъектом административной юрисдикции ограничена действием Положения о КДН 1967 г., с другой - нормами КоАП РФ (ст. 1.3 и 29.13). Анализ норм, сосредоточенных в гл. 17 и 19 КоАП РФ, также показал невозможность их применения в деятельности КДН субъектов РФ. Нормы гл. 17 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за невыполнение законных требований только федеральных государственных органов (например, ст. 17.1 КоАП РФ - «Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы»; ст. 17.3 КоАП РФ - «Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов»; ст. 17.7 КоАП РФ - «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»). Нормы гл. 19 КоАП РФ рассчитаны на защиту законных действий государственных контрольно-надзорных органов (например, ст. 19.5 КоАП РФ - «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, контроль»). Положение ст. 19.6 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ориентировано на защиту законных требований только органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность.

    Выход в этом случае видится в возможности  воздействия КДН субъектов РФ на подчиненные им КДН муниципальных образований, которые по закону являются полноправными субъектами административной юрисдикции и имеют право пользоваться механизмом предупреждения правонарушений на основе норм КоАП РФ. Однако на практике такое взаимодействие обременено конкретным делом об административном правонарушении, расследуемым муниципальными КДН. Это означает, что сроки производства по делу об административном правонарушении, а значит, и сроки взаимодействия весьма ограниченны. Так как деятельность региональных КДН в большей степени носит периодичный характер, на наш взгляд, более эффективным является включение в законы субъектов РФ об административных правонарушениях нормы, прямо устанавливающей ответственность за невыполнение законных решений КДН субъектов РФ. На примере  Алтайского края данную норму можно включить в гл. 3  Закона  Алтайского края об административных правонарушениях, где объединены нормы, защищающие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Рассмотрение дела о таком нарушении, в целях максимальной объективности, целесообразно отнести к компетенции мирового суда.

    В случае установления такой правоохранительной нормы потребуется включить в  нормы, регулирующие полномочия региональных КДН, срок исполнения решений (предписаний, постановлений). Так, в п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона Читинской области установлено, что при получении решения комиссии должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители организаций, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, граждане РФ обязаны в десятидневный срок сообщить о мерах, принятых во исполнение решения комиссии. Неисполнение указанными лицами решений комиссии влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами области.

    Оценивая  в целом правовую сторону деятельности КДН государственных органов  исполнительной власти федерального и  регионального уровней, стоит признать необходимость принятия специального закона, устанавливающего систему и полномочия КДН и механизм передачи и распределения между ними соответствующих государственно-властных полномочий31.

    Эффективность профилактики правонарушений среди  несовершеннолетних сотрудниками подразделений  по делам несовершеннолетних зависит от следующих условий.

    1. Своевременность. Несвоевременное  принятие профилактических мер  может повергнуть подростка в  неблагоприятные социальные и  психологические условия, способствующие  изменению его сознания, ценностного  отношения к окружающим людям, самому себе.

    Своевременность позволяет предупредить неблагоприятное  развитие личности, оздоровить с помощью  организационно-педагогических и правовых мер условия жизни и воспитания, положение несовершеннолетнего  в коллективе до того, как неблагоприятная ситуация скажется на поведении личности.

    2. Упреждаемость. Данный параметр  имеет непосредственное отношение  к самому поступку, совершение  которого можно было предвидеть. Так, педагог, зная о склонности  подростка к алкоголю, может предвидеть, что в день своего рождения он попытается выпить. Спрогнозировать, вовремя провести необходимую профилактическую работу - залог предупреждения асоциального поведения подростка.

    3. Дифференцированность. В процессе  профилактической работы важен  дифференцированный подход к субъекту воздействия, подбор форм организации и содержания индивидуального подхода к каждому подростку, с которым проводятся профилактические мероприятия с учетом особенностей личности причин неблагоприятной жизненной или воспитательной ситуации.

    4. Последовательность. Последовательное применение различных средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего. Алгоритм последовательных мер следующий: сначала используются методы убеждения, рассчитанные на самосознание субъекта, на его потенциальные возможности самому критически осмысливать и корректировать свое поведение. Эти методы также анализируются педагогами, родителями, представителями государственно-общественных организаций и другими заинтересованными лицами. Если такие формы не оказывают существенного влияния, то следует использовать меры, реализующие общественную, дисциплинарную, административную ответственность.

    5. Комплексность. Способствует интеграции  нравственного, трудового, правового,  эстетического и физического воспитания несовершеннолетних, а также обязательно взаимодействие в предупредительной работе семьи, общественно-государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров.

    6. Соблюдение компетенции. Данное  требование предполагает обеспечение своевременности, достаточности, законности профилактических мер.

    Перечисленные требования к профилактической работе среди несовершеннолетних требует  организации оптимальных психолого-педагогических условий:

    - опору на положительные стороны подростка;

    - участие ученического коллектива (через общественные органы и  органы самоуправления);

    - планирование и программирование  как обязательный элемент организации  профилактической работы;

    - обязательный контроль за подростками  (несовершеннолетними), посещающими занятия в учебных заведениях;

    - неотвратимость общественного воздействия  на каждый случай нарушения  дисциплины32.

    Вывод: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних сотрудниками ПДН рассматривается не как изолированный комплекс мер (правовых), а как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач воспитания, использующая средства образовательных, культурных и общественно-государственных учреждений.

    Проведение  совместных мероприятий службами профилактики правонарушений несовершеннолетних должно идти по следующим направлениям профилактической работы:

    - обеспечение сотрудничества правоохранительных  органов с культурными, образовательными, научными центрами, общественно-государственными  учреждениями в планировании, организации и содержании профилактических мер;

    - разработка и использование правильных  критериев оценки такой работы  с обозначенными учреждениями;

    - профессиональная подготовка специалистов, работающих с несовершеннолетними,  вооружение их всем комплексом педагогических средств борьбы с правонарушениями;

    - совместная организация родительского  всеобуча;

    - организация и методическое обеспечение  правового воспитания подростков;

    - организация непрерывного информационного  взаимодействия между всеми субъектами профилактической деятельности;

    - проведение совместных мероприятий  на уровне индивидуальной профилактики, включая оздоровление среды33.

    Работа  над указанными направлениями будет  способствовать достижению следующих  результатов:

    - преодолению педагогической запущенности подростков;

    - формированию у них интереса  к избранной профессии;

    - воспитанию активной жизненной  позиции;

    - вовлечению подростка в общественно-полезную  деятельность;

    - направлению подростка к осознанным  действиям посредством переключения его интересов (занятия спортом, туризмом, художественной самодеятельностью, компьютерные клубы, военно-патриотическая работа, интеллектуальные игры и другие виды деятельности);

    - участию подростков в органах  ученического самоуправления;

    - работе в общественных организациях.

    Таким образом, совместная воспитательно-профилактическая работа правоохранительных органов  и государственно-общественных организаций  по предупреждению правонарушений среди  несовершеннолетних направлена, прежде всего, на включение подростков в общественно-полезную деятельность в сфере труда и свободного времени.

    Основные меры предупредительного воздействия, применяемые органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включают:

Информация о работе Правонарушения несовершеннолетних