Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа
Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.
Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88
5. Усиление деятельности служб, осуществляющих лечение и реабилитацию несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией.
6.
Совершенствование
7.
Повышение квалификации
8.
Создание общественной
9. Совершенствование целенаправленной подготовки кадров и тщательный их отбор для учреждений, занимающихся воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, оказавшимся в конфликте с законом, может быть обеспечена только путем формирования в России общей системы защиты прав несовершеннолетних с гарантией судебной защиты специализированным судом.
Профилактика правонарушений - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит основные положения Минимальных стандартных правил Организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Пункт 10.3 Пекинских правил определяет, что «контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним правонарушителем осуществляются таким образом, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать благополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ей или ему ущерба, с должным учетом обстоятельств дела»23. Это особенно важно при первоначальном контакте с органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут оказать значительное влияние на отношение несовершеннолетнего к закону, обществу, государству.
На подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ОВД) как элемент государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возложено решение следующих основных задач:
-
предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и
-
обеспечение защиты прав и
законных интересов
-
выявление и пресечение
В процессе повседневной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД выработаны эффективные формы и методы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые необходимо не только закрепить, но и развить в общероссийском законодательном акте, например Федеральном законе «О профилактике правонарушений», который бы определял основные понятия, принципы, виды и направления профилактической деятельности; систему органов, осуществляющих профилактику; их полномочия по реализации профилактической деятельности. Действующее законодательство не разрешает данной проблемы.
При применении Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выстраивается целая система мер, по своей природе профилактических. Содержание деятельности ПДН ОВД по их применению в совокупности и является осуществлением административной профилактики24.
Одним
из центральных направлений
Основная задача инспекторов ПДН - проведение профилактических мероприятий по недопущению правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и устранению условий, способствующих их совершению.
Основанием
для проведения индивидуальной профилактической
работы в отношении
-
заявление несовершеннолетнего
либо его родителей или
- приговор, определение или постановление суда;
- постановление КДНиЗП, прокурора, следователя, органа дознания или начальника ОВД;
- заключение, документы по результатам проверок жалоб, заявления или других сообщений.
Важную
роль в предупредительных
Выход из этой ситуации видится в скорейшем принятии Федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором будут определены не только система и полномочия КДН различных уровней, но и механизм распределения и передачи государственно-властных полномочий между ними.
Проводя параллель между КДН при Совете Министров РСФСР, упомянутой в Положении о КДН 1967 г., и современной Правительственной комиссией, следует отметить, что ст. 16 Положения о КДН 1967 г. ставит перед федеральными органами КДН важную задачу - выявление и устранение причин, порождающих безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Учитывая вторичность действия Положения о КДН 1967 г., на наш взгляд, следовало бы повторить эту задачу в Положении о Правительственной комиссии 2006 г. Так как многие причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основываются на макродетерминантах, общих экономическо-социальных проблемах российского общества, активнейшую роль в их вскрытии и устранении должна играть Правительственная комиссия как координирующий орган общероссийского масштаба.
Следующим звеном системы КДН в Российской Федерации являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов РФ. Общеправовой и исторической основой их функционирования является Положение о КДН 1967 г., которое устанавливает деятельность соответствующих комиссий при окружных, областных и краевых Советах народных депутатов. Очевидные изменения социально-политических и экономических основ российского общества последних десятилетий не позволяют напрямую использовать правовой инструментарий Положения о КДН. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации в качестве альтернативы приняты законы, регулирующие деятельность соответствующих КДН на основе современных условий. Прямая ссылка на такую возможность отражена в ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ, согласно которой порядок образования КДН и осуществления ими государственных полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. К сожалению, указанный Федеральный закон не установил систему КДН федерального, регионального и местного уровней, а определил лишь общие задачи и функции. Поэтому подход к разделению многочисленных задач и функций КДН разных уровней в законотворческой деятельности субъектов РФ сформирован на традиционных подходах Положения о КДН 1967 г.
Анализ нормативных правовых актов субъектов РФ, (и в частности, Алтайского края) регулирующих деятельность КДН региональных органов исполнительной власти, показал их схожесть, что указывает на существующее взаимодействие между регионами, активную деятельность в этом Правительственной КДН Российской Федерации. Вместе с тем существуют некоторые отличия в правовом регулировании отдельно взятых органов исполнительной власти, возглавляющих систему органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их интересов25.
Согласно Положению о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края и ее состава: Постановление Администрации Алтайского края от 27.07.2009 № 337 (в ред. от 10.02.2010 комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края (далее - «Комиссия») является постоянно действующим межведомственным коллегиальным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
Функциями КДН являются:
1. Координация деятельности
органов и учреждений, входящих
в систему профилактики
2. Выработка согласованных подходов к решению проблем профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
3. Участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
4. Координация и
анализ деятельности
5. Выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам своей компетенции26.
Почти все лица, входящие в состав комиссий, - представители государственных органов и общественных организаций - осуществляют свои обязанности безвозмездно. Одни выполняют их в силу своего должностного положения, являясь представителями государственных органов или учреждений, другие работают на общественных началах, представляя общественные организации и широкие слои граждан.
В соответствии с федеральным законодательством на комиссии по делам несовершеннолетних возлагается ряд разнохарактерных задач, которые можно условно распределить по следующим функциональным комплексам:
1) охранительный - включает в себя задачи защиты и восстановления прав несовершеннолетних;
2)
социальный - связан с противодействием
ряду отрицательных
3)
организационно-методический - отражает
координационную роль КДН в
системе органов и учреждений
профилактики безнадзорности и
правонарушений
4) административно-юрисдикционный - опосредует применение комиссиями по делам несовершеннолетних предусмотренных законодательством мер воздействия на несовершеннолетних и их родителей, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции КДН27.
Сходную
классификацию задач КДН
-
организации мероприятий,
-
защите прав и законных
-
рассмотрению дел об
В свою очередь субъекты Федерации конкретизируют и дополняют вышеуказанные задачи в соответствии с приоритетами и потребностями своего регионального уровня. Так, в частности, на комиссии по делам несовершеннолетних в регионах возлагаются такие задачи, как подготовка и направление в соответствующие органы предложений по обеспечению и организации контроля за условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе КДН, образованных органами местного самоуправления; взаимодействие с общественными объединениями, религиозными объединениями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями, а также с гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. В связи с этим комиссии наделяются такими полномочиями, как участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, участие в разработке муниципальных целевых программ в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физкультуры, спорта, туризма, социального обслуживания и социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и контроль их реализации29.