Правонарушения несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

правовые основы деятельности милиции по профилактике безнадзорности (2).doc

— 444.00 Кб (Скачать)

    5. Усиление деятельности служб,  осуществляющих лечение и реабилитацию несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией.

    6. Совершенствование деятельности  работы инспекторов ПДН в образовательных  учреждениях, с привлечением детских,  подростковых психологов, педагогов-учителей, семейных инспекторов.

    7. Повышение квалификации сотрудников,  занимающихся профилактической  работой (проведение научно-практических  конференций с привлечением ведущих  вузов Российской Федерации и  ученых, занимающихся проблемами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение санитарно-просветительской и лекционной работы по профилактике алкоголизма, наркомании, СПИДа среди учащихся; участие в научных исследованиях по актуальным проблемам профилактики).

    8. Создание общественной комиссии  из числа педагогов, представителей  общественности, сотрудников правоохранительных  органов по анализу радио- и  телепередач, публикаций для подростков  с целью противодействия маргинальному  образу жизни.

    9. Совершенствование целенаправленной подготовки кадров и тщательный их отбор для учреждений, занимающихся воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей.

    Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, оказавшимся в конфликте с законом, может быть обеспечена только путем формирования в России общей системы защиты прав несовершеннолетних с гарантией судебной защиты специализированным судом.

1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних

 

    Профилактика  правонарушений - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и  иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит основные положения Минимальных стандартных правил Организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Пункт 10.3 Пекинских правил определяет, что «контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним правонарушителем осуществляются таким образом, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать благополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ей или ему ущерба, с должным учетом обстоятельств дела»23. Это особенно важно при первоначальном контакте с органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут оказать значительное влияние на отношение несовершеннолетнего к закону, обществу, государству.

    На  подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН  ОВД) как элемент государственной  системы профилактики правонарушений несовершеннолетних согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возложено решение следующих основных задач:

    - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных  действий несовершеннолетних, выявление  и устранение причин и условий, способствующих этому;

    - обеспечение защиты прав и  законных интересов несовершеннолетних;

    - выявление и пресечение случаев  вовлечения несовершеннолетних  в совершение преступлений и  антиобщественных действий.

    В процессе повседневной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД выработаны эффективные формы и методы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые необходимо не только закрепить, но и развить в общероссийском законодательном акте, например Федеральном законе «О профилактике правонарушений», который бы определял основные понятия, принципы, виды и направления профилактической деятельности; систему органов, осуществляющих профилактику; их полномочия по реализации профилактической деятельности. Действующее законодательство не разрешает данной проблемы.

    При применении Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выстраивается целая система мер, по своей природе профилактических. Содержание деятельности ПДН ОВД по их применению в совокупности и является осуществлением административной профилактики24.

    Одним из центральных направлений деятельности системы инспекций по делам несовершеннолетних (ПДН) является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая  характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия.

    Основная  задача инспекторов ПДН - проведение профилактических мероприятий по недопущению  правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и устранению условий, способствующих их совершению.

    Основанием  для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей могут являться обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», если они зафиксированы:

    - заявление несовершеннолетнего  либо его родителей или законных  представителей об оказании им  помощи;

    - приговор, определение или постановление суда;

    - постановление КДНиЗП, прокурора,  следователя, органа дознания  или начальника ОВД;

    - заключение, документы по результатам  проверок жалоб, заявления или  других сообщений.

    Важную  роль в предупредительных мероприятиях и помощи инспекторам ПДН играют отделы уголовного розыска и полиции. Основная задача сотрудников этих отделов - выявление и предотвращение замышляемых несовершеннолетними преступлений; осуществление комплекса воспитательно-предупредительных мер, устранение возможности посягательства, создание условий для добровольного отказа от преступного намерения. В арсенале деятельности данного подразделения выступают негласные оперативные методы и формы, которые относятся к воспитательным мерам педагогической направленности и специально-криминологической профилактике. К сожалению, такое положение не способствует упрочению единства всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

    Выход из этой ситуации видится в скорейшем  принятии Федерального закона «Об основах  организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором будут определены не только система и полномочия КДН различных уровней, но и механизм распределения и передачи государственно-властных полномочий между ними.

    Проводя параллель между КДН при Совете Министров РСФСР, упомянутой в Положении о КДН 1967 г., и современной Правительственной комиссией, следует отметить, что ст. 16 Положения о КДН 1967 г. ставит перед федеральными органами КДН важную задачу - выявление и устранение причин, порождающих безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Учитывая вторичность действия Положения о КДН 1967 г., на наш взгляд, следовало бы повторить эту задачу в Положении о Правительственной комиссии 2006 г. Так как многие причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основываются на макродетерминантах, общих экономическо-социальных проблемах российского общества, активнейшую роль в их вскрытии и устранении должна играть Правительственная комиссия как координирующий орган общероссийского масштаба.

    Следующим звеном системы КДН в Российской Федерации являются комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов РФ. Общеправовой и исторической основой их функционирования является Положение о КДН 1967 г., которое устанавливает деятельность соответствующих комиссий при окружных, областных и краевых Советах народных депутатов. Очевидные изменения социально-политических и экономических основ российского общества последних десятилетий не позволяют напрямую использовать правовой инструментарий Положения о КДН. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации в качестве альтернативы приняты законы, регулирующие деятельность соответствующих КДН на основе современных условий. Прямая ссылка на такую возможность отражена в ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ, согласно которой порядок образования КДН и осуществления ими государственных полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. К сожалению, указанный Федеральный закон не установил систему КДН федерального, регионального и местного уровней, а определил лишь общие задачи и функции. Поэтому подход к разделению многочисленных задач и функций КДН разных уровней в законотворческой деятельности субъектов РФ сформирован на традиционных подходах Положения о КДН 1967 г.

    Анализ  нормативных правовых актов субъектов  РФ, (и в частности, Алтайского края) регулирующих деятельность КДН региональных органов исполнительной власти, показал  их схожесть, что указывает на существующее взаимодействие между регионами, активную деятельность в этом Правительственной КДН Российской Федерации. Вместе с тем существуют некоторые отличия в правовом регулировании отдельно взятых органов исполнительной власти, возглавляющих систему органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их интересов25.

    Согласно Положению о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края и ее состава: Постановление Администрации Алтайского края от 27.07.2009 № 337 (в ред. от 10.02.2010 комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края (далее - «Комиссия») является постоянно действующим межведомственным коллегиальным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

    Функциями КДН являются:

    1. Координация деятельности  органов и учреждений, входящих  в систему профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае.

    2. Выработка согласованных  подходов к решению проблем  профилактики безнадзорности, правонарушений  несовершеннолетних и защиты  их прав.

    3. Участие в разработке  проектов нормативных правовых  актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

    4. Координация и  анализ деятельности муниципальных  комиссий по делам несовершеннолетних  и защите их прав, оказание  им методической помощи.

    5. Выработка предложений  и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам своей компетенции26.

    Почти все лица, входящие в состав комиссий, - представители государственных  органов и общественных организаций - осуществляют свои обязанности безвозмездно. Одни выполняют их в силу своего должностного положения, являясь представителями государственных органов или учреждений, другие работают на общественных началах, представляя общественные организации и широкие слои граждан.

    В соответствии с федеральным законодательством на комиссии по делам несовершеннолетних возлагается ряд разнохарактерных задач, которые можно условно распределить по следующим функциональным комплексам:

    1) охранительный - включает в себя  задачи защиты и восстановления прав несовершеннолетних;

    2) социальный - связан с противодействием  ряду отрицательных общественных  явлений, таких как беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность  и другие, а также с оказанием  помощи в ресоциализации и  социальной реабилитации несовершеннолетних;

    3) организационно-методический - отражает  координационную роль КДН в  системе органов и учреждений  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних;

    4) административно-юрисдикционный - опосредует  применение комиссиями по делам несовершеннолетних предусмотренных законодательством мер воздействия на несовершеннолетних и их родителей, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции КДН27.

    Сходную классификацию задач КДН представляют и другие современные исследователи. В частности, Е.В. Головкин считает, что деятельность КДН подчинена  трем основным направлениям:

    - организации мероприятий, направленных  на предупреждение безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних;

    - защите прав и законных интересов  несовершеннолетних;

    - рассмотрению дел об административных  правонарушениях несовершеннолетних28.

    В свою очередь субъекты Федерации  конкретизируют и дополняют вышеуказанные  задачи в соответствии с приоритетами и потребностями своего регионального уровня. Так, в частности, на комиссии по делам несовершеннолетних в регионах возлагаются такие задачи, как подготовка и направление в соответствующие органы предложений по обеспечению и организации контроля за условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе КДН, образованных органами местного самоуправления; взаимодействие с общественными объединениями, религиозными объединениями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями, а также с гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. В связи с этим комиссии наделяются такими полномочиями, как участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, участие в разработке муниципальных целевых программ в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физкультуры, спорта, туризма, социального обслуживания и социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и контроль их реализации29.

Информация о работе Правонарушения несовершеннолетних