Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 11:36, курсовая работа
Объект: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как направление социальной работы.
Предмет: восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы.
Цель: изучить восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы, и выявить их значимость.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительного подхода в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия………………………………………………………………………..6
Нормативная правовая база в профилактике правонарушений несовершеннолетних в РФ. …………………………………………………13
Концептуальные основы восстановительного подхода в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних…………………………………17
Глава 2. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниципальных территориях
2.1 КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода…..21
2.2 Модель внедрения восстановительных технологий в РФ на примере Пермского края…………………………………………………………………..24
2.3 Восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений на материале работы КДНиЗП г. Минусинска…………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительного подхода в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних
Глава 2. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниципальных территориях
2.1 КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода…..21
2.2 Модель внедрения восстановительных
технологий в РФ на примере Пермского
края………………………………………………………………….
2.3 Восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений на материале работы КДНиЗП г. Минусинска…………….27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Подростковая преступность была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост числа тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности, выявляет тенденцию к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних, свидетельствует об определенных изменениях мотивации преступного поведения подростков.
При этом главное, что ставит преступность несовершеннолетних в ряд актуальных проблем, – это характер ее социальных последствий: преступность морально уродует и подвергает социальной деградации молодежь, которая является активным субъектом общественного воспроизводства, важным резервом и гарантом национальной безопасности, экономического благосостояния и духовного становления России.
К числу факторов, влияющих повышение преступности школьников, российские ученые Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинский,В. Т. Лихачев и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция роста числа противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними. Ежегодно органами МВД привлекается в качестве обвиняемых и подозреваемых более 200 тыс. несовершеннолетних достигших 14-летнего возраста. Только половина дел доходит до суда. Тем не менее, около 20 тыс. несовершеннолетних (каждый десятый) получают наказание в форме реального лишения свободы. Низкая занятость несовершеннолетних, ранее порождавшая преступления небольшой тяжести, в настоящее время способствует росту количества серьезных преступлений. Увеличивается количество случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.
Подходы к решению проблемы подростковой преступности в большинстве своем традиционны. Ежегодно суды, органы правопорядка, учреждения-субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних вынуждены подбирать меры воспитательного воздействия примерно для 180 тысяч подростков, в процессе реализации которых должны добиваться формирования персональной ответственности у правонарушителей.
Тем не менее, имеющиеся статистические показатели указывают на низкую результативность работы специалистов служб, созданных за последние годы в различных ведомствах и призванных оказывать помощь семье и детям.
Однако, по мнению экспертов в вопросах противоправного поведения несовершеннолетних, при эффективной работе системы социальной профилактики можно предупреждать 6-8 преступлений и правонарушений подростков из десяти.
Специалисты социальной сферы подключаются к работе с несовершеннолетними правонарушителями, но далеко не всегда обладают специальной подготовкой. Статус профилактических учреждений в общей системе профилактики правонарушений несовершеннолетних недостаточно высок, а механизмы межведомственного взаимодействия для ведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями ещё не сложился.
Актуальность проблемы указывает на необходимость усовершенствования существующих и поиск новых, более эффективных методов работы. В России по инициативе Общественного Центра «Судебно-правовая реформа» г. Москвы программы восстановительного правосудия проводятся с 1997 г.
Объект: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как направление социальной работы.
Предмет: восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы.
Цель: изучить восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы, и выявить их значимость.
Задачи:
Методы:
Гипотеза состоит в том, что восстановительные технологии в профилактике правонарушений играют большую роль и имеют высокую результативность.
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительного подхода в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних
1.1 Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия
Проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено прежде всего традиционно высокой преступной активностью подростков.
Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое и общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.
Профилактика - это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
Профилактика правонарушений - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Несовершеннолетние быстрее реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности.
Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, установленного законом для достижения полной дееспособности.
Не случайно в динамике преступлений несовершеннолетних наблюдаются определенные колебания - «волнообразные движения». Так, за годы реформ «пик» в ее динамике пришелся на наиболее сложный в социально-экономическом плане период - на 1993 год. В течение последующих четырех лет (1994 -1997 гг.) в России отмечалось снижение и некоторая стабилизация преступности несовершеннолетних. Однако в 1998-1999 гг. количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, вновь стало расти, а в 2000-2002 гг. снова снизилось [3, 47].
Обратимся к данным таблицы 1. На основании приведенных данных напрашивается вывод о положительных результатах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. За рассматриваемый период только в 2007г. и 2008г. отмечен рост выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними. Удельный вес раскрываемых ежегодно преступлений с участием несовершеннолетних сократился с 14 до 9,1%. Коэффициент преступлений несовершеннолетних также значительно сократился.
На самом деле вывод об улучшении криминальной ситуации представляется необоснованным. Количественные показатели преступности несовершеннолетних находятся в прямой зависимости от уголовной политики, карательной практики, изменений уголовного, уголовно-процессуального, административно-правового законодательства. Неслучайно самое значительное снижение преступности несовершеннолетних отмечено в 2000 г. (первый год действия нового УК РФ) и в 2005 г. (начало периода действия УПК России) [1,5].
Существенные изменения произошли в условиях жизнедеятельности молодого поколения страны. Как показывают исследования, подрастающее поколение с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, жилья и в обустройстве своей дальнейшей жизни. В переходный, кризисный период все большее влияние на преступность оказывают такие факторы, как имущественное расслоение общества, заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения, явная и скрытая безработица, массовая миграция, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальными проблемами неблагоприятный психологический фон.
Социально-экономические явления и процессы, происходящие на макроуровне, отражаются на сознании и поведении несовершеннолетних, преломляясь через среду ближайшего социального окружения: семью, школу, трудовые коллективы, неформальные группы молодежи по месту жительства. Эти социальные институты испытывают в настоящее время большие трудности в выполнении своих задач и функций. Антикриминогенный, профилактический их потенциал за годы проводимых в стране реформ значительно снизился.
Коренные причины роста преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис, переживаемый в стране с начала радикальных преобразований в экономике и продолжающийся в определенной мере и в настоящее время, сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий. Изменение форм собственности и связанный с этим интенсивный процесс первоначального накопления капитала привели к резкому имущественному расслоению общества. Большинство населения обнищало. По данным выборочных социологических исследований 42,4% населения составляют сейчас слой неимущих, находящихся за чертой возможностей физиологически допустимого минимума потребления, а еще 37,1% - слой малообеспеченных, которым доступно только поддержание жизни. С переходом экономики страны на рельсы рыночного хозяйства произошел развал многих отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Возникла безработица, реальный уровень которой по оценкам специалистов составляет около 12%. Спад производства ограничил возможности материальной поддержки учреждений культуры, образования, здравоохранения. Услуги этих учреждений для многих слоев населения стали труднодоступными. Глубокие преобразования в сфере экономики отразились на идеологии общества и нравственном сознании населения. Произошла переоценка этических норм и ценностей, общепринятой картины истории и культуры. Объявленная в стране широкая демократия и плюрализм идей привели к возникновению многочисленных общественно-политических и религиозных течений, в том числе анархистского, нигилистического и шовинистического толков. На фоне социально-экономической неудовлетворенности у различных этнических и национальных групп населения возникло мнимое ощущение ущемленности в правах.
В ряде регионов укрепилась националистическая идеология. Стали происходить межэтнические и межнациональные конфликты. Появились потоки беженцев и вынужденных переселенцев [10,33].
Все эти процессы привели к росту социальной напряженности. У большинства населения появились чувства неопределенности, неуверенности в будущем, тревожности, потери ориентиров. Усиление социального неравенства и напряженности в обществе вызвало резкий рост преступности, которая стала оказывать обратное негативное влияние на общественное сознание и психологию. В условиях экономической и политической нестабильности и нарастания общей социальной напряженности в числе наименее защищенных социальных групп населения оказалась молодежь: значительно сузились возможности самореализации, приобщения к социально-полезной деятельности, удовлетворения ее потребностей и интересов посредством институционных форм. Официальные институты социализации: семья, школа, трудовые коллективы, досуговые учреждения - переживают кризис и не в состоянии полноценно выполнить свои социальные функции.