Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Объект: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как направление социальной работы.
Предмет: восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы.
Цель: изучить восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы, и выявить их значимость.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительного подхода в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия………………………………………………………………………..6
Нормативная правовая база в профилактике правонарушений несовершеннолетних в РФ. …………………………………………………13
Концептуальные основы восстановительного подхода в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних…………………………………17
Глава 2. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниципальных территориях
2.1 КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода…..21
2.2 Модель внедрения восстановительных технологий в РФ на примере Пермского края…………………………………………………………………..24
2.3 Восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений на материале работы КДНиЗП г. Минусинска…………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Уровни внедрения восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних:

I уровень - Конфликтные ситуации на уровне школы – Школьная служба примирения (программы примирения).

II уровень – Конфликтные ситуации - Муниципальная служба примирения (восстановительные процедуры).

III уровень - Административные правонарушения, общественно опасные деяния – КДНиЗП (программы реабилитации). 

IV уровень – Уголовные преступления – Суд (программы восстановительного правосудия).

V уровень – Отбывание наказания – КДНиЗП, Учреждения ГУФСИН, ГУВД, Образовательные учреждения закрытого типа (восстановительные процедуры).

VI уровень – Пост адаптация - Учреждения СОН (программы пост адаптации).

Координацию реализация восстановительных программ в муниципальных образованиях Пермского края осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), организуя взаимодействие учреждений социального обслуживания семьи и детей, муниципальных служб примирения, образовательных учреждений, в которых работают школьные службы примирения.

В этом взаимосвязанном процессе специалисты КДН и ЗП до рассмотрения дела на заседании и вынесения санкции – отбирают дела, поступающие от граждан, ПДН ОВД, образовательных учреждений, судов, других источников и направляют их в муниципальную службу примирения для проведения восстановительной программы, в школьную службу примирения, или в социальную службу, исходя из особенностей каждого случая. После проведенных программ примирения специалистами службы, в которую поступил запрос, на заседании КДНиЗП рассматриваются результаты проведенной работы, с учётом которых комиссия выносит решение по делу. Результаты по применению восстановительных процедур КДНиЗП ежемесячно анализируют, данные мониторинга реализации восстановительных технологий направляются в Краевой методический центр для анализа, далее – в Агентство по управлению социальными службами Пермского края. Внедрение данного модуля позволяет создать новый порядок работы КДНиЗП, направленный на профилактику противоправного поведения несовершеннолетних через применение восстановительного подхода.

 

 

 

 

2.3 Восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений на материале работы КДНиЗП г. Минусинска

 

Проблема использования восстановительного подхода для предупреждения и разрешения конфликтов у несовершеннолетних является актуальной, новой и достаточно малоизученной в России.

Восстановительный подход в профилактике правонарушений несовершеннолетних в г. Минусинске ведется недавно. Для того чтобы выяснить, есть ли смысл продолжать работу в этом направлении, нами было проведено исследование, на основе которого можно говорить о роли и значении восстановительных технологий в работе КДНиЗП в г. Минусинске.

Базой исследования являются, работа комиссии с учащимися СОШ г. Минусинска, состоящими на учете КДНиЗП. Было опрошено 50 человек из общеобразовательных школ и 5 экспертов: социальный педагог, учителя общеобразовательных школ, члены комиссии по делам несовершеннолетних.

Цель эмпирического исследования: проанализировать восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на материале работы КДНиЗП г. Минусинска

Объект исследования: несовершеннолетние, находящиеся на учете КДНиЗП г. Минусинска.

Предмет исследования: восстановительные технологии в профилактике правонарушений несовершеннолетних в работе КДНиЗП г. Минусинска.

 

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ документальной базы;

2. Выявить количество респондентов, наиболее подверженных конфликтности;

3. Применить некоторые виды восстановительных  технологий в общеобразовательных  учреждениях с лицами, стоящими  на учете КДНиЗП г. Минусинска;

3. Выявить насколько специалисты хорошо знают технологию восстановительного подхода.

Методы исследования:

    • Опросник Баса-Дарки, экспертное анкетирование;
    • Беседа;
    • Интерпретационно-описательный: количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость заключается в значимости восстановительных технологий в профилактике правонарушений с несовершеннолетними и применения этих технологий в работе КДНиЗП г. Минусинска.

Работа с несовершеннолетними по предупреждению и разрешению конфликтов в рамках восстановительного подхода должна осуществляться на трех уровнях:

Работа с несовершеннолетними на 1 уровне заключается преимущественно в том, чтобы осуществлять ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемого, законопослушного поведения) и предупреждения конфликтов.

Профилактика на 2 уровне необходима тогда, когда регистрируется административное правонарушение или другое проявление девиантного поведения подростка, для оказания помощи в предупреждении и разрешении конфликтов.

Профилактика на 3 уровне касается несовершеннолетних, которые совершили преступления.

 

 

 

Основные этапы реализации исследования:

1 этап – диагностический. Цель – проведение исследования степени конфликтности несовершеннолетних, наличия знаний о конфликтах, в области предупреждения и разрешения конфликтов.

Исследование психологических особенностей конфликтного поведения несовершеннолетних с помощью опросника Басса-Дарки (Приложение 1),  показало, что больше половины подростков склонны к агрессивным реакциям. 65 % респондентов проявляют вербальную агрессию, 40 % - косвенную агрессию, 35 % - физическую. Склонность к асоциальному поведению выражена у 63 % опрошенных, у 37 % подростков выявлена высокая степень конфликтности личности. В среднем каждый обычный подросток в течение недели вступает в конфликт в 30 % случаев, подростки с девиантным поведением – в 61 % случаев, подростки, находящиеся в конфликте с законом, – в 70 % случаев.

В целом подростки имеют довольно размытое представление о структурных компонентах и процессе протекания конфликта. В их понимании категория «конфликт» носит экспрессивно выраженный характер и соответствует таким определениям, как «ссора», «спор», «драка» и др.  
По мнению подростков, конфликты возникают из-за несогласия, непонимания, разногласий.

Во время конфликта или после него подростки испытывают обиду, злость, страх, волнение. Их, как правило, не интересует состояние и переживание оппонентов.

70% подростков считают, что от  конфликтов нет никакой пользы, 30% уверены, что конфликт помогает  установить истину, доказать свое мнение, правоту.

Полученные результаты отчасти объясняются возрастными психологическими особенностями подростков: импульсивностью, несдержанностью, гормональными перестройками, а также особенностями воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы профилактики конфликтности и асоциального поведения у подростков, обучение их навыкам эффективной коммуникации, формирования основ неконфликтного поведения (Приложение 3).

2 этап – информационно-практический. Цель – внедрение системы работы с несовершеннолетними по предупреждению и разрешению конфликтов в рамках восстановительного подхода.

Информационная часть этого этапа реализовывалась в виде обучающих лекций, бесед, классных часов.

Цель – обучение основам коммуникативной и психологической грамотности, необходимых для предотвращения конфликтов и эффективного реагирования на конфликты, овладение восстановительным способом разрешения конфликтов.

В рамках исследования были проведены лекции и беседы по следующим темам: конфликт и способы его разрешения, стратегии поведения в конфликте, уверенное поведение в конфликте, техники эффективной коммуникации, восстановительный способ разрешения конфликтов (Приложение 4).

Практическая часть этого этапа реализовалась по трем направлениям в зависимости от уровня, на котором происходила работа с несовершеннолетними: 
В зависимости от направления меняются исполнители и формы работы с несовершеннолетними. 
1 направление – работа с обычными подростками по профилактике и разрешению конфликтов.

Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и различные пласты взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций. В основном школа старается не выносить такие конфликты вовне. У современной школы есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны, что часто отмечают и сами участники образовательного процесса.

Восстановительный подход к разрешению конфликтных ситуаций дает возможность подросткам освоить конструктивное, ответственное поведение в конфликтных ситуациях и способы конструктивного разрешения конфликтов.

Цель этого направления работы - ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемого, законопослушного поведения) и предупреждения конфликтов.

Практическая часть этого этапа реализовывалась в виде тематических кругов, кругов ценностей, ролевых игр, программ примирения (медиации), школьных конференций.

Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Количественные показатели:

  • количество подростков, посещающих мероприятия в рамках исследования;
  • уменьшение количества конфликтов у несовершеннолетних;
  • количество положительных отзывов участников мероприятий.

Качественные показатели:

  • степень активности несовершеннолетних в предлагаемых мероприятиях;
  • привлечение новых участников из других школ города;
  • повышение уровня бесконфликтности у участников исследования.

Изучив восстановительные подходы и применив некоторые из них на практике, были получены следующие результаты:

  • Появились условия для ценностно-ориентированного обучения несовершеннолетних навыкам конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов;

·    снизился уровень агрессии в подростковой среде;

  • ускорился процесс ресоциализации и реинтеграции подростков, находящихся в конфликте с законом;
  • была оказана помощь в предупреждении и разрешении конфликтов подростками, демонстрирующими девиантное поведение;
  • респонденты овладели технологиями предупреждения и разрешения межличностных конфликтов, правилами медиации.

Что касается экспертов, то данные анкетирования (Приложение 2), показали, что не все до конца еще не осознают важность восстановительного подхода (30%), но большинство (70%) всё-таки понимают значимость восстановительного подхода, уже применяют его в своей работе и готовы дальше работать в этом направлении. Уровень результативности восстановительных технологий, по данным исследования, оказался высоким – 90 %. Как показывает практика работы территории, модель школьной службы примирения, где учащиеся под руководством взрослых учатся выходить из проблемных ситуаций сами и помогают своим сверстникам, является наиболее эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает участникам выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь,  на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности разрешить конфликт. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

Важнейшей ценностью и целью восстановительной медиации является работа по «очеловечиванию» взаимоотношений. Конфликт или криминальная ситуация приводит часто к тому, что люди начинают видеть друг в друге исключительно негативные стороны, возрастает чувство страха, ненависти или злобы. Человек, заражаясь этими чувствами, порой не в состоянии воспринимать адекватно ни свои действия, ни действия других.   Восстановительная медиация за счет восстановления способности понимания ситуации, проблем, намерений, целей, норм и установок позволяет снять негативные представления у сторон относительно друг друга. Ведущий (медиатор) помогает людям выразить полноту их ситуации и донести  её друг до друга таким способом, чтобы участники, узнав  конструктивным образом  те аспекты человеческого существования, которые были до этого скрыты от них,  нашли в себе силы начать обсуждать совместное решение данной проблемы. Образно говоря, медиатор строит лестницу, шагая по которой, люди узнают все больше и больше друг о друге, и это знание помогает им справиться с ситуацией. Каждая «ступенька» этой лестницы помогает сделать шаг в сторону строительства здоровых отношений друг с другом.

Информация о работе Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниц