Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 11:36, курсовая работа
Объект: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как направление социальной работы.
Предмет: восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы.
Цель: изучить восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы, и выявить их значимость.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительного подхода в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия………………………………………………………………………..6
Нормативная правовая база в профилактике правонарушений несовершеннолетних в РФ. …………………………………………………13
Концептуальные основы восстановительного подхода в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних…………………………………17
Глава 2. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниципальных территориях
2.1 КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода…..21
2.2 Модель внедрения восстановительных технологий в РФ на примере Пермского края…………………………………………………………………..24
2.3 Восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений на материале работы КДНиЗП г. Минусинска…………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………
В курсовой работе были выполнены все поставленные задачи. Нами рассмотрены правонарушения несовершеннолетних как объекта профилактического воздействия, также была проанализирована нормативно-правовая база в рамках профилактики преступлений несовершеннолетних в России. Нами изучены концептуальные основы восстановительных технологий. Были рассмотрены восстановительные технологии, использующиеся в регионах РФ на примере Пермского края и города Минусинска.
Исходя из данных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что гипотеза данной курсовой работы нашла свое подтверждение. Восстановительные технологии действительно имеют большую значимость в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и должны развиваться.
Список использованной литературы:
3. Восстановительная ювенальная юстиция [Текст]: Областная целевая
программа «Семья и дети
4. Нормативно – правовые основы ювенальной юстиции [Текст]: Сборник
нормативно-правовых документов и материалов практики / Сост.:
Т.И. Марголина, Л.А. Соболева. – Пермь, 2006 – 224 с.
5. Приказ Министерства образования Пермского края № 26-01-04-123 (измененный приказ№109) от 30.07.2007 г «Об организации работы
по выполнению бюджетных заданий по предупреждению социально- опасных заболеваний среди учащихся».
8. Социальная работа [Текст]: Российский энциклопедический словарь // Под ред. Жукова В.И. - М.: Союз, 1997.
9. Беличева, С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / С.А. Беличева. - М., 1999.
10. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст]: учебное пособие / Я.И. Гилинский., В.С. Афанасьев. - СПб., 1993
11. Демакова, И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации: [текст] / И.Д. Демакова. - Москва – Ижевск: Академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования, Республиканский центр развития образования МНО УР, 1999. – 52 с.
12. Организация и проведение программ восстановительного правосудия [Текст]: Методическое пособие / под ред. Л.М. Каранозовой и Р.Р.
Максудова. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2006. – 224 с.
18. Ховард, З. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: [текст] / З. Ховард // пер с англ. Л.М. Каранозовой. - М.: МОО «Центр судебно-правовая реформа», 2002. – 316 с.
19. Школьные службы примирения [Текст]: Сборник материалов под ред.
А.Ю.Коновалова. - М.: МОО «Центр судебно-правовая реформа», 2002, - 79с.
Приложение А
Опросник Басса-Дарки
Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».
Обработка результатов и интерпретация
Ответы оцениваются по 8 шкалам.
1. Физическая агрессия (k=11): | |
"да" = 1, "нет" = 0 |
вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 9, 7 |
2. Вербальная агрессия(k=8): | |
"да" = 1, "нет" = 0 |
вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 33, 66, 74, 75 |
3. Косвенная агрессия (k=13): | |
"да" = 1, "нет" = 0 |
вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 26, 49 |
4. Негативизм (k=20): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 4,12,20,28, |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 36 |
5. Раздражение (k=9): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 11, 35, 69 |
6. Подозрительность (k=11): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 33, 66, 74, 75 |
7. Обида (k=13): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 |
8. Чувство вины (k=11): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67 |
Индекс агрессивности включает в себя
1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает
в себя 6 и 7 шкалу.
Нормой агрессивности является величина
ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности
– 6-7 ± 3. При этом обращается внимание
на возможность достижения определенной
величины, показывающей степень проявления
агрессивности.
Приложение Б
Анкета для специалистов, прошедших обучение по программе
«Проектирование тренингов для обучения ведущих программ восстановительного правосудия»
1.ФИО специалиста___________________
2. Работает ли специалист на данный момент в том же учреждении, в каком работал во время обучения по программе «Проектирование тренингов для обучения ведущих программ восстановительного правосудия»?
3. Если специалист перешел в другое учреждение, то укажите, в какое учреждение:
а. учреждение социального обслуживания населения
б. учреждение образования
в. учреждение ОВД
г. администрация (КДНиЗП, управление образования и др.)
д. другое (укажите, какое именно)_______________________
е. не располагаете информацией.
5. Укажите, пожалуйста, работает ли
специалист в службах
а. да, является специалистом Муниципальной службы примирения
б. да, является специалистом Школьной службы примирения
в. да, является специалистом службы примирения в учреждении социального обслуживания населения
г. нет, в службах примирения не работает.
6. Укажите, пожалуйста, когда и где специалист получил Сертификат ведущего восстановительных программ:
а. когда получил сертификат____________________
б. учреждение, выдавшее сертификат____________________
в. ФИО тренера, проводившего обучение______________________
7. Проводит (проводил) ли специалист обучение других специалистов восстановительным технологиям?
а. да, обучает (обучал) специалистов своего учреждения (в своей службе)
б. да, обучает (обучал) специалистов других учреждений (других служб) в своем муниципальном образовании
в. да, обучает (обучал) специалистов учреждений (служб) других муниципальных образований
г. нет
8. Проводит (проводил) ли специалист обучение детей (из актива Школьных служб примирения) восстановительным технологиям?
а. да
б. нет
9. Отметьте, пожалуйста, типы программ, которые проводил специалист
1. программа примирения (не между родственниками)
2. программа примирения в семье
3. семейная конференция
4. программа заглаживания вреда
5. школьная служба примирения
6. «круг заботы»
10. Отметьте, пожалуйста, источники, по заявкам из которых специалист проводил восстановительные программы:
1. по заявкам из КДНиЗП
2. по заявкам из суда
3. по заявкам из ПДН ОВД
4. по заявкам из другого
11. Количество восстановительных программ, реализованных специалистом (завершенных) ____________
12. Дата первой восстановительной программы, проведенной специалистом (год) _____________________
13. Практикует ли специалист восстановительные технологии в своей работе сейчас?
Приложение В
Анализ опросника Басса-дарки
Рисунок 1 – Склонность к агрессивным реакциям
Рисунок 2 – Склонность к асоциальному поведению
Приложение В
Рисунок 3 – Значение конфликта в разрешении спора
Рисунок 4 – Степень конфликтности
Приложение В
Анализ экспертного анкетирования
Рисунок 5 – Важность применения восстановительных технологий
Рисунок 6 – Результативность восстановительных технологий
Приложение В
Рисунок 7 – Типы восстановительных технологий
Приложение Д
Беседа на тему «Эти вредные конфликты»
I. Интерактивная беседа по теме "Варить суп или заваривать кашу?"
Специалист ОУ: Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чем это заключалось?
Примерные ответы детей:
- Сделал такое, что потом еле-еле
распутал.
- Натворил гадостей, потом родители расхлебывали.
- Напутал чего-то, перессорился со всеми.
- Попадал в трудное положение, из которого
не мог найти выход.
II. Незаконченные предложения по теме "Отчего происходят конфликты?"
Специалист ОУ: Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
(Дети поднимают руки.)
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение «Причиной конфликта было то, что…»