Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Объект: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как направление социальной работы.
Предмет: восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы.
Цель: изучить восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы, и выявить их значимость.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительного подхода в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия………………………………………………………………………..6
Нормативная правовая база в профилактике правонарушений несовершеннолетних в РФ. …………………………………………………13
Концептуальные основы восстановительного подхода в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних…………………………………17
Глава 2. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниципальных территориях
2.1 КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода…..21
2.2 Модель внедрения восстановительных технологий в РФ на примере Пермского края…………………………………………………………………..24
2.3 Восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений на материале работы КДНиЗП г. Минусинска…………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

В курсовой работе были выполнены все поставленные задачи. Нами рассмотрены правонарушения несовершеннолетних как объекта профилактического воздействия, также была проанализирована нормативно-правовая база в рамках профилактики преступлений несовершеннолетних в России. Нами изучены концептуальные основы восстановительных технологий. Были рассмотрены восстановительные технологии, использующиеся в регионах РФ на примере Пермского края и города Минусинска.

Исходя из данных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что гипотеза данной курсовой работы нашла свое подтверждение. Восстановительные технологии действительно имеют большую значимость в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и должны развиваться.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Законы и иные нормативные акты

 

  1. Брейтуэйт, Дж. Преступление стыд и воссоединение [Текст] / Дж. Брейтуэйт. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.
  2. Восстановительная ювенальная юстиция: [Текст]: Сборник статей. -  М.: МОО центр «Судебно-правовая реформа», 2007. – C. 196.

3. Восстановительная ювенальная юстиция [Текст]: Областная целевая

                 программа «Семья и дети Прикамья  на 2006 – 2010 годы» / Сост.А.Ю.        Коновалов. – 2006, 246 с.

4. Нормативно – правовые основы ювенальной юстиции [Текст]: Сборник

нормативно-правовых документов и материалов практики / Сост.:

Т.И. Марголина, Л.А. Соболева. – Пермь, 2006 – 224 с.

5. Приказ Министерства  образования Пермского края № 26-01-04-123 (измененный приказ№109) от 30.07.2007 г «Об организации работы

по выполнению бюджетных заданий по предупреждению социально- опасных заболеваний среди учащихся».

    1. Стандарты восстановительной медиации. – М., 2009 – С. 3.
    2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ 
      «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 

  1. Научная литература:

 

8. Социальная работа [Текст]: Российский энциклопедический словарь //   Под ред. Жукова В.И. - М.: Союз, 1997.

 

 

 

  1. Учебная литература:

 

9. Беличева, С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / С.А. Беличева. - М., 1999.

10. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст]: учебное пособие / Я.И. Гилинский., В.С. Афанасьев. - СПб., 1993

11. Демакова, И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации: [текст] / И.Д. Демакова. - Москва – Ижевск: Академия повышения квалификации и

переподготовки работников образования, Республиканский центр развития образования МНО УР, 1999. – 52 с.

12. Организация и проведение программ восстановительного правосудия [Текст]: Методическое пособие / под ред. Л.М. Каранозовой и Р.Р.

Максудова. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2006. – 224 с.

13. Стефанов, Н. Общественные науки и социальные технологии [Текст] / Н. Стефанов. - М., 2006. - 212 с.

14. Технология социальной работы [Текст] / под. ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 240 с.

15. Технология социальной работы [Текст] / Сост. Чуркин И.Ю. - Новосибирск: НГТУ, 2009. - 39 с.

16. Теория социальной работы [Текст] / Под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2009. - 334 с.

17. Теория и методика социальной работы (Часть I) [Текст]. - М.: Союз, 2004. - 339 с.

18. Ховард, З. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: [текст] / З. Ховард // пер с англ. Л.М. Каранозовой. - М.: МОО «Центр судебно-правовая реформа», 2002. – 316 с.

19. Школьные службы примирения [Текст]: Сборник материалов под ред.

А.Ю.Коновалова. - М.: МОО «Центр судебно-правовая реформа», 2002, - 79с.

 

Приложение А

Опросник Басса-Дарки

 

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

 

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  5. Не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  15. Часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18. В раздражении хлопаю дверьми.
  19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие завидуют мне.
  31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34. От злости иногда бываю мрачным.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Дерусь не реже и не чаще других.
  56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  60. Ругаюсь только от злости.
  61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  67. Часто думаю, что живу неправильно.
  68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре часто повышаю голос.
  74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов и интерпретация

Ответы оцениваются по 8 шкалам.

1. Физическая агрессия (k=11):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия(k=8):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k=13):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k=20):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 36

5. Раздражение (k=9):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k=13):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67


Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.  
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Анкета для специалистов, прошедших обучение по программе

«Проектирование тренингов для обучения ведущих программ восстановительного правосудия»

 

1.ФИО специалиста_______________________________________

2. Работает ли специалист на данный момент в том же учреждении, в каком работал во время обучения по программе «Проектирование тренингов для обучения ведущих программ восстановительного правосудия»?

3. Если специалист перешел в другое учреждение, то укажите, в какое учреждение:

а. учреждение социального обслуживания населения

б. учреждение образования

в. учреждение ОВД

г. администрация (КДНиЗП, управление образования и др.)

д. другое (укажите, какое именно)_________________________________

е. не располагаете информацией.

5. Укажите, пожалуйста, работает ли  специалист в службах примирения:

а. да, является специалистом Муниципальной службы примирения

б. да, является специалистом Школьной службы примирения

в. да, является специалистом службы примирения в учреждении социального обслуживания населения

г. нет, в службах примирения не работает.

6. Укажите, пожалуйста, когда и где специалист получил Сертификат ведущего восстановительных программ:

а. когда получил сертификат____________________________________________________

б. учреждение, выдавшее сертификат____________________________

в. ФИО тренера, проводившего обучение_________________________

7. Проводит (проводил) ли специалист  обучение других специалистов  восстановительным технологиям?

а. да, обучает (обучал) специалистов своего учреждения (в своей службе)

б. да, обучает (обучал) специалистов других учреждений (других служб) в своем муниципальном образовании

в. да, обучает (обучал) специалистов учреждений (служб) других муниципальных образований

г. нет

8. Проводит (проводил) ли специалист  обучение детей (из актива Школьных  служб примирения) восстановительным технологиям?

а. да

б. нет

9. Отметьте, пожалуйста, типы программ, которые проводил специалист

1. программа примирения (не между  родственниками)

2. программа примирения в семье

3. семейная конференция

4. программа заглаживания вреда

5. школьная служба примирения

6. «круг заботы»

10. Отметьте, пожалуйста, источники, по заявкам из которых специалист проводил восстановительные программы:

1. по заявкам из КДНиЗП

2. по заявкам из суда

3. по заявкам из ПДН ОВД

4. по заявкам из другого учреждения (укажите, из какого именно)


11. Количество восстановительных  программ, реализованных специалистом (завершенных) ____________

12. Дата первой восстановительной  программы, проведенной специалистом (год) _____________________

13. Практикует ли специалист  восстановительные технологии в своей работе сейчас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Анализ опросника Басса-дарки

Рисунок 1 – Склонность к агрессивным реакциям

 

Рисунок 2 – Склонность к асоциальному поведению

 

 

 

 

 

Приложение В

Рисунок 3 – Значение конфликта в разрешении спора

 

Рисунок 4 – Степень конфликтности

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Анализ экспертного анкетирования

Рисунок 5 – Важность применения восстановительных технологий

 

Рисунок 6 – Результативность восстановительных технологий

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Рисунок 7 – Типы восстановительных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

Беседа на тему «Эти вредные конфликты»

 

I. Интерактивная беседа  по теме "Варить суп или заваривать  кашу?"

Специалист ОУ: Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чем это заключалось?

Примерные ответы детей:

- Сделал такое, что потом еле-еле  распутал.  
- Натворил гадостей, потом родители расхлебывали.  
- Напутал чего-то, перессорился со всеми.  
- Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход.

II. Незаконченные предложения  по теме "Отчего происходят конфликты?"

Специалист ОУ: Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?

(Дети поднимают руки.)

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение «Причиной конфликта было то, что…»

Информация о работе Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниц