Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Объект: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как направление социальной работы.
Предмет: восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы.
Цель: изучить восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы, и выявить их значимость.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительного подхода в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия………………………………………………………………………..6
Нормативная правовая база в профилактике правонарушений несовершеннолетних в РФ. …………………………………………………13
Концептуальные основы восстановительного подхода в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних…………………………………17
Глава 2. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниципальных территориях
2.1 КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода…..21
2.2 Модель внедрения восстановительных технологий в РФ на примере Пермского края…………………………………………………………………..24
2.3 Восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений на материале работы КДНиЗП г. Минусинска…………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

(Дети поднимают руки, высказываются.) .

Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

III. Мини – лекция "Эти  вредные конфликты"

Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный – неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились:

 

Приложение Д

«Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта – холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».

Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещенные приемы – это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т.п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

IV. Практикум. Способы предотвращения  конфликтов

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме.

Приложение Д

Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется "конструктивное предложение". Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Мягкое противостояние

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Конструктивное предложение

А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?

Примерные ответы детей:

- Лена, мне кажется не справедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.  
- Я понимаю, Анна, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающейся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?

. Мягкое противостояние и конструктивное  предложение – это два способа  поведения, которые помогут вам  предотвратить конфликты и сохранить  собственное достоинство.

V. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»

Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило – «Шесть шагов к миру».

 

Приложение Д

Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашем классе недавно

вспыхнул конфликт между (имена и фамилии).попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны к доске.

Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов. Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!

(Дети делают один  шаг навстречу друг другу.)

А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: "Какое мое желание привело к конфликту?" и "Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?"

(Дети по очереди отвечают.)

Так, теперь нужно сделать шаг второй…

(Дети делают один  шаг навстречу друг другу.)

… и ответить на вопросы: "Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?"

(Дети отвечают.)

Делаем третий шаг.

(Дети делают один  шаг навстречу друг другу.)

Спросите себя: "Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?"

(Дети отвечают.)

А теперь спросите себя: "Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?"

(Дети отвечают.)

А какие решения вам могут подсказать одноклассники?

Приложение Д

(Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.)

Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвертый шаг.

(Дети делают один  шаг навстречу друг другу.)

Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

(Дети отвечают.)

Мы уже почти погасили конфликт – делаем пятый шаг.

Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?

(Дети отвечают.)

Остался один шаг!

(Дети делают один  шаг навстречу друг другу.)

Нужно дать ответ на последний вопрос: "С чего начать наше перемирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?" (Нужно пожать друг другу руки.)

(Пожимают руки.)

Вот мы и погасили этот конфликт – перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

Таблицы

Таблица 1 - Динамика и коэффициент преступности несовершеннолетних в России за 2000г. - 2008 г.

Год

Количество выявленных преступлений несовершеннолетних

Рост/ снижение,  %

Удельный вес от общего числа раскрытых преступлений, %

Коэффициент преступлений несовершеннолетних в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14-17 лет

2000

221649

-1,8

14,0

2563,1

2001

209777

-5,4

12,0

2402,2

2002

202935

-3,3

11,0

2295,5

2003

182798

-9,9

10,9

2030,2

2004

189293

+3,6

10,3

2029,4

2005

208313

+10,0

9,6

2183,2

2006

195426

-6,2

8,9

2012,1

2007

185379

-5,1

9,0

1877,5

2008

139681

-24,7

9,1

1414,3


 

 

 

 

 

Приложение Е

Таблица 2 - Отличие восстановительного подхода от карательного (традиционного)

Карательный подход

Восстановительное правосудие

Преступление – это действие

против государства, нарушение

закона, абстрактная идея

Преступление – это действие против другого лица и конкретного сообщества

Общество на обочине, оно

абстрактно представлено государством

Общество как фактор,

способствующий процессу восстановления

Наказание эффективно: а) угроза

наказания сдерживает от

преступления б) наказание меняет

поведение

Само по себе наказание не

эффективно с точки зрения

изменения поведения и нарушает

связи, отношения между людьми

Пострадавшие находятся на

обочине процесса

Пострадавшие являются

центральными фигурами в процессе

принятия решения по преступлению

Правонарушитель определяется

своими недостатками

Правонарушитель определяется по способности произвести возмещение ущерба

Главное – установить вину, акцент

на прошлом (совершил(а) ли он(а)

это?)

Главное – решить проблему,

установить ответственность/

обязательства, акцент на будущем

(что надо сделать?)

Ответственность правонарушителя определяется как его наказание

Ответственность понимается как

принятие ответственности и

выполнение действий по исправлению вреда Возмещение

ущерба как средство восстановления

положения обеих сторон; цель –

примирение/восстановление

Акцент на состязательном отношении сторон

Решение проблемы строится на

диалоге и переговорах


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

Таблица 3 - Порядок работы организации и реализации восстановительной программы

Мероприятие

Срок

Ответственный

 

1 этап. Выявление ситуаций на  уровне КДНиЗП.

 
 

Выявление ситуаций, подходящих для организации с ними восстановительных программ из анализа:

- поступивших документов в КДНиЗП;

- поступившей информации от специалистов учреждений и граждан;

- при рассмотрении протокола  на заседании КДНиЗП;

- по решению КДНиЗП, Межведомственного  консилиума специалистов

 

Специалист КДНиЗП

 

Отбор дел в соответствии с  критериями отбора случаев для реализации восстановительных программ

 

Специалист КДНиЗП

 

Заполнение заявки на организацию работы с использованием восстановительных программ, копирование имеющихся документов по ситуации

1 день

Специалист КДНиЗП

 

Определение службы примирения (МСП, ШСП, служба в УСОН), которая будет реализовывать восстановительную программу:

Тот же день

Специалист КДНиЗП

 

Передача заявки с имеющейся информацией по ситуации координатору Муниципальной службы примирения, либо Школьной службы примирения, либо Социальной службы примирения

1 день

Специалист КДНиЗП

 

Выявление ситуаций на уровне учреждения.

 

Поступление заявки из КДНиЗП, суда, других служб примирения

Поступление информации от специалистов учреждения и других учреждений (ПДН ОВД и других субъектов системы профилактики).

Поступление информации от клиентов.

По решению консилиума специалистов.

 

Координатор службы в учреждении

 

2 этап.

Организация работы со случаем с использованием восстановительных программ в службе.

 

Анализ информации, отбор дел, определение ведущего для реализации ВП, возможно решение о направлении заявки на реализацию ВП в другую службу примирения

1 день

Координатор службы в учреждении

 

Оформление и передача заявки на реализацию ВП ведущему ВП в своем учреждении, либо в другую службу примирения

1 день

Координатор службы в учреждении

 

3 этап. Реализация восстановительной  программы

 

Сбор информацию о ситуации, выбор типа восстановительной программы.

3 дня

Ведущий ВП

 

Реализация восстановительной программы.

10-30 дней

Ведущий ВП

 

Взаимодействие со специалистами, осуществляющими сопровождение данных клиентов

По ходу реализации ВП

Ведущий ВП

 

Подготовка и выдача рекомендаций специалистам по дальнейшей работе с участниками ситуации

По окончании ВП

Ведущий ВП

 

4 этап. Контроль реализации ВП

 

Подготовка промежуточного отчета по заявке от КДНиЗП

Указанная дата в заявке

Ведущий ВП

 

Подготовка итогового отчета о реализованной программе и сдача руководителю службы

1 день по окончании ВП

Ведущий ВП

 

Передача итогового отчета о реализации ВП по заявке КДНиЗП специалисту КДНиЗП

1 день

Координатор в учреждении

 

Учет отработанного случая в мониторинге реализации восстановительных программ в службе

При заполнении мониторинга

Руководитель МСП

 

Учет и контроль реализации восстановительных процедур в учреждении в соответствии с выданными ведущим ВП заявками и принятыми отчетами.

Постоянно

Координатор в учреждении

 

Учет и контроль реализации восстановительных процедур в учреждении в соответствии с выданными координаторам заявками и принятыми отчетами.

Постоянно

Координатор КДНиЗП

 

4 этап. Мониторинг реализации ВП

 

Мониторинг реализации восстановительных программ в учреждении. Передача данных мониторинга руководителю МСП

1 число следующего месяца ежемесячно

Координатор службы

 

Проверка данных и свод данных мониторинга каждой службы примирения в районе. Передача данных мониторинга координатору в КДНиЗП

2 число следующего месяца ежемесячно

Руководитель МСП

 

Анализ данных мониторинга  реализации восстановительных программ в районе. Сдача в информационно-аналитический отдел КМЦ.

2 число следующего месяца ежемесячно

Координатор КДНиЗП

 

Анализ данных мониторинга  реализации восстановительных программ в Пермском крае. Сдача в Агентство.

число следующего месяца ежемесячно

ИАО КМЦ


Приложение Е

Таблица 4  - Критерии отбора дел специалистом КДНиЗП для определения службы примирения, реализующей восстановительную программу

Критерий

Служба примирения

1.

Ситуации, участниками которой являются субъекты образовательного процесса ОУ, в котором работает Школьная служба примирения

ШСП

2.

Ситуации, участниками которых являются дети, семьи, находящиеся в СОП, дети, находящиеся в приюте, являющиеся воспитанниками семейно-воспитательных групп

Служба в учреждении СОН

3.

Другие ситуации, а также особо сложные случаи из выше перечисленных ситуаций

МСП


 


Информация о работе Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниц