Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Объект: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как направление социальной работы.
Предмет: восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы.
Цель: изучить восстановительные технологии в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в практике социальной работы, и выявить их значимость.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительного подхода в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия………………………………………………………………………..6
Нормативная правовая база в профилактике правонарушений несовершеннолетних в РФ. …………………………………………………13
Концептуальные основы восстановительного подхода в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних…………………………………17
Глава 2. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниципальных территориях
2.1 КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода…..21
2.2 Модель внедрения восстановительных технологий в РФ на примере Пермского края…………………………………………………………………..24
2.3 Восстановительные технологии и их значимость в профилактике правонарушений на материале работы КДНиЗП г. Минусинска…………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

4) документы, определенные настоящим  Федеральным законом как основания  помещения несовершеннолетних в  учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем  органа или учреждения системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки  жалоб, заявлений или других сообщений [7].

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Концептуальные основы восстановительного подхода в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

 

Элементы восстановительного подхода использовались индейцами Северной Америки, слово значимого лица – вождя как нейтрального посредника играло решающую роль в разрешение спорных ситуаций.

Восстановительные технологии - понятие, обозначающее комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения.

Организованно применять восстановительные технологии начали в Новой Зеландии, где высоко развито значение социума (общины) в определении судьбы ребенка в ситуациях совершения правонарушения или создания поддерживающей среды в ситуации угрозы социального сиротства.

В конце 70-х, 80-х г.г. двадцатого века появилось мировое движение за восстановительное правосудие. Цель его появления – изменение способа реагирования правосудия на уголовно наказуемые деяния с преимущественно карательного на восстановительное.

Отличие восстановительного подхода от карательного (традиционного) можно увидеть в таблице 2.

Восстановительный способ реагирования на правонарушение в отличие от карательного предполагает, прежде всего, ответственность нарушителя, а не его наказание. Решение этой задачи происходит за счёт социально-психологических механизмов «воссоединяющего», а не «клеймящего» стыда, что ведет к социальной интеграции правонарушителей, а не к отвержению их обществом. Как известно, полная замена воспитательных мер лишением свободы часто приводит к негативным последствиям для общества. Пребывание в колониях создает риск получения подростками навыков организации, конспирации, связей с преступным миром взрослых, возможности приобретения наркотиков и т. п. [9,32].

От способности органов правопорядка подобрать и организовать исполнение мер воспитательного и социализирующего воздействия в ходе и в результате официального процесса зависит и судьба несовершеннолетних, попавших в орбиту уголовного правосудия, и возможный рост будущего поколения преступников, и перспективы криминализации населения.

Важным в восстановительном подходе является и обращение к нуждам пострадавшей стороны, что часто упускается при традиционном реагировании на конфликты и правонарушения.

Концепция восстановительного подхода интересна тем, что в ее рамках удалось создать процедуру и методику для реализации трех принципов качественной профилактики преступности и правонарушений:

Принцип 1. Реагирование на правонарушение должно способствовать пониманию и осознанию нарушителем последствий собственных действий для других людей, и переводу этого понимания в выбор и реализацию новых форм поведения, т.е. должно развивать такую основу поведенческого самоконтроля, как умение сопереживать боли другого человека и принимать на себя ответственность за исправление случившегося.

В программах примирения жертвы и правонарушителя это достигается вовлечением пострадавшего в совместную работу с ведущим, осуществляющим роль посредника, обидчиком и организацией встреч «лицом к лицу» между сторонами. На этих встречах в центр внимания ставятся проблемы и потребности жертвы, кроме того, ведущий встречи создает условия именно для внимания к нуждам и потребностям жертвы преступления и осознанного исправления причиненного вреда обидчиком.

Обычно жертвы эмоционально и доходчиво рассказывают о последствиях преступления, что позволяет обидчику более полно понять и прочувствовать разрушающие последствия его поступка.

Принцип 2. Реагирование на правонарушение должно способствовать укреплению семьи и родственных связей несовершеннолетнего правонарушителя, стимулированию их способности влиять на несовершеннолетнего и справляться с его поведением (психологи охарактеризовали бы это как развитие неформального социального контроля).

В восстановительные программы вовлекаются родственники и ближайшее окружение несовершеннолетнего, которые участвуют в анализе причин произошедшего, предлагают ресурсы для изменения ситуации и поведения своего ребенка или родственника. Профилактический эффект здесь оказывает эмоциональная динамика, связанная с проживанием родителями и родственниками своей вины перед жертвой и донесением ими до своего ребенка-правонарушителя, сколь стыдно и больно им участвовать в происходящем. Особенно ярко этот принцип представлен в использовании

Семейных конференций, начало которых положили реформы ювенальной юстиции в Новой Зеландии. Данный принцип прослеживается в тенденции изменения восстановительных программ в сторону работы с группами и коллективами, а не с отдельными индивидами. Также для укрепления социальных связей.

Принцип 3. Реагирование на криминальную ситуацию должно способствовать формированию нравственного ориентира в отношениях между людьми.

В программах восстановительного правосудия предполагается, что обнаружить, каким злом является преступление можно через внимание к его разрушительным, травмирующим и болезненным последствиям для жертвы.

И необходимый противовес причиненным последствиям, прежде всего, создают действия, направленные на исцеление пострадавшего, в помощь ему, а не действия, направленные против наказания преступника.

 

 

Глава 2. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниципальных территориях

 

2.1 КДНиЗП как площадка  для реализации восстановительного  подхода

 

Протоколы о правонарушениях, совершённых несовершеннолетними и постановления об отказе  в  возбуждении  уголовного  дела  в  связи  с  не достижением  возраста уголовной ответственности передаются ОДН в КДНиЗП в течение трёх дней с момента их составления.

Поступившие протоколы о правонарушениях рассматриваются заместителем председателя КДН и ЗП или по поручению ответственным секретарём КДН и ЗП с целью отбора дел  для принятия  решения, по  которым  целесообразно  дополнительное  изучение личности правонарушителя, обстоятельств дела и/или проведение восстановительных процедур.

На  основании  ст.8,   ч.2  ст.6  Положения  о  КДН,  утверждённого   Указом  Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967г., председатель КДНиЗП своим решением привлекает к работе комиссии сотрудников муниципальных учреждений и общественных объединений для использования восстановительных процедур и организации социальной и реабилитационной работы по делам, находящимся в ведении КДНиЗП (специалиста МСП).

На заседании КДНиЗП заслушивается сообщение специалиста о результатах программы примирения.

Сообщение специалиста МСП должно содержать:

    • Формулировку проблемной (кризисной) ситуации на основе достоверной информации об обстоятельствах случая;
    • описание проделанной работы по восстановительным технологиям, результаты программы;
    • определение методов социально-реабилитационной работы, которая могла бы проводиться с кризисной семьёй и подростком;
    • предложение вариантов решения по рассматриваемому случаю.

При рассмотрении дел на заседании КДНиЗП, в отношении которых проводилась дополнительная проверка и восстановительные процедуры, учитывая доклад специалиста МСП, после коллегиального изучения обстоятельств дела Комиссия вправе  принять решение о прекращении дела (п. «б» ст.35 Положения о КДН) или применить меры воздействия (ст.18,19 Положения о КДН).

Порядок работы организации и реализации восстановительной программы (Таблица 3).

Используемые сокращения:

ВП – восстановительные процедуры

КДНиЗП – Комиссия по делам несовершеннолетних

МСП – Муниципальная служба примирения

ШСП – Школьная служба примирения

ССП – Социальная служба примирения, работает в учреждении СОН

УСОН – учреждение социального обслуживания населения

СОП – социально опасное положение

ОУ – образовательное учреждение

Критерии отбора дел специалистом КДНиЗП для определения службы примирения, реализующей восстановительную программу: координатор определяет по категории участников ситуации и по сложности случая возможного ведущего восстановительной программы, службу, реализующую восстановительные программы (Таблица 4).

В большинстве случаев ситуации, выявленные на уровне КДНиЗП направляются для реализации восстановительных программ в Муниципальную службу примирения.

Функционал  координатора КДНиЗП реализации восстановительных программ в районе:

    • Организация порядка реализации восстановительных процедур в районе.
    • Информирование членов КДНиЗП, специалистов учреждений и ведомств о реализации восстановительных процедур в районе и о порядке организации работы со случаем с использованием ВП.
    • Анализ документов, информации, поступающих в КДНиЗП от всех субъектов профилактики, граждан, выбор ситуаций, в которых имеет место конфликт и ситуация соответствует критериям отбора случаев для работы с использованием восстановительных программ.
    • Формирование заявок от КДНиЗП в службы примирения на организацию работы со случаем с использованием ВП.
    • Определение службы, реализующей восстановительные программы, возможно ведущего ВП, по категории участников ситуации и по сложности случая.
    • Передача заявки и имеющейся информации по ситуации координатору либо МСП, либо ШСП, либо учреждения СОН
    • Содействие ведущему программы в сборе информации, в реализации программы, если это требуется, со стороны различных учреждений, ведомств.
    • Контроль реализации восстановительных процедур в учреждениях в соответствии с выданными координаторам заявками и принятыми отчетами.
    • Ведение мониторинга реализации программ в районе.
    • Контроль реализации мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях.
    • Организация мероприятий, имеющих задачи по внедрению муниципальной модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних в районе.

 

2.2 Модель внедрения восстановительных технологий в РФ на примере Пермского края

 

Технологии восстановительного правосудия сфере социального развития и образования Пермского края появились в 2002 году. За истекший период по 2006 год прошла апробация восстановительных технологий на базе 2-х пилотных площадок: г. Лысьва и Индустриальный район г. Перми. За это время отрабатывалось взаимодействие с Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, создавались школьные службы примирения, апробировались модели взаимодействия с судами. Полученный опыт территорий показал высокую результативность работы и удовлетворенность специалистов использованием новых технологий.

Однако, наряду с этим, обозначился ряд проблем, решение которых необходимо для дальнейшего выстраивания единой модели в регионе, а так же развития сети учреждений, применяющих на практике восстановительные методики.

Одновременно с работой в пилотных территориях по восстановительным технологиям в Перми ежегодно обучались специалисты образования, социальной сферы, ряд сотрудников ОДН УВД. Тем не менее, не имея поддержки со стороны администрации учреждений, использование технологий часто оставалось на уровне индивидуальной работы, не имеющей системного характера, выстроенной методической поддержки и открытого взаимодействия учреждений и ведомств. Сложившаяся ситуация показала необходимость административного регулирования процесса внедрения технологий в крае.

С 2007 г. внедрение восстановительных технологий в Пермском крае приобретает масштабный систематизированный характер. Начался новый этап встраивания восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики Пермского края - реализация краевого проекта «Внедрение восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае» (срок действия: 2007-2010 годы).

Реализация проекта предполагает 6-уровневую систему внедрения восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики Пермского края: создание в территориях муниципальных служб примирения, школьных служб примирения, реализация восстановительных программ в учреждениях социальной защиты населения (социальные службы примирения), КДН и ЗП, суды, учреждения ГУВСИН, ГУВД образовательные учреждения закрытого типа.

Учитывая приемственность и поэтапность выстраивания системы внедрения восстановительных технологий, более подробно изложена система создания деятельности школьных служб примирения (ШСП), муниципальных служб примирения (МСП), работа специалистов отделений профилактики безнадзорности с административными правонарушениями и общественно-опасными деяниями.

Информация о работе Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в муниц