Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:52, реферат
Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Основные направления профилактической работы социального педагога с детьми по предупреждению правонарушений.
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Социально-педагогическая деятельность по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
Глава 1 Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
Термин «социальная
педагогика» был предложен
В России выход на профессиональный уровень социальной работы и подготовки специалистов для ее проведения был законодательно оформлен в 1991 году.
Социальный
педагог - это профессионально
Выделение факторов, затрудняющих адаптационные и интеграционные процессы детей, выяснение представлений учащихся и выпускников специальных коррекционных школ о перспективах их самостоятельной жизни позволили определить и рекомендовать в качестве приоритетных направлений деятельности социальных педагогов по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних следующие: диагностико-прогностическое, коррекционно-образовательное и социокультурное, функционально-организационное, профилактическое, правовое.
В плане диагностико-
Суть коррекционно-
Школа - многофункциональный организм, требующий согласованной работы отдельных индивидуумов, групп, коллективов, региональных гуманитарных служб, учреждений социального обеспечения, где центральным связующим звеном является социальный педагог.
В ходе реализации функционально-организационного направления своей деятельности, социальный педагог выполняет посреднические функции между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы с другой. В части организационных вопросов он оказывает помощь администрации школы и семьям в профориентации и в трудоустройстве подростков. Социальный педагог должен проводить анализ социального материала положения учащихся, для того, чтобы содержание трудового обучения отвечало перспективным задачам трудоустройства по месту дальнейшего проживания учащихся.
Профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знание множества социальных факторов, воздействующих на школьников, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать всевозможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей-сирот, обеспечивать понимание преимуществ раннего и открытого обсуждения проблем с целью уменьшения травмотогенных последствий. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений в группе подростков с учетом перспективы их семейной жизни.
Правовое направление соединяет задачи правового просвещения учащихся и педагогов, а также представительство воспитанников от имени школы в судебно-правовых и других организациях. Социальный педагог организует правовое просвещение педагогов, учащихся, разъясняет им их права и обязанности в рамках действующего законодательства, осуществляет сбор информации и документов о юридическом статусе ребенка.
Социально-педагогическая работа -- это всесторонняя и действенная помощь ребенку, попавшему в трудную ситуацию, все те меры, которые этот специалист направляет на его спасение. Она проводится совместно с ребенком и ради ребенка максимально щадящими личность ребенка средствами и способами, с ориентацией на его индивидуальность, на общество, с активизацией возможностей как этого общества, так и возможностей самого ребенка, его родителей, с привлечением для достижения этих целей педагогических средств и социально-педагогического пространства, в котором социальный педагог предполагает действовать [8].
Это важнейшее основание профессиональной позиции социального педагога: даже во время занятий с группой он всегда работает с отдельным случаем, с отдельной личностью, учитывая все ее индивидуальные особенности, условия жизни и социального окружения.
Из этого складываются и все другие характеристики его профессиональной деятельности:
1. поддержка позитивных устремлений ребенка, помощь в его самореализации, физическом и духовном развитии;
2. защита интересов ребенка, попадающего в неблагоприятную жизненную ситуацию; создание условий для изменения отношения к нему в позитивную сторону (вера, терпение, уважение к личности), обеспечение посредничества между ребенком и взрослыми, в том числе родителями;
3. совместный с ребенком
поиск путей и способов
4. координация воспитательной
деятельности как в самом
Эффектная деятельность социального педагога немыслима без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службы школы, органами социальной помощи и защиты, правоохранительными органами.
Глава 2 Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
2.1 Виды и способы реабилитации девиантных детей и подростков
Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.
Восстановление ребенка в правах предполагает учет основных положений Конвенции ООН о правах ребенка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.
Реабилитация невозможна без восстановления ребенка в статусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребенка как социального субъекта и как субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабилитация не только связана, с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и изменением представлений ребенка о самом себе -- его «Я-концепции» [5].
Реабилитация
ребенка возможна только через оптимизацию
его ведущей деятельности и нормализацию
всей системы отношений с
С точки зрения культурно-антропологического подхода можно полагать следующее:
1. каждый народ
и общество на определенном
этапе своего развития
2. развитие ребенка
подчиняется социально-психолог
3. овладение
социокультурной нормой
4. антиподом
социокультурной нормы
5. профилактика
и коррекция запущенности
6. исходя из
целостного понимания ребенка,
реабилитация ребенка
Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме поведения, адекватно и возрасту ребенка, и требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.
Психолого-педагогическая реабилитация - это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания.
Трудновоспитуемость- та или иная степень неспособности, нежелания усваивать педагогические воздействия и адекватно на них реагировать.
Труднообучаемость - та или иная степень низкой обучаемости, связанная с недоразвитием учебно-познавательной мотивации, умений и навыков учебного труда, низким; уровнем субъектности и дисгармониями развития, вызванных психолого-педагогическими и социокультурными причинами.
Социальная запущенность - такие последствия недостаточности соответствующих факторов, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мотивов личности, социальной тупости, слабой социальной рефлексии, минимизированному социальному опыту, трудностям в овладении социальными ролями. Обычно такие дети развиваются в особом социальном окружении, неполноценном по структуре (отсутствие или замена одного из родителей, социальная неразвитость самих родителей и педагогов, социальная депривация и сегрегация ребенка и т.д.). Низкий культурно-образовательный уровень родителей, особенно матери, слабая культура семейного воспитания, а позднее - педагогического процесса, недостаточная общая культура окружающей ребенка микросреды, самих педагогов являются тормозом нормального культурного развития и социализации ребенка в детском возрасте. Вследствие этого страдает развитие его культурно-познавательных способностей, речевой и информационной культуры. Представления об окружающем мире не соответствуют действительному возрасту и возможностям самого ребенка. Следует также отметить, что линия биологического, социального и культурного развития ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Педагогическая запущенность - последствия дезинтегрирующего влияния на развитие личности в совокупности всех факторов при доминировании психолого-педагогических. Они проявляются прежде всего в слабом овладении ведущими видами деятельности (ролевая игра, учение), обеспечивающими полноценное индивидуально-психологическое и личностное развитие ребенка. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении, оформившиеся в особый эмоциональный образ «Я» ребенка, не имеющего успеха, авторитета психологической поддержки окружающих, который не способствует его развитию и саморазвитию. При этом нарушаются процессы персонализации и развития самосознания ребенка.
Любые модели реабилитации социальной и педагогической запущенности детей и подростков должны строиться на основе комплексной диагностики. Этимологическая диагностика может восстановить историю запущенности ребенка: какие факторы (медико-биологические, социокультурные, психолого-педагогические) спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды (семья, детский сад, школа) оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многосторонним, интенсивным, длительным; на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды; какова его сопротивляемость.