Социальная среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение социальной среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.
Задачи работы включают в себя рассмотрение основных понятий социальной среды внутри организации, их характеристики, определить их основные функции и определить основные факторы развития социальной среды организации.

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 162.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном  мире все большее влияние на репутацию  и имидж организации оказывает  занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает  не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

В основе механизма формирования социальной зрелости организации лежит степень сформированности одного из таких факторов, как социальная ответственность. Именно ее развитие выступает показателем, наличие которого позволяет обеспечить не только экономическую эффективность организации, но и ее социальное развитие.

Цель данной курсовой работы – изучение социальной среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Актуальность  данной работы зависит в том, что сама организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; то, что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

Задачи работы включают в себя  рассмотрение основных понятий социальной среды внутри организации, их характеристики, определить их основные функции и определить основные факторы развития социальной среды организации.

1. Понятие социального имиджа организации

 

Социальный  имидж организации - представления  широкой общественности о социальных целях и роли организации в  экономической, социальной и культурной жизни общества. Социальный имидж  формируется посредством информирования общественности о социальных аспектах деятельности организации, таких как спонсорство, меценатство, поддержка общественных движений, участие в решении проблем экологии, занятости, здравоохранения и т.д, содействие конкретным лицам.

Общественное мнение - это совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых  большинством населения либо его частью. Все усилия, направленные на формирование общественного мнения, образовывают определенные (чаще всего положительные) оценки, суждения,   представления   об   организации, настроения, то есть, создают и поддерживают организационный имидж.

   Отношение  общественности к организации  может быть опосредовано уже  сформировавшимся отношением к  системе, в которую включена  организация как составляющая. Так, например, представление о конкретном банке неизменно включает представление о банковской системе в целом и оценку ее деятельности. Данная опосредованность может оказывать как положительное влияние на имидж конкретной организации, так и отрицательное.

 Таким образом,  прослеживается четкая взаимосвязь  компонента общего имиджа организации  с компонентом «социальный имидж»  организации. 

Из этого  можно выделить цели «социального имиджа»:

Воздействие на внешнюю среду организации:

Потребители;

Поставщики;

Администрация города (региона и т.д.)

Формирование  внутреннего климата организации;

Построение  культуры организации;

Повышение имиджа персонала;

Увеличение  конкурентоспособности организации:

Через положительное  отношение общественности (увеличение спроса);

Социальный  имидж организации имеет основную роль в создании общего имиджа организации  т.к. взаимодействует с внешней  средой и создается путем работы со всеми компонентами общего имиджа.[10]

 

2. Социальное развитие организации как объект управления

 

Социальное  развитие организации означает  изменение к лучшему в ее социальной среде. В целом, оно включает в себя весь сложный механизм, приводящий в действие человеческую активность, последовательно развертывающуюся цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к труду, конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала. [2]

Развитие социальной среды – непременный объект управления организацией.

По своему назначению управление социальным развитием  ориентируется исключительно на людей, на создание для работников надлежащих условий  как труда, так и быта и постоянное улучшение этих условий.

Соответственно, его основными целями являются:

- совершенствование  социальной  структуры персонала;

- его демографического и профессионально-квалификационного состава;

- регулирование  численности работников

- повышение  их образовательного и культурно-технического  уровня

- улучшение  эргономических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических  и иных условий работы, охраны труда и безопасности работников;

- обеспечение  социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных  гарантий;

- стимулирование  средствами как материального  вознаграждения, так и поощрения  эффективности труда, инициативного  и творческого отношения к делу, групповой  и индивидуальной ответственности;

- создание и  поддержание в коллективе здоровой  материально-психологической атмосфер, оптимальных межличностных и  межгрупповых связей, способствующих  слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;

- рост жизненного  уровня работников и их семей;

Удовлетворение  потребности в жилье и бытовом  устройстве, продуктах питания, непродовольственных  товарах и необходимых услугах, полноценное использование досуга.

Управление  социальным развитием организации  представляет собой  совокупность способов, приемов и процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе продуманного научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. [1]

Содержание  и формы управленческих решений, а также практических действий по социальному развитию предстают  примерно в следующем порядке  и виде:

Во-первых, базой  благосостояния людей, повышения их  жизненного уровня является эффективная экономика, что одинаково верно и на макроэкономическом уровне, в отношении страны в целом, и на уровне коммерческой деятельности отдельно взятой организации;

Во-вторых, определяющим условием экономического успеха служит не столько ресурсный потенциал организации и форма собственности, сколько то, что продукция  (товары и услуги), производимые будь то акционерным обществом, частной, государственной или муниципальной организацией, нужны обществу, потребителям и пользуются спросом на рынке, приносят прибыль;

В-третьих, эффективное  функционирование и конкурентоспособность организации в решающей  степени обеспечиваются ее персоналом, скоординированными усилиями людей, объединенных общими интересами и делом;

В-четвертых, высокая  отдача совместного труда достигается  умелым управлением всеми сторонами  развития организации, включая и  постоянное обучение персонала, привитие ему самостоятельности, ответственности, заслуженной гордости за свою фирму, производство, учреждение;

В-пятых, важен  настрой работников, благожелательная морально-психологическая атмосфера, уверенность каждого в том,  что он защищен от социальных и профессиональных рисков, что его вклад в достижение целей организации, инициатива и усердная работа получает признание, справедливую оценку, достойное вознаграждение.

Несомненно  также, что управление социальным развитием  обязывает считаться с конкретной ситуацией. На деле это требует избегать шаблонов, предполагает выбор из управленческих решений в зависимости от специфики данных условий, стечения тех или иных обстоятельств на текущий момент о обозримую перспективу, использование многообразных факторов, влияющих на социальную среду организации. [5]

Социальная  среда организации – это совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников.

То есть, применительно  к социальной среде организации  понятие фактор выражает условия, которые  определяют характер и возможные  последствия происходящих в ней  изменений, в свою очередь воздействующих на персонал.

К основным непосредственным факторам социальной среды организации  относятся:

- потенциал  организации;

- ее социальная  инфраструктура;

- условия и  охрана труда;

- материальное  вознаграждение трудового вклада, а также  семейные бюджеты;

- социальная  защита работников;

- социально  психологический климат коллектива;

- внерабочее  время и использование досуга.

Потенциал означает  материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность и качество персонала,  характер ведущих профессий, отраслевую принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции или предоставляемых услуг, форму собственности, финансовое положение, состояние основных фондов и технический уровень производства, а также такие моменты, как  известность организации, традиции и имидж.

Все эти базовые  факторы выступают как средоточие важнейших средств и стимулов, оказываю разностороннее, комплексное  влияние на социальное развитие организации. [4]

Социальная  инфраструктура предоставляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.

В наших условиях перечень таких объектов может включать:

- т.н. обобществленный  жилищный фонд (дома, общежития), и  объекты коммунального хозяйства  (гостиницы, прачечные и т.п.) с  сетями энерго-, газо-, водо- и теплоснабжения, канализации, телефонной связи, локальной компьютерной сети и т.д.;

- медицинские  и лечебно-профилактические  учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории  т. п.);

- т.н. объекты  образования и культуры (школы,  дошкольные и внешкольные детские учреждения, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.д.);

- объекты торговли  и общественного питания (магазины, столовые, кафе,  а также могут быть подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);

- объекты бытового  обслуживания (мастерские, салоны, пункты проката);

- спортивные  сооружения (стадионы, бассейны, спортплощадки)  и базы массового отдыха;

- коллективные  дачные хозяйства и садово-огородные  товарищества.

Организация, в  зависимости от своих масштабов, формы собственности, отраслевой принадлежности  может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой либо иметь набор ее отдельных элементов, может рассчитывать на кооперацию с другими организациями или на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

Если организация  располагает собственной разветвленной  сетью социальной инфраструктуры, управление ею, как правило, осуществляется отдельно. В этом случае возможен вариант с существованием должности директора по социально бытовым  вопросам или как-то так. [6]

Условия и охрана труда включают факторы, которые так или иначе влияют на полезную отдачу работников, обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний.

Условия труда – это совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов производственной среды и трудового процесса, которые оказывают влияние на здоровье и работоспособность человека. Они включают безопасные условия работы, при которых воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов должно быть сведено к минимуму – т.е. к уровню установленных нормативов, а лучше – вообще исключено, если это возможно.  К сожалению, наиболее распространена та практика, что вместо того, чтобы улучшать условия труда, создавать благоприятную среду, предприятия тратят средства (причем иногда в разы больше) на компенсацию работнику за производственный риск (введение сокращенного рабочего времени, повышение тарифных ставок, предоставление бесплатного лечебного питания, досрочный выход на пенсию и т.д.)

Информация о работе Социальная среда организации