Социально-педагогическая деятельность по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:52, реферат

Краткое описание

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Основные направления профилактической работы социального педагога с детьми по предупреждению правонарушений.

Файлы: 1 файл

Копия РИТА.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Исходя из комплексной  диагностики исследуемого явления  можно предлагать самые различные  специальные реабилитационные модели: «профилактика», «диагностика», «коррекция», «реабилитация», «развитие» или их комплекс «профилактика-диагностика-коррекция-развитие-реабилитация». Сущностный характер названных моделей будет различным: педагогическая, психолого-педагогическая, комплексная (медико-психолого-социально-педагогическая). Каждая модель требует реализации определенного содержания, форм и методов работы, включает круг заинтересованных и компетентных участников, предполагает соответствующие технологии и ориентирована на конкретные результаты реабилитации.

Наиболее эффективной  представляется комплексная модель ранней профилактики и коррекции  запущенности детей, которую возможно реализовать в условиях взаимодействия детского сада, семьи и школы со специальными центрами педагогической реабилитации, где работают специалисты разного профиля: педагоги, психологи, психотерапевты, социальные педагоги, психодидакты и т.д..

В комплексной  реабилитационной модели работа специалистов сориентирована, во-первых, на социокультурные и психолого-педагогические факторы микросреды, связанные с родителями, педагогами детского сада и учителями начальной школы; во-вторых, на ведущие признаки запущенности у детей; в-третьих, на их индивидуальные проявления у конкретных детей.

В комплексной модели можно выделить три основных блока:

1. общая ранняя  профилактика;

2. специальная  ранняя профилактика;

3. специальная  коррекционная работа с социально  и педагогически запущенными  детьми, их родителями и педагогами.

Реабилитационная  команда общеобразовательного учреждения осуществляет реабилитацию в виде общей ранней профилактики и специальной ранней профилактики.

Специалисты профильного  центра осуществляют в основном симптоматическую коррекцию психолого-педагогическими  средствами (реабилитационные программы) и этимологическую (коррекционные программы для родителей и педагогов).

Реабилитация  в социальном аспекте означает проведение комплекса мер по возврату к нормальным условиям жизни социально дезадаптированной личности.

Социализация - многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни в обществе, усвоение его норм, правил, знаний и т.д. Одним из социально-психологических механизмов социализации является адаптация (приспособление индивида к выполнению им определенной социальной роли).

Социальная  дезадаптация в педагогическом аспекте - особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующий основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи.

Антиобщественное  поведение - юристы различают три вида: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (неуголовно наказуемое правонарушение), и преступное (нарушение уголовно-правовых норм). Ранней профилактике подлежат первые два вида.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями. Очень редко в смысле «отклоняющееся поведение» употребляется термин «аберация поведения».

Делинквентность (англ. «провинность») - психическая готовность к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирования отрицательно ориентированных личностных установок.

Социальная работа - организаторская деятельность в социальной сфере, представляющая собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества. Целью ее является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление или изменение социального положения личности, группы или общности в социуме Программы и методики социальной реабилитации семей группы «риска» [7].

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков - их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Основными задачами профильных учреждений социально-педагогической реабилитации являются:

1 профилактическая работа по предупреждению безнадзорности детей и подростков;

2 выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;

3 разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты;

4 подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях;

5 обеспечение временного проживания безнадзорных детей и подростков (в возрасте до 18 лет) в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдения норм гигиены, а также оказание им необходимой социальной помощи;

6 оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим;

7 участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних и их устройстве;

8 определение и осуществление совместно с заинтересованными ведомствами наиболее оптимальных форм дальнейшего воспитания детей.

Спектр и объем задач  могут быть расширены (либо сужены) в зависимости от конкретных условий  и кадрового обеспечения деятельности учреждений.

Учреждения обслуживают  несовершеннолетних:

1 нуждающихся в социальной реабилитации, экстренной социальной психокоррекционной и медико-психологической помощи;

2 испытывающих трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и др.;

3.склонных к депривации по разным причинам;

4 проживающих в неблагополучных семьях;

5 подвергшихся любым формам физического или психологического насилия;

6 отказавшихся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7 подкинутых, заблудившихся;

8 оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих);

9 не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности [7].

Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях  заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении  запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении  обструкции по отношению к ним  со стороны сверстников, коррекции их общения и поведения, а также восстановлении их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.

Медико-педагогическая реабилитация исходит из определения  сущности здоровья и отклонений в  его состоянии.

Здоровье - состояние человека, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Показатели  здоровья:

1 генетическое здоровье (определяется при помощи генетического анализа);

2 физическое здоровье;

а) уровень физического  развития (соответствие возрасту, гармоничность);

б) острая заболеваемость (частота, структура);

в) наличие или отсутствие хронической патологии:

3 психическое здоровье (определяется клиническим психоневрологическим обследованием, психологическими тестами);

4 социальное благополучие.

Отклонения  в состоянии здоровья - функциональные или морфологические изменения в организме, снижающие резервы здоровья или приводящие к неполной реализации имеющихся возможностей, нарушающие состояние внутренней гармонии или гармонии с внешней природной или социальной средой.

Медико-педагогическая реабилитация - меры, направленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.

Целью общей  медико-педагогической реабилитации является формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Цель специальной (индивидуальной) медико-педагогической реабилитации -полная ликвидация патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, либо максимально возможная компенсация врожденных или приобретенных отклонений в состоянии здоровья медико-педагогическими мерами и возвращение субъекта в предельно короткие сроки к свойственному для его возраста образу жизни, обеспечивающему гармоничное физическое и духовное развитие.

В этом виде реабилитационной работы нуждаются дети с функциональными  отклонениями (II группа здоровья - ослабленные дети) и дети с морфологическими отклонениями (III группа здоровья -дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации). Ее осуществляют медицинские работники территориальных детских лечебно-профилактических учреждений, школьный педиатр, медсестра, социальный педагог и весь педагогический коллектив с привлечением родителей.

Медико-педагогическая реабилитация осуществляется в три  этапа:

1 диагностический, в ходе которого проводится диагностика отклонений в состоянии здоровья;

2 лечебно-оздоровительный (клинический или амбулаторный), на данном этапе достигается полное клиническое выздоровление, максимально возможная компенсация или стабилизация морфологических или функциональных отклонений;

3 адаптационно-профилактический -- обеспечивает восстановление или максимально возможное расширение физической и психической деятельности ребенка, профилактику возможного ухудшения состояния здоровья.

Основное содержание общей медико-педагогической реабилитации -приведение в соответствие физических и психических потребностей и возможностей объектов реабилитации и медико-педагогических особенностей учебно-воспитательного процесса, таких, как:

а) содержание обучения (его объем, сложность, темпы обучения);

б) медико-гигиенических  показателей среды обучения:

- пространственных  или архитектурно-планировочных  (размещение и планировка школьного  участка, здания школы, учебных  и вспомогательных помещений,  наполняемость школы и классов);

- технико-эстетических (уровень коммунального благоустройства,  особенности интерьера, окраски стен, потолков, окон и др.);

- гигиенических  особенностей школьного оборудования (мебели, наглядных пособий, стендов,  инвентаря, технических средств  обучения);

- физико-химических  факторов (характеристика микроклимата  помещений, освещенности, акустические показатели);

в) организация  учебно-воспитательного процесса- продолжительность и чередование учебной нагрузки и отдыха, (паузы, физической и психоэмоциональной разгрузки во время урока, перемены, в выходные дни, каникулы);

г) организация физического воспитания;

д) организация  школьного питания;

е) организация  обслуживающего, трудового и профессионального  обучения;

ж) психогигиеническое просвещение, направленное на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

В содержание специальной медико-педагогической реабилитации входят лечебно-профилактические мероприятия, проводимые медработниками, осуществляемые на фоне психолого-педагогической поддержки педагогов и родителей. К ним относятся медикаментозная коррекция, занятия корригирующей и лечебной физкультурой, ритмикой, физиотерапевтические процедуры и массаж, санация очагов хронической инфекции, коррекция дефектов речи, коррекция зрения, витаминизация питания и обогащение его адаптагенами, фитотерапия, гипоксическая тренировка, очистка питьевой воды и др.

В решении задач  реабилитационной педагогики важнейшая  роль принадлежит реабилитатору. Сотрудник  реабилитационной службы (руководитель центра, социальный педагог, психолог, социальный работник, дефектолог, логопед  и др.), удовлетворяющий в полном объеме требованиям реабилитационной деятельности, в состоянии:

а) придать ей живой, очеловеченный характер;

б) преодолеть трудности  неблагоприятных внешних обстоятельств;

в) найти выходы и решения в тупиковых ситуациях;

г) благодаря  высокой внутренней мотивации находиться в постоянном поиске, не останавливаясь на достигнутом;

д) получать конкретные результаты и удовлетворение от их достижения.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних