Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:52, реферат
Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Основные направления профилактической работы социального педагога с детьми по предупреждению правонарушений.
Исходя из комплексной
диагностики исследуемого явления
можно предлагать самые различные
специальные реабилитационные модели: «профилактика»,
«диагностика», «коррекция», «реабилитация»,
«развитие» или их комплекс «профилактика-диагностика-
Наиболее эффективной представляется комплексная модель ранней профилактики и коррекции запущенности детей, которую возможно реализовать в условиях взаимодействия детского сада, семьи и школы со специальными центрами педагогической реабилитации, где работают специалисты разного профиля: педагоги, психологи, психотерапевты, социальные педагоги, психодидакты и т.д..
В комплексной реабилитационной модели работа специалистов сориентирована, во-первых, на социокультурные и психолого-педагогические факторы микросреды, связанные с родителями, педагогами детского сада и учителями начальной школы; во-вторых, на ведущие признаки запущенности у детей; в-третьих, на их индивидуальные проявления у конкретных детей.
В комплексной модели можно выделить три основных блока:
1. общая ранняя профилактика;
2. специальная ранняя профилактика;
3. специальная
коррекционная работа с
Реабилитационная команда общеобразовательного учреждения осуществляет реабилитацию в виде общей ранней профилактики и специальной ранней профилактики.
Специалисты профильного
центра осуществляют в основном симптоматическую
коррекцию психолого-
Реабилитация в социальном аспекте означает проведение комплекса мер по возврату к нормальным условиям жизни социально дезадаптированной личности.
Социализация - многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни в обществе, усвоение его норм, правил, знаний и т.д. Одним из социально-психологических механизмов социализации является адаптация (приспособление индивида к выполнению им определенной социальной роли).
Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте - особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующий основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи.
Антиобщественное поведение - юристы различают три вида: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (неуголовно наказуемое правонарушение), и преступное (нарушение уголовно-правовых норм). Ранней профилактике подлежат первые два вида.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями. Очень редко в смысле «отклоняющееся поведение» употребляется термин «аберация поведения».
Делинквентность (англ. «провинность») - психическая готовность к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирования отрицательно ориентированных личностных установок.
Социальная работа - организаторская деятельность в социальной сфере, представляющая собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества. Целью ее является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление или изменение социального положения личности, группы или общности в социуме Программы и методики социальной реабилитации семей группы «риска» [7].
Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков - их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Основными задачами профильных учреждений социально-педагогической реабилитации являются:
1 профилактическая работа по предупреждению безнадзорности детей и подростков;
2 выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;
3 разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты;
4 подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях;
5 обеспечение временного проживания безнадзорных детей и подростков (в возрасте до 18 лет) в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдения норм гигиены, а также оказание им необходимой социальной помощи;
6 оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим;
7 участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних и их устройстве;
8 определение и осуществление совместно с заинтересованными ведомствами наиболее оптимальных форм дальнейшего воспитания детей.
Спектр и объем задач
могут быть расширены (либо сужены)
в зависимости от конкретных условий
и кадрового обеспечения
Учреждения обслуживают несовершеннолетних:
1 нуждающихся в социальной реабилитации, экстренной социальной психокоррекционной и медико-психологической помощи;
2 испытывающих трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и др.;
3.склонных к депривации по разным причинам;
4 проживающих в неблагополучных семьях;
5 подвергшихся любым формам физического или психологического насилия;
6 отказавшихся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7 подкинутых, заблудившихся;
8 оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих);
9 не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности [7].
Социально-педагогическая реабилитация
в образовательных учреждениях
заключается в преодолении
Медико-педагогическая реабилитация исходит из определения сущности здоровья и отклонений в его состоянии.
Здоровье - состояние человека, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Показатели здоровья:
1 генетическое здоровье (определяется при помощи генетического анализа);
2 физическое здоровье;
а) уровень физического развития (соответствие возрасту, гармоничность);
б) острая заболеваемость (частота, структура);
в) наличие или отсутствие хронической патологии:
3 психическое здоровье (определяется клиническим психоневрологическим обследованием, психологическими тестами);
4 социальное благополучие.
Отклонения в состоянии здоровья - функциональные или морфологические изменения в организме, снижающие резервы здоровья или приводящие к неполной реализации имеющихся возможностей, нарушающие состояние внутренней гармонии или гармонии с внешней природной или социальной средой.
Медико-педагогическая реабилитация - меры, направленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.
Целью общей медико-педагогической реабилитации является формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Цель специальной (индивидуальной) медико-педагогической реабилитации -полная ликвидация патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, либо максимально возможная компенсация врожденных или приобретенных отклонений в состоянии здоровья медико-педагогическими мерами и возвращение субъекта в предельно короткие сроки к свойственному для его возраста образу жизни, обеспечивающему гармоничное физическое и духовное развитие.
В этом виде реабилитационной работы нуждаются дети с функциональными отклонениями (II группа здоровья - ослабленные дети) и дети с морфологическими отклонениями (III группа здоровья -дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации). Ее осуществляют медицинские работники территориальных детских лечебно-профилактических учреждений, школьный педиатр, медсестра, социальный педагог и весь педагогический коллектив с привлечением родителей.
Медико-педагогическая реабилитация осуществляется в три этапа:
1 диагностический, в ходе которого проводится диагностика отклонений в состоянии здоровья;
2 лечебно-оздоровительный (клинический или амбулаторный), на данном этапе достигается полное клиническое выздоровление, максимально возможная компенсация или стабилизация морфологических или функциональных отклонений;
3 адаптационно-профилактический -- обеспечивает восстановление или максимально возможное расширение физической и психической деятельности ребенка, профилактику возможного ухудшения состояния здоровья.
Основное содержание общей медико-педагогической реабилитации -приведение в соответствие физических и психических потребностей и возможностей объектов реабилитации и медико-педагогических особенностей учебно-воспитательного процесса, таких, как:
а) содержание обучения (его объем, сложность, темпы обучения);
б) медико-гигиенических показателей среды обучения:
- пространственных
или архитектурно-
- технико-эстетических
(уровень коммунального
- гигиенических
особенностей школьного
- физико-химических факторов (характеристика микроклимата помещений, освещенности, акустические показатели);
в) организация
учебно-воспитательного
г) организация физического воспитания;
д) организация школьного питания;
е) организация обслуживающего, трудового и профессионального обучения;
ж) психогигиеническое просвещение, направленное на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
В содержание специальной медико-педагогической реабилитации входят лечебно-профилактические мероприятия, проводимые медработниками, осуществляемые на фоне психолого-педагогической поддержки педагогов и родителей. К ним относятся медикаментозная коррекция, занятия корригирующей и лечебной физкультурой, ритмикой, физиотерапевтические процедуры и массаж, санация очагов хронической инфекции, коррекция дефектов речи, коррекция зрения, витаминизация питания и обогащение его адаптагенами, фитотерапия, гипоксическая тренировка, очистка питьевой воды и др.
В решении задач реабилитационной педагогики важнейшая роль принадлежит реабилитатору. Сотрудник реабилитационной службы (руководитель центра, социальный педагог, психолог, социальный работник, дефектолог, логопед и др.), удовлетворяющий в полном объеме требованиям реабилитационной деятельности, в состоянии:
а) придать ей живой, очеловеченный характер;
б) преодолеть трудности
неблагоприятных внешних
в) найти выходы
и решения в тупиковых
г) благодаря высокой внутренней мотивации находиться в постоянном поиске, не останавливаясь на достигнутом;
д) получать конкретные результаты и удовлетворение от их достижения.