Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.
Гипотеза - исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных.
Задачи:
1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;
2. изучение основных понятий, проблем и структуры развития зоопсихологии;
3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;
4. исследование психических процессов животных через их поведение в зоопсихологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ традиций научных школ в этологии и зоопсихологии……………………...……………............5
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5
1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17
1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии………………………………………….28
Выводы по первой главе…………………………………………...34
Глава 2. Экспериментальные исследования (направления, методы) в традициях научных школ этологии и зоопсихологии……………………………………………………….35
2.1 Экспериментальные исследования в этологии……………………………………………………………...35
2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии……...40
Выводы по второй главе…………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовая по зоопсихологии.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     3. Зоологическая традиция.

     Поскольку на рубеже XX в. среди зоологов возникло движение за исследование живых организмов в их целостности, а не только мертвых  образцов и лабораторных препаратов, они стали считать поведение  животных одним из важных аспектов их изучения, особенно, если учесть, что «поведение» и «привычки» часто понимались широко как особенности образа жизни. Причем у многих зоологов конца прошлого - начала нынешнего веков изучение поведения и психики как отдельных научных предметов часто велось параллельно и было между собой тесно связано.

     Основная  цель зоологической традиции в изучении поведения животных было то, что  состояла в исследовании видоспецифичного поведения, т.е. поведения, характерного для данного вида животного, как одного из признаков, отличающий данный биологический вид наряду с его морфологией и анатомией. Следует подчеркнуть, что эта традиция отличалась интересом именно к видоспецифичному поведению, а не просто изучением поведения животных в естественных условиях, как нередко ее характеризуют [23].

       Зоологи-профессионалы изучали поведение,  главным образом, в условиях  неволи, в том числе в зоопарке  и в лаборатории. Примером могут  служить исследования Г. Дженнингса, занимавшегося поведением беспозвоночных  и Ч. Уитмана, У. Крейга , занимавшихся, главным образом, поведением птиц. При этом зоологи старались приблизить эти условия к природным или, по крайней мере, дать возможность проявится естественному поведению. 

     1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития 

     Зоопсихология - это «наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания». Как отмечает Е.Н.Панов, термин нередко используется в разных значениях. В частности, основанный в 1937 г. К.Лоренцем и О. Келером журнал, где публиковались основные работы этологов, также назывался «зоопсихологическим» - и лишь позднее был переименован в этологию.

       Ряд авторов считает, что для понимания того, как возникла самостоятельная область исследования поведения животных и сам этот предмет, необходимо сначала рассмотреть когнитивную структуру научных областей и дисциплин, имеющих отношение к изучению жизни животного в целом, которые существовали накануне появления интересующей нас научной области, и затем проследить и проанализировать трансформацию, приведшую к формированию научных школ и дисциплин, занятых поведением животных как особым фундаментальным аспектом их изучения.

     Долгое  время непосредственной причиной всей наблюдаемой активности животных обычно считали психическое начало, и  эта внешняя активность не воспринималась отдельно от психических процессов. Чисто декартовский подход к животным как к автоматам, лишенным души, не получил широкого распространения среди натуралистов и философов. Психика, хотя и увязывалась с физиологическими процессами и особенностями строения нервной системы, но рассматривалась как самостоятельный агент (или как имеющая в себе особое психическое начало, несводимое ни к чему другому), как считали аристотелианцы, либо же сама материя наделялась элементарными психическими качествами, как это было в представлениях сенсуалистов[10].

     Вплоть  до XX в. описание активности животных велось, как правило, в терминах, указывающих на ее психическую основу:

  • инстинкты
  • привычки
  • обычаи
  • нравы
  • манеры,
  • характер
  • повадки,
  • душевная деятельность,
  • воля,
  • ум,
  • чувства.

       Авторы описывали, что конкретно делают животные, говоря, например, что птица строит гнездо, клюет зерна или поет песни, и использовали, хотя и нечасто, такие обобщающие слова, как «действия» и «деятельность», но данные слова не носили терминологического характера. Было обращено внимание также на то, что вышеприведенные термины, указывающие на связь с психикой, чаще всего означали одновременно и психическую основу действий животных, и сами действия на этой основе, причем это касается не только таких терминов, как «инстинкт» или «привычка», но и таких, как «ум» и «чувства». В отдельных случаях могло выделяться только одно из этих значений, и если делался акцент на действиях, то могли употребляться такие словосочетания, как «инстинктивные действия», «привычные действия», «умственные действия» и т.п. [25]

     Тесное  переплетение в терминологии представлений  о психике и внешней активности обнаруживается в работах всех авторов, на которых ссылаются историки, говоря об «изучении поведения животных» ранее конца XIX в. - и таких ранних авторов XVIII в., как Р. Реомюр или Ш.-Ж. Ле Руа, и тех, кто работал во второй половине XIX в., как Ж.-А. Фабр или Ч. Дарвин.

     Вплоть  до конца XIX в. в сфере изучения жизни  животных выделяют две основные исследовательские темы:

     1) изучение образа жизни животных (этот термин также использовался), включая его «инстинкты», «привычки», «нравы» и т.п., в русле естественной истории;

     2) изучение собственно проблем  психики – «души» животных - в русле как естественной истории, так и философии - натурфилософии и богословия.

     В зоологической традиции «инстинкты», «привычки», «хозяйственная деятельность» животных, их «ум» и «чувства» изучались и описывались как часть естественной истории различных видов наряду с более фундаментальными, как долгое время считалось, вопросами - их анатомией, морфологией, систематикой, особенностями их телесного развития и физиологии [6, 10].

     Причем  термины «привычки» и «обычаи» относились не только к описанию психических качеств и основанных на них действиях, но и к самым различным чертам образа жизни: особенностям местообитания, выбору пищи, характеру размножения и жизненного цикла, взаимоотношениям с другими организмами и неживым окружением, т.е. ко всему тому, что сегодняшние ученые интерпретировали бы, используя современные понятия, как биологию, экологию и эко-физиологию.

     До  последней трети XIX в. немногие натуралисты, среди которых преобладали любители, уделяли серьезное внимание образу жизни и психике животных.

     Хотя  большинство философов всегда в  той или иной степени касались вопросов психики животных, до появления зоопсихологии в качестве самостоятельной научной области детально эту проблематику и среди них рассматривали немногие [11].

     В течение всего этого периода  и натуралисты, и философы главные  теоретические вопросы ставили  не о внешней деятельности, а о  психике животных: о ее природе, о соотношении инстинктов, привычек и ума, о сходствах и различиях психических качеств животных и человека и др.

     Тем не менее, современные историки науки рассматривают в качестве изучения поведения все, что в работах ранних авторов относится к изучению «инстинктов», «привычек», «ума», «чувств» и т.п., то есть всего, что, как мы указали, объединяло в себе представления о внешней активности и психике животных или подразумевало собственно психику. В наше время термин и понятие «поведение животных» стало настолько всеохватывающим, а существование этого понятия воспринимается настолько само собой разумеющимся, что перевод того, что делали ученые раньше, на язык современных представлений происходит, видимо, совершенно незаметно.

     Появление научного предмета  «поведение животных» и формирование области исследования поведения животных в конце XIX - начале XX века было частью сложных процессов дисциплинарной трансформации в науке, сопровождавшейся возникновением новых научных областей, направлений и дисциплин. Среди них основными процессами для становления изучения поведения животных были:

     1) появление нового активного направления  в зоологии, специализировавшегося  на исследовании всего естественного  образа жизни животного; 

     2) связанное с этим направлением становление экологии животных;

     3) возникновение новых экспериментальных направлений в нейрофизиологии;

     4) становление экспериментальной психологии;

     5) возникновение и развитие зоопсихологии  как междисциплинарной области  исследования.

     С конца XIX в. стало быстро расти число зоологов, интенсивно изучавших те аспекты естественной истории животных, которые относились к образу жизни, инстинктам, привычкам, уму и чувствам животных, хотя этих ученых было по-прежнему значительно меньше, чем исследователей в области морфологии, систематики, а также бурно развивающихся областях физиологии и эмбриологии.

     Важно подчеркнуть, что вначале в самостоятельную  научную область выделилась именно психология животных, а не исследование их поведения. Это произошло потому, что первоначально оформился и имел уже давнюю традицию изучения такой научный предмет как «душа», или «душевная деятельность» животных.

     Зоопсихология так и не превратилась в единую дисциплину, хотя с самого начала ее энтузиасты рассчитывали на это и даже были в этом уверены. В указанный период, начиная с последнего десятилетия XIX в., появлялось много книг, брошюр и статей под такими названиями, как «Зоопсихология», «Сравнительная психология», «Основы зоопсихологии (или сравнительной психологии)», которые писали и зоологи, и физиологи, и психологи. В них обычно излагались теоретическое кредо автора, история вопроса, давался обзор текущих самых разнообразных исследований в зоологии, физиологии и психологии, а также велась полемика с приверженцами иных, чем у автора, общих подходов к зоопсихологии.

     Зоопсихология формировалась как междисциплинарная  область, представлявшая в конце XIX - начале XX века мозаику из множества  различных школ и направлений, связанных  с зоологической, физиологической  и психологической традициями исследования [1].

       Ее можно также охарактеризовать  как научное движение. В обсуждении  ее методологических и теоретических  проблем активно участвовали  и те ученые, которые сами не  занимались конкретными зоопсихологическими  исследованиями или такие исследования были отдельными незначительными эпизодами в их научной деятельности.

     Зоопсихология как междисциплинарное движение конца XIX - первой трети XX века до сих  пор не получила должного освещения  и осмысления в историко-научных исследованиях. А для этого требуется реконструкция ее как целостного явления. В настоящее время имеются работы, посвященные эволюции американской сравнительной психологии (американской зоопсихологии как отрасли психологии), в которых главное внимание уделяется психологам, а зоологи упоминаются в основном в связи с ее зарождением.

     Зоопсихологические  исследования американских зоологов и  физиологов этого периода рассматриваются  в работах по истории изучения поведения животных. Европейской  же зоопсихологии как междисциплинарной области, изучавшей как психику, так и внешнюю активность, практически не уделяется внимания, исследуются только вклады отдельных ученых в изучение поведения животных. Так же обстоят дела в том числе и с изучением развития отечественной зоопсихологии в рассматриваемый период, хотя уже существует целый ряд работ, посвященных отдельным аспектам ее истории [3].

     Термин  «психология животных», соответствующий термину «зоопсихология» в отечественной научной литературе, употреблялся и в первой половины XIX в, но в широком научном обороте прочно утвердился к 90-м гг. прошлого века. На развитие зоопсихологии сильное влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая стимулировала разработку «сравнительной психологии», нацеленной на изучение эволюции психики и сравнительный анализ ее у различных животных, включая человека. Термин «сравнительная психология» стал активно использоваться с последней трети XIX в. Это понятие было введено по аналогии со сравнительной анатомией и далеко не всегда увязывалось с эволюционными идеями. Однако дарвинизм способствовал его широкому распространению. Среди приверженцев дарвинизма распространилось убеждение, что психика человека ведет свое происхождение от психики животных и что эволюционное развитие психики можно представить в виде непрерывной линии от самых примитивных животных до человека [17].

     В конце XIX - начале XX века термины «зоопсихология» и «сравнительная психология» очень часто употреблялись как синонимы, но постепенно их значения разошлись. В Европе термин «сравнительная психология» с 20-х гг. стал применяться к изучению сравнений между психологией человека и животных, в том числе биологической эволюции человеческой психики и поведения, а также (за исключением России) ко всем исследованиям в психологии человека, в которых используется сравнительный метод. А в Америке «сравнительная психология» стала наиболее употребительным (наряду с «зоопсихологией») названием для исследования поведения животных в рамках психологии. Зоопсихологией же в первой половине XX в. и в Европе, и в Америке также, как и в конце XIX в., называли всю совокупность направлений, занятых изучением, как психики, так и внешней активности животных в зоологии, физиологии и психологии, независимо от наличия в них сравнительного аспекта.

Информация о работе Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ