Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.
Гипотеза - исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных.
Задачи:
1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;
2. изучение основных понятий, проблем и структуры развития зоопсихологии;
3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;
4. исследование психических процессов животных через их поведение в зоопсихологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ традиций научных школ в этологии и зоопсихологии……………………...……………............5
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5
1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17
1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии………………………………………….28
Выводы по первой главе…………………………………………...34
Глава 2. Экспериментальные исследования (направления, методы) в традициях научных школ этологии и зоопсихологии……………………………………………………….35
2.1 Экспериментальные исследования в этологии……………………………………………………………...35
2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии……...40
Выводы по второй главе…………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовая по зоопсихологии.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     К. Лоренц считал, что интеллект как способность к рациональным действиям, появляется уже у животных (например, собак), и высказал гипотезу, что его появление связано с ослаблением врожденных стереотипов (видотипичных форм поведения), которое расширяет возможности приспособления и «свободного изобретения» новых форм поведения. Особенным образом это проявляется в экспрессивной сфере [26].

     Этологическими  исследованиями было показано, что  в социальных реакциях обществ животных важную роль играют «релизеры», т.е. видоспецифичные  знаковые стимулы (слуховые или зрительные сигналы, действия, структуры, цвета, химические сигналы, запахи), которые запускают поведение, функционально поддерживающее различные формы социального сотрудничества (взаимодействие половых партнеров, семейную и групповую жизнь, поединки между особями и др.).

     Этологами было выяснено, что важную роль в эволюционном развитии поведения сыграл механизм смещения действий. Этот механизм имеет особое значение, когда поведение мотивируется одновременно несколькими различными побуждениями (например, побуждением напасть и побуждением к бегству), а диктуемые ими программы поведения не могут реализоваться одновременно. Благодаря механизму смещения действия формируются новые формы поведения, дающие типичные способы разрешения конфликта между мотивами. В частности, по мнению К. Лоренца, в процессе эволюции смещенные действия стали материалом для формирования различных брачных и угрожающих церемоний. У многих животных, начиная с рыб и заканчивая высшими млекопитающими, смещенные действия являются неотъемлемым компонентом поведения во внутривидовых драках и церемониях, предшествующих спариванию. В этой ситуации одно действие используется для обозначения другого, которое, не будучи замещено, было бы опасным. Так, например, у рыбок-колюшек (самцов) в церемониях устрашения используются действия, характерные для постройки гнезда, питания и др., которые замещают открытое физическое нападение.

     Механизм  смещения действия лежит в основе процесса ритуализации, в ходе которого сигнальные движения приобретают знаковые функции. Процесс ритуализации и ритуальные церемонии у животных - одна из важных и наиболее изученных тем в этологии. Ритуализация уравновешивает противоречивые побуждения во взаимодействиях между особями, обеспечивающих воспроизводство и социальную жизнь вида, и тем самым выполняют видосохраняющую функцию. Чаще всего процесс ритуализации проявляется у животных в таких формах поведения, как брачные церемонии, боевые ритуалы, боевые танцы, приветствия. У тех животных, у которых в ходе эволюции появились орудия нападения, ритуализация играет важную роль в сдерживании внутривидовой агрессии (вороны, чайки, цапли, волки и др.): у них сформировались жесты (или позы) подчинения, вызывающие автоматическое прекращение физической агрессии со стороны партнера [11].

     Таким образом, этологические исследования выявляют различные стороны вопроса поведения животных, которые можно рассматривать в направлениях традиции научной школы этологии. 

     2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии 

     В зоопсихологии традиция научной  школы формировалась также путем исследований различных авторов, важную роль среди которых сыграли В. А. Вагнер, А. Н. Промптов, Е. В. Лукина, А. Н. Северцов, Н. Н. Ладыгина – Котс, К. Э. Фабри и ряд других. Основными методами исследования в зоопсихологии, как и в этологии, являются наблюдение и эксперимент.

     Важную  роль играют в зоопсихологических исследованиях  наблюдения за поведением животного  в естественных условиях. Здесь важным является проследить изменения, наступающие  в поведении животного при  тех или иных изменениях в окружающей среде. Это позволяет судить как о внешних причинах психической деятельности, так и о ее приспособительных функциях.

     В зоопсихологических исследованиях  важное значение имеют точные количественные оценки, предполагая также и качественную оценку его активности. Это относится к характеристике как поведения животного, так и внешних условий (параметров среды). Н. Н. Ладыгина-Котс в своих исследованиях сочетала наблюдение и эксперимент, количественный и качественный анализ поведения животных. Так, например, еще в 1917-1919гг. она изучала моторные навыки макака с помощью метода «проблемной клетки», т. е. экспериментальной установки, снабженной запирающими механизмами, которые животное должно было отомкнуть. Исследователей, которые до нее пользовались этим методом, по существу интересовали лишь скорость решения задачи и «потолок» возможностей животного при последовательном усложнении экспериментальной ситуации. Н. Н. Ладыгина-Котс воспользовалась «проблемной клеткой» с принципиально иной целью - с целью познания психики обезьяны, изучения ее двигательных и познавательных способностей. И поэтому в ходе эксперимента она следила не только за движением стрелки секундомера, но прежде всего за движениями рук подопытного животного, отдавая себе отчет в том, что именно эти движения непосредственно связаны с «душевной жизнью» обезьяны [14]. Таким образом, Н. Н. Ладыгина-Котс искала проявления психического в особенностях двигательной активности животного, в конкретных формах воздействия на окружающие его предметы. И в последующих своих работах автор убедительно показывала, что зоопсихолог должен изучать не столько то, что делает животное, сколько то, как оно это делает.

     Весьма  важным моментом зоопсихологического  исследования является также учет биологической  адекватности условий проведения опыта и применяемой методики. Если опыт проводится без учета специфических особенностей биологии изучаемого вида и естественного поведения данного животного в экспериментально имитируемой жизненной ситуации, то результат исследования, как указывает ряд авторов, будет искаженным и легко может оказаться артефактом, что показывает следующий пример.

     Почти в одно и то же время, в 1913-1914 гг., два  выдающихся исследователя поведения  животных К. Гесс и К. Фриш изучали  способность пчел к различению цветов. Гесс выпускал пчел в темном помещении, где они могли лететь к двум источникам света - разного цвета и различной светлоты. Применив различные сочетания, ученый установил, что пчелы всегда летят к более светлому источнику, независимо от длины волны. Отсюда он заключил, что пчелы не различают цвета.

     Фриш  же, по-иному построив эксперимент, пришел к прямо противоположному выводу. В его опытах пчелам предлагалось на свету выбирать цветные (например, желтые) куски бумаги среди белых, черных и серых различных оттенков, чем уравнивалась интенсивность окраски подкрепляемых цветных и неподкрепляемых ахроматических бумаг. Пчелы безошибочно находили подкрепляемые сиропом желтые (или других цветов) квадратики из бумаги независимо от светлоты и насыщенности их окраски оставляя без внимания ахроматические листы. Тем самым способность пчел к цветоощущению была доказана [23].

     Ошибка  Гесса заключалась в том, что  он ставил опыты в биологически неадекватных для пчел условиях - в темноте. В  этих условиях не могут проявиться те формы поведения, в которых цветоощущение играет какую-то роль, например, при розыске кормовых объектов. Попав днем в темное помещение, пчела будет только искать выход из него. При этом она будет устремляться к более светлому отверстию, независимо от цвета поступающих через него световых лучей. Таким образом, результаты, полученные Гессом, не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии у пчел цветоощущения и поэтому не могли быть использованы для решения поставленного вопроса.

     В данных экспериментах наглядно обнаруживается тот факт, что реакции животных на одни и те же внешние стимулы могут быть различными в разных жизненных ситуациях и функциональных сферах. В данном примере пчелы в одной ситуации реагируют на цвета, в другой нет. Все вышесказанное свидетельствует об исключительной сложности научной школы экспериментального зоопсихологического исследования и важности создания биологически адекватных условий проведения опытов [23].

     Работы  Л.Г. Воронина и его учеников были посвящены исследованию условно-рефлекторной деятельности животных разных таксономических групп, имеющих разный уровень развития мозга. Эта работа была своего рода продолжением исследования Торндайком способности к обучению у животных разного уровня организации. Подтвердив ранее установленные факты отсутствия принципиальных различий в скорости формирования простых условных рефлексов у животных с высокоразвитым мозгом и у представителей относительно примитивных групп, исследователи перешли к сравнительной оценке формирования так называемых «цепей» условных рефлексов. По мнению Л.Г. Воронина, они были отражением возможностей аналитико-синтетической деятельности мозга животных соответствующего уровня организации. Он рассматривал данные этих экспериментов как подтверждение правильности «павловского» тезиса об исключительной роли условного рефлекса как единицы поведения в целом.

     На  основе результатов собственных  исследований и данных мировой литературы Л.Г. Воронин обобщил представления  об особенностях формирования условных рефлексов разной сложности у животных, стоящих на разных ступенях развития нервной системы [24].

     Важный  вклад в исследования поведения  и психики человекообразных обезьян  внесли работы Л. А. Фирсова. Его лабораторные исследования включали сравнительную  оценку:

     - разных видов памяти;

     - способности к подражанию;

     - способности к обобщению и формированию довербальных понятий;

     - голосового общения;

     - некоторых аспектов социальных взаимодействий у человекообразных обезьян [25].

     Многоплановые исследования Л.А. Фирсова показали, что шимпанзе обладают высочайшим уровнем развития поведения и психики. Они действительно способны к одномоментному образованию множества условных реакций разного уровня сложности. Л.А. Фирсов проанализировал природу таких условно-рефлекторных связей и показал, что часть из них - «подлинные» условные рефлексы, другие реализуются на основе синтеза новых и старых ассоциаций, третьи возникают благодаря «переносу» ранее сформированных реакций (за счет «вторичного научения»), четвертые - благодаря подражанию, а пятые - как реализация «каузальной связи», т.е. улавливания закономерностей процессов и явлений.

     Фирсов  пришел к заключению о том, что  психика антропоидов характеризуется  таким уровнем способности к  формированию довербальных понятий, который  можно рассматривать как промежуточный между первой и второй сигнальными системами [24].

     Всесторонние  лабораторные исследования с помощью  традиционных методов Л.А. Фирсов сочетал  с наблюдениями и экспериментами в условиях, приближенных к естественным. С этой целью группу шимпанзе (а затем и макаков-резусов) в летний период выпускали на небольшой остров. Практически не вмешиваясь в жизнь животных, исследователи наблюдали, как воспитанные в неволе обезьяны осваивают природные корма, строят гнезда, избегают опасности, играют, как складываются отношения в сообществе. Большое внимание уделялось анализу орудийной деятельности обезьян, для чего были созданы специальные экспериментальные установки. Для того чтобы достать из них пищевую приманку, животным было необходимо воспользоваться каким-либо орудием, в данном случае палкой, которую нужно было специально подыскать или выломать. Были повторены также опыты на «выбор по образцу», где в качестве стимулов использовались не геометрические фигуры, как это практикуется в лабораториях, а растения, цветы, веточки, палочки и другие природные объекты. В процессе опытов и наблюдений регулярно проводилась профессиональная киносъемка, которая легла в основу ряда документальных фильмов [25]. 

     Выводы  по второй главе 

     Анализ  исследований поведения животных в этологии и зоопсихологии также показывает разнонаправленность данных научных направлений. Этология и зоопсихология в своих исследованиях поведения животных опирается на такие методы, как наблюдение и эксперимент. Однако различным является акцент, на что направлено изучение поведения животных. Этология с биологической позиции уясняет значение поведение, его индивидуальное развитие, структуру поведенческих актов. Зоопсихология выясняет причины поведения, деятельностных актов животных, уделяет внимание не только количественным оценкам поведения, но и их качественному описанию, учитывает специфические особенности биологии изучаемого вида, что позволяет понимать психические процессы в основе поведения животных. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме показывает, что этология изучает поведение животных в естественных условиях, уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения животных. Традиция научной школы этологии закладывалась и продолжала развиваться в классической этологии К. Лоренцем, Н. Тинбергеном. Также важный вклад в развитие научной школы этологии внесли Л.В. Крушинский, Р. Докинз, В. Дольник, Д. Моррис, К. Фриш и др. Основными направлениями изучения поведения животных в этологии являются приспособительное значение поведения, индивидуальное развитие поведения, эволюция поведения, общественное поведение животных, структура поведенческого акта.

Информация о работе Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ