Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.
Гипотеза - исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных.
Задачи:
1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;
2. изучение основных понятий, проблем и структуры развития зоопсихологии;
3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;
4. исследование психических процессов животных через их поведение в зоопсихологии.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ традиций научных школ в этологии и зоопсихологии……………………...……………............5
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5
1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17
1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии………………………………………….28
Выводы по первой главе…………………………………………...34
Глава 2. Экспериментальные исследования (направления, методы) в традициях научных школ этологии и зоопсихологии……………………………………………………….35
2.1 Экспериментальные исследования в этологии……………………………………………………………...35
2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии……...40
Выводы по второй главе…………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………47
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретический анализ
традиций научных школ
в этологии и зоопсихологии……………………...…………….
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5
1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17
1.3.
Изучение поведения
животных в традициях
научных школ этологии
и зоопсихологии………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………...34
Глава 2.
Экспериментальные
исследования (направления,
методы) в традициях
научных школ этологии
и зоопсихологии……………………………………………
2.1
Экспериментальные
исследования
в этологии……………………………………………………
2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии……...40
Выводы по второй главе…………………………………………...45
Заключение……………………………………………………
Список
литературы…………………………………………………
Введение
В ХХ в. проблемы, связанные с поведением животных, привлекли к себе внимание ученых самых разных специальностей, и прежде всего зоологов, психологов и физиологов, а также этологов. Его стали активно исследовать при помощи методик, традиционных для одной или другой биологической специальности.
Это привело к тому, что фактически одновременно сформировалось несколько самостоятельных направлений, а точнее, даже отдельных наук о поведении. Так, в 30-е гг. на основе зоологии сформировалась этология - наука о поведении животных в естественной среде обитания. Ее основоположниками были австрийский ученый К. Лоренц и голландский исследователь Н.Тинберген. Эта наука получила широкое распространение в среде зоологов. Основными методами этологии стало наблюдение за поведением животных в природе и изучение развития естественного поведения у детенышей, выращенных в лабораторных условиях. Таким образом, этологами в основном изучались врожденные, инстинктивные элементы поведения.
На основе экспериментальных исследований поведения человека и животных в лабораторных условиях зародилась и зоопсихология. Первым из психологов, применившим экспериментальный подход к изучению поведения животных, был американский ученый Э. Торндайк, разработавший так называемый «метод проблемных клеток». Большой вклад в развитие зоопсихологии внесли и российские исследователи: В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Н.Ф. Левыкина, К.Э. Фабри и др.
Объект исследования - традиции школ наук о поведении животных.
Предмет исследования – поведение животных в традициях научных школ в этологии и зоопсихологии.
Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.
Гипотеза - исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных.
Задачи:
1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;
2.
изучение основных понятий,
3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;
4.
исследование психических процессов животных
через их поведение в зоопсихологии.
Глава 1 .
Теоретический анализ
традиций научных
школ в этологии и
зоопсихологии
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития
Этология (от греч. ethos - нравы, характер) - биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения. Термин «этология» был введен в биологию в 1859 г. И. Жоффруа Сент Илером.
Поначалу этология возникла как одно из направлений зоологических исследований, которое систематизировало фактический материал о поведении животных в естественных условиях. Постепенно из чисто описательной науки, связанной с изучением инстинктов, этология превратилась в целостную концепцию, включающую анализ поведения в онто- и филогенезе, изучение его механизмов и приспособительного значения. И хотя некоторые конкретные модели и разработки не выдержали проверки временем, влияние классической этологии на современные исследования поведения животных весьма значительно[23, 25].
Развитие этологии, изучение целостностного
поведения животных в
Непосредственное влияние на формирование этологических представлений оказали исследования ученых - английского - Д. Сполдинга, американских - Ч. Уитмена и У. Крэга, немецкого - О. Хейнрота, в которых было экспериментально показано, что некоторые формы поведения животных имеют врожденную и видоспецифическую основу.
Как самостоятельное научное
направление, отличное от
В работах Лоренца, Тинбергена
и их последователей, таких, например,
как нидерландский ученый Г.
Начиная с середины 30-х гг. XX в., этология становится одним из главных направлений в изучении поведения.
Этология послужила основой
Она
и по сей день продолжает составлять
базу для широкого диапазона работ,
в том числе, например, для исследования
сложных коммуникативных
В настоящее время этология
имеет статус академической
Основатели этологии Лоренц и Тинберген с самого начала рассматривали свои исследования и работу своих последователей как основу для будущей фундаментальной научной дисциплины, занятой всесторонним изучением поведения животных, и предпринимали все возможные усилия, чтобы утвердить свое исследовательское направление именно в этом качестве. С середины 50-х гг. большинство этологов уже считали этологию дисциплиной, пусть и очень молодой. Представители же других направлений в изучении поведения еще около десятилетия продолжали рассматривать ее только как одну из научных школ.
С начала 50-х гг. этология обладала такими общепринятыми признаками институционализации, необходимыми для научной дисциплины, как свои журналы, исследовательские центры, регулярные международные конференции и университетские учебные курсы[12].
С середины 60-х гг. уже не только этологи, но и представители других наук и направлений, стали рассматривать этологию в качестве самостоятельной дисциплины, и в дальнейшем ее статус как академической дисциплины быстро укреплялся, а после присуждения в 1973 г. Лоренцу и Тинбергену Нобелевской премии стал бесспорным.
Этологи часто отмечают, что современной этологии трудно дать четкое и лаконичное определение из-за того, что она включает в свой состав много различных подразделений и граничит со множеством и биологических, и гуманитарных дисциплин, имея с ними значительные области пересечения так, что бывает трудно провести границу между ней и соседними дисциплинами. П. Бейтсон и П. Клорфер даже говорят о «парадоксе этологии как предмета, который одновременно когерентен и эклектичен».
Изредка можно встретить характеристику этологии как отрасли зоологии, но это, по мнению авторов, дань ее происхождению, поскольку ее корни действительно лежат, главным образом, в зоологии.
Хотя этологи обычно определяют свою дисциплину как биологию поведения и считают ее одной из основных биологических наук, но одновременно они же рассматривают ее еще и в качестве направления в психологии. Именно так к ней относились с самого начала ее основатели Лоренц и Тинберген.
Впрочем, в 30-е - 50-е гг. они, следуя весьма распространенной моде того времени, думали, что подлинно научная психология должна отвечать стандартам естественнонаучной дисциплины и стать ею. Но и позже, отойдя от такой довольно ригористической точки зрения на психологию, они вместе со многими другими этологами продолжали считать этологию не только биологической, но и психологической дисциплиной. В ходе развития современной этологии после 60-х гг. это представление только укреплялось. Психологи, а также этологи, получившие психологическое образование, особенно часто смотрят на этологию, прежде всего как на одно из направлений в психологии [5].
Попытки отнести этологию полностью или по частям либо к биологии, либо к психологии обычно не удаются. Наиболее адекватным и простым является идентификация этологии как одной из дисциплин, изучающей поведение. Исследовательская область поведения животных, не только является междисциплинарной в привычном смысле этого слова (т.е. областью сотрудничества представителей разных дисциплин), но и, более того, она нарушает привычные границы между дисциплинами и даже между естественнонаучным и гуманитарным знанием.
Этология с самого начала своего становления оказалась на границе между биологией и психологией. В таком же положении с начала своего формирования в конце XIX в. оказалась и вся область изучения поведения животных, становление которой происходило внутри междисциплинарной области зоопсихологии [1] .
Формирование зоопсихологии и новой, так называемой экспериментальной, психологии, стремившейся порвать с философией и избравшей в качестве своего идеального образца естествознание, происходило параллельно. Сказать, что изучение поведения животных находилось на стыке наук, между биологией и психологией, было бы слишком общей фразой. Само концептуальное ядро этой новой области, т.е. основные понятия, основная проблематика и методы исследования, формировалось и продолжают формироваться до сих пор в результате теснейшего взаимовлияния биологии и психологии, которые являются не просто разными дисциплинами, но относятся к двум главным разделам научного знания - естествознанию и гуманитарному знанию. Так, в начале нашего века и в психологии человека, и в зоопсихологии, включавшей зоологическую, физиологическую и психологическую линии исследования, ученые яростно полемизировали по общим важнейшим для них вопросам о том, каким должен быть объективный метод исследования и предмет изучения в их области:
Информация о работе Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ