Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.
Гипотеза - исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных.
Задачи:
1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;
2. изучение основных понятий, проблем и структуры развития зоопсихологии;
3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;
4. исследование психических процессов животных через их поведение в зоопсихологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ традиций научных школ в этологии и зоопсихологии……………………...……………............5
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5
1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17
1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии………………………………………….28
Выводы по первой главе…………………………………………...34
Глава 2. Экспериментальные исследования (направления, методы) в традициях научных школ этологии и зоопсихологии……………………………………………………….35
2.1 Экспериментальные исследования в этологии……………………………………………………………...35
2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии……...40
Выводы по второй главе…………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовая по зоопсихологии.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ традиций научных школ в этологии и зоопсихологии……………………...……………............5

1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5

1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17

1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии………………………………………….28

Выводы  по первой главе…………………………………………...34

Глава 2. Экспериментальные исследования (направления, методы) в традициях научных школ этологии и зоопсихологии……………………………………………………….35

2.1 Экспериментальные   исследования  в этологии……………………………………………………………...35

2.2 Экспериментальные  исследования в  зоопсихологии……...40

Выводы  по второй главе…………………………………………...45

Заключение…………………………………………………………..46

Список литературы…………………………………………………47 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В ХХ в. проблемы, связанные с поведением животных, привлекли к себе внимание ученых самых разных специальностей, и прежде всего зоологов, психологов и физиологов, а также этологов. Его стали активно исследовать при помощи методик, традиционных для одной или другой биологической специальности.

     Это привело к тому, что фактически одновременно сформировалось несколько самостоятельных направлений, а точнее, даже отдельных наук о поведении. Так, в 30-е гг. на основе зоологии сформировалась этология - наука о поведении животных в естественной среде обитания. Ее основоположниками были австрийский ученый К. Лоренц  и голландский исследователь Н.Тинберген. Эта наука получила широкое распространение в среде зоологов. Основными методами этологии стало наблюдение за поведением животных в природе и изучение развития естественного поведения у детенышей, выращенных в лабораторных условиях. Таким образом, этологами в основном изучались врожденные, инстинктивные элементы поведения.

     На  основе экспериментальных исследований поведения человека и животных в  лабораторных условиях зародилась и зоопсихология. Первым из психологов, применившим экспериментальный подход к изучению поведения животных, был американский ученый Э. Торндайк, разработавший так называемый «метод проблемных клеток». Большой вклад в развитие зоопсихологии внесли и российские исследователи: В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Н.Ф. Левыкина, К.Э. Фабри и др.

      Объект  исследования - традиции школ наук о поведении животных.

      Предмет исследования – поведение животных в традициях научных школ в этологии и зоопсихологии.

      Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме  и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.

      Гипотеза - исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных.

      Задачи:

      1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;

      2. изучение основных понятий, проблем  и структуры развития зоопсихологии;

      3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;

      4. исследование психических процессов животных через их поведение в зоопсихологии. 
 
 

 

Глава 1 . Теоретический анализ традиций научных  школ в этологии и  зоопсихологии 

1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития

Этология (от греч. ethos - нравы, характер) - биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения. Термин «этология» был введен в биологию в 1859 г. И. Жоффруа Сент Илером.

     Поначалу  этология возникла как одно из направлений  зоологических исследований, которое  систематизировало фактический  материал о поведении животных в  естественных условиях. Постепенно из чисто описательной науки, связанной с изучением инстинктов, этология превратилась в целостную концепцию, включающую анализ поведения в онто- и филогенезе, изучение его механизмов и приспособительного значения. И хотя некоторые конкретные модели и разработки не выдержали проверки временем, влияние классической этологии на современные исследования поведения животных весьма значительно[23, 25].

          Развитие этологии, изучение целостностного  поведения животных в естественных  условиях имеет длительную историю.  В трудах естествоиспытателей XVIII-XIX вв. был собран огромный описательный материал. Это, прежде всего, труды немецкого ученого Г. Реймаруса, французских исследователей Ж. Бюффона, Ж. Фабра и Ф. Кювье, позволившие выделить и четко определить категорию инстинктивного поведения. Непосредственное влияние на развитие этологии оказали труды Ч. Дарвина. Собранные им многочисленные факты о поведении животных в естественных условиях позволили различить основные категории поведения - инстинкт, обучение и способность к элементарному рассуждению. Дарвин указывал, что поведение животного, так же, как его строение, характеризуется изменчивостью и передается по наследству. На примере инстинктов Дарвин показал пути формирования признаков поведения в процессе естественного отбора.

          Непосредственное влияние на формирование этологических представлений оказали исследования ученых - английского - Д. Сполдинга, американских - Ч. Уитмена и У. Крэга, немецкого - О. Хейнрота, в которых было экспериментально показано, что некоторые формы поведения животных имеют врожденную и видоспецифическую основу.

          Как самостоятельное научное  направление, отличное от физиологических  и психологических школ исследования  поведения, этология оформилась  в 30-е гг. ХХ в. Ее признанные  основоположники - австрийский зоолог К. Лоренц и нидерландский зоолог Н. Тинберген. В теоретических работах К. Лоренца были обобщены основные взгляды предшественников - американских ученых Ч.Уитмена и У. Крега, немецких Я. Юкскюля и О. Хейнрота и ряда ученых других направлений, например французского ученого Ж. Леба, американских ученых Г. Дженнингса, У. Мак-Дугалла и др.

          В работах Лоренца, Тинбергена  и их последователей, таких, например, как нидерландский ученый Г.Берендс,  немецкие ученые В. Виклер и  П. Лейхаузен, а также многих других, были заложены основы теории развития инстинктивного поведения. Основоположники этологии определяли ее как «объективное изучение инстинктивных движений» (Н. Тинберген) или как «морфологию поведения животных» (К. Лоренц).

          Начиная с середины 30-х гг. XX в., этология становится одним из главных направлений в изучении поведения.

          Этология послужила основой для  возникновения ряда самостоятельных  направлений, таких как: 

    • когнитивная этология,
    • нейроэтология,
    • социобиология,
    • этология человека.

     Она и по сей день продолжает составлять базу для широкого диапазона работ, в том числе, например, для исследования сложных коммуникативных процессов  у животных[11].

       В настоящее время этология  имеет статус академической дисциплины, причем с разветвленной структурой поддисциплин (среди них, например, нейроэтология, этология человека, экоэтология и др.). С момента появления этологии во второй половине 30-х гг. и по 50-е гг. этология существовала в качестве самостоятельной научной школы в области исследования поведения, и ее обычно называли как этологической школой, так и школой Лоренца или Лоренца - Тинбергена.

     Основатели  этологии Лоренц и Тинберген с  самого начала рассматривали свои исследования и работу своих последователей как  основу для будущей фундаментальной научной дисциплины, занятой всесторонним изучением поведения животных, и предпринимали все возможные усилия, чтобы утвердить свое исследовательское направление именно в этом качестве. С середины 50-х гг. большинство этологов уже считали этологию дисциплиной, пусть и очень молодой. Представители же других направлений в изучении поведения еще около десятилетия продолжали рассматривать ее только как одну из научных школ.

     С начала 50-х гг. этология обладала такими общепринятыми признаками институционализации, необходимыми для научной дисциплины, как свои журналы, исследовательские центры, регулярные международные конференции и университетские учебные курсы[12].

     С середины 60-х гг. уже не только этологи, но и представители других наук и  направлений, стали рассматривать этологию в качестве самостоятельной дисциплины, и в дальнейшем ее статус как академической дисциплины быстро укреплялся, а после присуждения в 1973 г. Лоренцу и Тинбергену Нобелевской премии стал бесспорным.

     Этологи часто отмечают, что современной этологии трудно дать четкое и лаконичное определение из-за того, что она включает в свой состав много различных подразделений и граничит со множеством и биологических, и гуманитарных дисциплин, имея с ними значительные области пересечения так, что бывает трудно провести границу между ней и соседними дисциплинами. П. Бейтсон и П. Клорфер даже говорят о «парадоксе этологии как предмета, который одновременно когерентен и эклектичен».

     Изредка можно встретить характеристику этологии как отрасли зоологии, но это, по мнению авторов, дань ее происхождению, поскольку ее корни действительно лежат, главным образом, в зоологии.

     Хотя  этологи обычно определяют свою дисциплину как биологию поведения и считают  ее одной из основных биологических  наук, но одновременно они же рассматривают ее еще и в качестве направления в психологии. Именно так к ней относились с самого начала ее основатели Лоренц и Тинберген.

     Впрочем, в 30-е - 50-е гг. они, следуя весьма распространенной моде того времени, думали, что подлинно научная психология должна отвечать стандартам естественнонаучной дисциплины и стать ею. Но и позже, отойдя от такой довольно ригористической точки зрения на психологию, они вместе со многими другими этологами продолжали считать этологию не только биологической, но и психологической дисциплиной. В ходе развития современной этологии после 60-х гг. это представление только укреплялось. Психологи, а также этологи, получившие психологическое образование, особенно часто смотрят на этологию, прежде всего как на одно из направлений в психологии [5].

     Попытки отнести этологию полностью или  по частям либо к биологии, либо к  психологии обычно не удаются. Наиболее адекватным и простым является идентификация  этологии как одной из дисциплин, изучающей поведение. Исследовательская область поведения животных, не только является междисциплинарной в привычном смысле этого слова (т.е. областью сотрудничества представителей разных дисциплин), но и, более того, она нарушает привычные границы между дисциплинами и даже между естественнонаучным и гуманитарным знанием.

     Этология  с самого начала своего становления  оказалась на границе между биологией  и психологией. В таком же положении  с начала своего формирования в конце XIX в. оказалась и вся область  изучения поведения животных, становление которой происходило внутри междисциплинарной области зоопсихологии [1] .

     Формирование  зоопсихологии и новой, так называемой экспериментальной, психологии, стремившейся порвать с философией и избравшей  в качестве своего идеального образца  естествознание, происходило параллельно. Сказать, что изучение поведения животных находилось на стыке наук, между биологией и психологией, было бы слишком общей фразой. Само концептуальное ядро этой новой области, т.е. основные понятия, основная проблематика и методы исследования, формировалось и продолжают формироваться до сих пор в результате теснейшего взаимовлияния биологии и психологии, которые являются не просто разными дисциплинами, но относятся к двум главным разделам научного знания - естествознанию и гуманитарному знанию. Так, в начале нашего века и в психологии человека, и в зоопсихологии, включавшей зоологическую, физиологическую и психологическую линии исследования, ученые яростно полемизировали по общим важнейшим для них вопросам о том, каким должен быть объективный метод исследования и предмет изучения в их области:

Информация о работе Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ