Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.
Гипотеза - исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных.
Задачи:
1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;
2. изучение основных понятий, проблем и структуры развития зоопсихологии;
3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;
4. исследование психических процессов животных через их поведение в зоопсихологии.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ традиций научных школ в этологии и зоопсихологии……………………...……………............5
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5
1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17
1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии………………………………………….28
Выводы по первой главе…………………………………………...34
Глава 2. Экспериментальные исследования (направления, методы) в традициях научных школ этологии и зоопсихологии……………………………………………………….35
2.1 Экспериментальные исследования в этологии……………………………………………………………...35
2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии……...40
Выводы по второй главе…………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………47
Зоопсихология изучает психику в процессе филогенеза от простейших форм отражения до интеллекта, а также развитие ее в онтогенезе животного. В зоопсихологии традиция научной школы формировалась путем исследований различных авторов, важную роль среди которых сыграли В. А. Вагнер, А. Н. Промптов, Е. В. Лукина, А. Н. Северцов, Н. Н. Ладыгина- Котс, К. Э. Фабри и ряд других. Основными методами изучения психических процессов у животных через поведение являются метод «лабиринта», метод «обходного пути», дифференцированная дрессировка, метод «выбора на образец», метод «проблемной клетки», метод употребления орудий, метод открытого поля.
Таким
образом, выдвинутая нами гипотеза о том,
что исследования в этологии сводятся
к изучению поведения животных, тогда
как в зоопсихологии - к изучению психических
процессов через поведение у животных
в ходе теоретического анализа подтвердилась.
Список литературы
1. Большая медицинская энциклопедия под редакцией Б.В.Петровского, М.: «Советская энциклопедия», 1987 г. – 735 с.
2. Войтонис, Н.Ю. Предыстория интеллекта. – М, 2008. – 446 с.
3. Воронин, Л.Г. Эволюция высшей нервной деятельности (очерки). М.: Наука, 1977. – 312 с.
4.Вудвортс, Р. Решение проблем животными. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.,1981. – 341 с.
5. Н.Н.Данилова, Крысова, А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- М., «Учебная литература», 1997 г. – 169 с.
6. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Собрание сочинений, т.5, М., 1953. – 213 с.
7.. Дарвин, Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. Т. 2. - М., 2006. – 566 с.
8. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. – М, 2007. – 690 с.
9. Дембовский, Я. Психология животных. - М., 2008. – 168 с.
10. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. - М., 2006. – 244 с.
11. Зорина, З.А., Полетаева, И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. - М., 2008. – 355 с.
12.Зорина, З.А., Полетаева, И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 2002. – 218 с.
13.Крушинский, Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1986. -364 с.
14. Ладыгина-Котс, Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. -М., 2008. – 314 с.
15. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. - М., 2008. – 290 с.
16.Панов, Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983. -275 с.
17.Психологический журнал, Северцов А.Н. «Эволюция и психика». –М.: Речь, 1999.- 314 с.
18. Рогинский, Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948. – 413 с.
19. Савельев, С.А. Введение в зоопсихологию. - М., 2007. – 275 с.
20.Северцов, А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 217 с.
21.Тинберген, Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993. – 147 с.
22.Тинберген, Н., Поведение животных, М., 1985 г. -314 с.
23. Фабри, К.Э. К проблеме игры у животных.// Бюлл. М.О.И.П., отд. биол., вып.3, 1973. – 199с.
24.Фабри, К.Э. Основные этапы развития поведения в онтогенезе.// Управление поведением животных. М., Наука, 1977. – 312 с.
25.Фабри, К.Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных. // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. – 114 с.
26.Хайнд, Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. - М., 2005. – 317 с.
27.Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология». М., 1997. – 513 с.
28.Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. М., 2003. – 412 с.
29.Шовен, Р. Поведение животных. М., 1972. – 412 с.
30.Ярошевский,
М.Г. История психологии от античности
до середины XX века. М., 1997. – 315 с.
.
Информация о работе Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ