Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретического материала по данной теме и описании традиций научных школ в этологии и зоопсихологии.
Гипотеза - исследования в этологии сводятся к изучению поведения животных, тогда как в зоопсихологии - к изучению психических процессов через поведение у животных.
Задачи:
1. изучение основных понятий, проблем и структуры развития этологии;
2. изучение основных понятий, проблем и структуры развития зоопсихологии;
3. описание экспериментальных исследований поведения животных в этологии;
4. исследование психических процессов животных через их поведение в зоопсихологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ традиций научных школ в этологии и зоопсихологии……………………...……………............5
1.1. Этология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………………………………….5
1.2. Зоопсихология: определение понятия, основные проблемы изучения и структура развития…………..……………………….17
1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии………………………………………….28
Выводы по первой главе…………………………………………...34
Глава 2. Экспериментальные исследования (направления, методы) в традициях научных школ этологии и зоопсихологии……………………………………………………….35
2.1 Экспериментальные исследования в этологии……………………………………………………………...35
2.2 Экспериментальные исследования в зоопсихологии……...40
Выводы по второй главе…………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовая по зоопсихологии.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     В описываемый период - с конца XIX по первую треть XX века - зоопсихология понималась двояко:

      1) как самостоятельная область,  новая формирующаяся дисциплина, не укладывающаяся в рамки  какой-либо одной из прежних  дисциплин (так ее понимал,  например, русский зоопсихолог-зоолог В. А. Вагнер);

      2) как конкретные исследования, ведущиеся  в зоологии, физиологии и психологии.

     В указанный период в зоопсихологии  существовало множество в основном небольших школ и направлений, и  только к 30-м гг. по-настоящему крупной  школой здесь стала школа американской сравнительной психологии с бихевиористской ориентацией. Весь этот период зоопсихология представляла собой одно большое дискуссионное поле, причем позиции по теоретическим и методологическим вопросам зоопсихологии, волновавшим в то время ученых не определялись их дисциплинарной принадлежностью. Тем не менее было и то, что объединяло большинство исследователей, занимавшихся зоопсихологией.

       Во-первых, это было убеждение,  что зоопсихология должна превратиться  в фундаментальную дисциплину, которая должна иметь единый предмет и единые методы; а во-вторых - это сами проблемы, служившие предметом общих острых споров. На наш взгляд, среди них можно прежде всего выделить две проблемы самого общего плана:

     1) что должно быть научным предметом зоопсихологии;

     2) какими должны быть ее научные  методы;

      3) какова природа инстинкта;

     4) обладают ли животные интеллектом,  в какой степени и какова  его природа[25, 27].

     Формирование  зоопсихологии шло параллельно  со становлением экспериментальной  психологии, которая, как и зоопсихология, в значительной степени ориентировалась на методы естественных наук. При этом зоопсихология и экспериментальная психология оказывали друг на друга взаимное влияние.

     Теоретическим и методологическим вопросам зоопсихологии уделяли большое внимание такие крупные психологи, как В. Вундт и Э. Клапаред. Один из основателей гештальтпсихологии В. Кёлер проводил знаменитые исследования интеллекта у обезьян, ставшие важной вехой в изучении психических способностей животных. У экспериментальной психологии и зоопсихологии был целый ряд общих проблем, связанных с методами и предметом исследования [19].

       Как известно, в конце XIX - начале XX века в экспериментальной психологии  активно дискутировался вопрос  о так называемом объективном методе, о законности метода интроспекции в психологии и в связи с этим о том, может ли субъективный опыт быть предметом подлинно научного исследования. Для зоопсихологии встали те же вопросы, причем в особенно острой форме [20].

     Зоопсихология возникла как наука о психике животных, и поначалу все основные проблемы, обсуждавшиеся в зоопсихологии, были связаны с исследованием именно ее: эволюция психики, ее природа, природа инстинкта, существование у животных интеллекта, воли, воображения, эмоций и т.п., характер их ощущений, соотношение инстинкта, привычек и интеллекта и др. Изучение действий и движений животных, самой разной их внешней активности - всего, что на рубеже XX в. начали называть поведением - первое время рассматривалось большинством ученых, интересовавшихся зоопсихологией как средством для понимания психических процессов у животных.

     В конце XIX в. интерес к психике животных часто приводил многих ученых и популяризаторов  к крайне некритическим формам антропоморфизма, классическим примером чего могут служить работы Дж. Романеса. Это вызвало противоположную реакцию, и многие стали считать сам метод суждения о психике животных по аналогии с психикой человека неприемлемым в любой форме. И тогда возник закономерный вопрос, который на рубеже и в первые два десятилетия XX в. задавали себе многие ученые: возможна ли зоопсихология, если понимать ее как науку о психике животных. Так, например, в 1906 г. Э. Клапаред опубликовал статью под названием «Легитимна» ли сравнительная психология, в которой сам он ответил на этот вопрос положительно.

     В описываемый период сформировалось два научных лагеря с противоположными взглядами на предмет и методы изучения в зоопсихологии, причем в  каждом из них были и зоологи, и  физиологи, и психологи. Представители одного из них отстаивали возможность и необходимость изучать психические процессы у животных. Они полагали, что можно и научно вполне корректно делать выводы о внутреннем мире животных по аналогии с человеческой психикой на основе наблюдений за их поведением и данных физиологии. Приверженцы другого, объективистского подхода, напротив, настаивали на исключении психики животных из изучения, поскольку о ней нельзя получить непосредственных свидетельств. Делать же выводы по аналогии с психическими процессами у человека они считали абсолютно ненаучным [24].

     В конце XIX и первые два десятилетия XX века сторонники изучения психики  у животных преобладали. В их числе  был и зоолог Конвей Ллойд Морган, автор знаменитого «канона Моргана», ограничивающего безудержный антропоморфизм и физиолог Чарльз Шеррингтон, внесший решающий вклад в создание представления о поведении как комплексе рефлексов, при этом сам бывший виталистом и считавший психику особым нематериальным началом.

     Наиболее  известными объективистскими концепциями в описываемый период были теория тропизмов Жака Леба и различные варианты объективистского подхода, основанные на рефлекторной теории, к началу XX в. ставшей в физиологии парадигмальной. Сначала объективистская позиция вызывала острую критику, но постепенно ее влияние укреплялось и с начала 30-х гг. она стала господствующей. Бихевиоризм, объявивший поведение единственным предметом подлинно научной психологии, к 30-м гг. практически уже полностью определял объективистский стиль американской сравнительной психологии. В европейской зоопсихологии как междисциплинарной области к середине 30-х гг. объективистский подход также стал преобладать. В нашей стране классическую объективистскую установку в зоопсихологии задала школа И. П. Павлова. В результате победы объективистского подхода поведение к середине 30-х гг. стало не только главным, но, за немногими исключениями, единственным предметом в междисциплинарной области зоопсихологии. Возрождение научного интереса к психике животных началось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия.

     С последней трети XIX в. неуклонно возрастало внимание исследователей, главным образом  зоологов, к изучению внешней активности животных, понимаемого как изучение их инстинктов, привычек, нравов, чувств и ума. Отражением этой тенденции было появление зоопсихологии, а выделение ее в самостоятельную научную область, в свою очередь, еще больше стимулировало такие исследования в зоологии, физиологии и психологии. Уже в последнее десятилетие XIX в., когда понятие «поведение животных» еще не начало применяться, а также в самом начале XX в., когда оно использовалось еще редко, многие авторы, прежде всего зоологи и физиологи, постепенно стали выделять сами действия животных в качестве независимого от психики предмета исследования [21].

     На  рубеже XX в. появляется сам научный  термин «поведение животных», обозначающий особое научное понятие и предмет изучения. Понятие «поведение животных» вбирало в себя все прежние частные понятия, относившиеся к внешне наблюдаемым действиям животных: «инстинкт», «привычки», «нравы», «умственные действия» и т.п. Неразрывная связь между представлениями о действиях животных и об их психике, существовавшая в прежней терминологии, начинает разрушаться, чему усиленно способствовали споры о предмете и методах зоопсихологии. И теперь уже по отношению к поведению животных как самостоятельному предмету начали ставиться вопросы о процессах, физиологических и психических, лежащих в его основе.

     Возраставшее  влияние объективистского подхода  в зоопсихологии способствовало и, в конечном счете, обеспечило выделение поведения животных в самостоятельную область исследования, не зависящую от изучения психики и в дальнейшем, как правило, не связанной с ее изучением. Не только объективисты, но и все те, кто признавал возможность и необходимость изучения психики животных, как, например, К. Л. Морган, также внесли вклад в становление области исследования поведения животных, изучая его и как средство для понимания психики, и как самостоятельный предмет. Таким образом, формирование этой исследовательской области происходило внутри междисциплинарной области зоопсихологии. 

     1.3. Изучение поведения животных в традициях научных школ этологии и зоопсихологии 

     Изучение  поведения животных в этологии и  зоопсихологии имеет свои различия, обусловленные особенностями самих этих наук, рассматривающих поведение как с биологической, так и с психологической точек зрения.

     В этологии поведение животных, как правило, рассматривается с точки зрения успешного приспособления к среде обитания, что оказывается возможным в большой степени благодаря разнообразию форм и механизмов поведения. При изучении поведения в этологии применяются различные подходы. Один из них - оценка становления поведения в процессе эволюции, выяснение приспособительного значения той или иной реакции, ее биологических, физиологических механизмов [11].

     С биологической точки зрения существует множество классификаций поведения. Это объясняется тем, как указывает З.А. Зорина, что число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично. Выбор способа классификации диктуется обычно задачами исследования и нередко бывает субъективным. Наиболее удобной для описания поведения считается классификация Д. Дьюсбери. Все формы поведения животных он объединяет в три основные группы - индивидуальное поведение, репродуктивное и социальное.

       К индивидуальным поведенческим актам относятся:

     1. локомоция - перемещения животного  в  пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций.;

     2. питание и дыхание - сложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней. В кормовом поведении действия с наследственно обусловленной видоспецифической программой тесно переплетены   с   действиями, приобретенными в результате индивидуального приспособления к среде;

     3. терморегуляция - обеспечение оптимального температурного режима;

     4. поиски убежища;

     5. избегание хищников;

     6. сон;

     7. поддержание чистоты тела - направлено на поддержание чистоты тела, а также осуществление уринации и дефекации;

     8. биологические ритмы;

     9. исследовательская активность - комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения» ;

     10. игра - совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей, или та форма деятельности, «в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности»;

     11. использование орудий - особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом;

     12. манипуляционная активность - совокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности. Составляет необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного, а также других сфер поведения животного. Представляет собой систему определенным  образом интегрированных элементов разного иерархического уровня. Сложность этой системы определяется не только морфологическими особенностями эффекторов (например, развитие кисти у обезьян или превращение передних конечностей в крылья у птиц), но также и общим уровнем биологической организации поведения животного [11, 12].

     Среди указанных форм индивидуального поведения называются и чисто физиологические процессы, а не поведение, как таковое. Однако, по мнению автора, здесь имеются в виду не сами физиологические акты, а те поведенческие реакции, которые обеспечивают выполнение данных функций.

     Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.

      Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества. Многие виды в течение года переходят от одиночного к общественному образу жизни. Такие переходы характерны для многих видов птиц, некоторых грызунов и хищных млекопитающих (волки). Проявление всех форм поведения находится под влиянием суточных, сезонных и других биологических ритмов [15].

Информация о работе Этология и Зоопсихология. Традиции научных школ