Право собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, доклад

Краткое описание

Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:
-формы собственности на землю (частная, государственная, муниципальная,
общинная и т. п.);

Файлы: 1 файл

2 тема зем пр.docx

— 130.68 Кб (Скачать)

города  или района;

  -поощрение  экономическими  методами   рекультивации   и   восстановления

нарушенных  земель и освоения неудобий;

  -решение экологических проблем  путем принятия дифференцированной  шкалы  с

учетом  класса  вредности  предприятия,  размера  санитарно-защитной  зоны,

стоимости необходимых мероприятий по экологизации производства и др.;

  -размещение   различных   объектов   в   соответствии    с    оптимальным

функциональным  зонированием  и  планировочной   организацией   территории,

принятыми в комплексных  градостроительных  программах,  проектах  районной

планировки,  генеральных  планах  городов   и   других   специализированных

проектах,  развивающих и детализирующих  комплексные программы развития

района;

  -компенсация дополнительных затрат  землевладельцам  и  землепользователям

из-за менее выгодного их местоположения и т. д.

  Перестройка земельно-кадастровой  системы во многом  связана   с  переводом

информации  на современные виды ее носителей, снимающих  ограничения  по  ее

форме  (графическая,  текстовая)  и объему.  Обработка огромных  массивов

количественных, ценовых, качественных и правовых данных  о  каждом  контуре

земельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике под

силу  лишь современным компьютерным системам с  наборами  автоматизированных

рабочих мест.

  Объектом земельного кадастра  являются все земли Российской  Федерации в ее

государственных границах, а кадастровой  единицей  —  земельный  участок  с

прочно  связанными с ним объектами, имеющий  фиксированный  правовой  статус,

границы, площадь, местоположение, цену.

  Кадастровая документация включает  в себя документы, подтверждающие  права

на  земельные участки, картографические, графические, табличные,  текстовые,

магнитные,  электронные  носители  информации,  предусмотренные   правилами

ведения и использования земельного кадастра.

  При ведении земельного кадастра  возникают  кадастровые  отношения   —  по

поводу  производства,  ведения,  распределения  и  использования   земельно-

кадастровой  информации.  Объектом  их  является  кадастровая  информация  о

землях  Российской  Федерации,  участниками — государственные   органы   и

учреждения,   физические   и   юридические   лица,   несущие   установленные

законодательством  обязанности  и  обладающие  соответствующими  правами   в

данной  области.

  Земельный кадастр является основой,  на которой базируются государственные

и отраслевые регистрационные и учетные  системы: регистры и реестры жилых  и

нежилых помещений, предприятий и  организаций  всех  форм  собственности  и

хозяйствования  и т. п.

  Государственный земельный кадастр  ведется в целях:

  -закрепления  прав  на  землю   собственников,  владельцев,  пользователей

земли;

  -осуществления   государственного   контроля    за    распределением    и

использованием  земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды,

залога, дарения, обмена и т. д.);

  -обеспечения оперативности, устойчивости  земельного оборота  и  гласности

земельных сделок, разрешения земельных споров;

  -проведения налогового обложения  земли и земельных сделок;

     -установления нормативной и перспективной  цены земли;

    -предоставления сведений  о   собственниках,  владельцах,  пользователях

  земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании

  и цене;

   -обеспечения  необходимой   информацией  о  земельных   ресурсах   органов

  государственной власти, юридических  и физических лиц.

   Ведение реестров земельной регистрации,  внесение в них  записей,  выдача

  правооформляющих документов, справок и выписок возлагаются на  главного

  регистратора  кадастрового  бюро;   он   же   несет   ответственность   за

  правильность сведений, содержащихся  в реестрах, копиях и выписках  из них.

  Земельная регистрация является  правоустанавливающим юридическим  актом, на

основании  и  с  момента  свершения  которого   за   лицами   признаются   и

закрепляются   государством   права   на   земельные   участки,   а    также

подтверждается  законность сделок с землей.

  В процессе  земельной  регистрации   в  единую  систему  объединяются  все

правовые  сведения о земле, ее собственниках,  владельцах,  пользователях,  а

также  земельных  сделках.  Земельная   регистрация   осуществляется   путем

внесения  соответствующих записей в регистрационную  поземельную книгу.

   Сведения, вносимые в книгу   и  подлежащие  обязательной  предварительной

  проверке, приобретают юридическую  силу и в дальнейшем являются  единственно

  законными и достоверными  для судебных,  финансовых,  налоговых и других

  государственных органов, предприятий,  организаций,  учреждений  и   граждан.

  Достоверность  и  правильность  содержащихся  в кадастре   регистрационных

  сведений могут быть оспорены только в судебном порядке.

   Сведения земельной регистрации  включают:

   -сведения о землях;

   -их целевое назначение (категорию  земель);

   -наименование земельной собственности,  землевладения, землепользования;

   -форму собственности, владения, пользования землей;

   -площадь земельной собственности,  землевладений и землепользований;

   -местоположение, адрес;

   -дату    регистрации     земельной     собственности,     землевладения,

  землепользования;

   -наименование правооформляющего документа, выданного после регистрации,

  его номер и дату выдачи;

   -общую стоимость землевладения,  в том числе стоимость самого  земельного

  участка и стоимость связанного  с ним имущества;

   -величину земельного налога;

   -особые отметки о землевладении.

  Государственный контроль за  использованием и охраной земель  направлен  на

обнаружение и  пресечение  действий,  противоречащих  принятым  в  земельном

законодательстве правилам ее использования и охраны.  Цель  государственного

контроля  — обеспечить  соблюдение  всеми  государственными  учреждениями,  а

также гражданами  требований,  гарантирующих  сохранность  земельного  фонда

страны  в целом и его отдельных  участков.

   Агроэкономическое состояние земельных  ресурсов  России  к  началу  реформ

было  неудовлетворительным. Многие площади  эродированны и эрозионно  опасны,

многие  загрязнены промышленными выбросами. Снизился запас гумуса  в  почвах,

многие  земли оказались заболочены и  переувлажнены, захламлены  промышленными

отходами  и  бытовым   мусором,   имеют   солонцовые   вкрапления,   высокую

кислотность.

  Изучение  зарубежной  практики  показывает,   что   действенная   система

государственного  контроля опирается как на экономические  методы,  так  и  на

административные, причем экономический механизм действует в том числе и на

принципе отдачи вложенных средств.  Зарубежные  системы аграрных  отношений

содержат    значительное    число    стимулирующих    рычагов,     некоторые

непосредственно связаны с выполнением правил использования и охраны  земель.

При нарушении субъектом норм пользования  угодьями  их  права  могут  быть  в

какой-то части приостановлены.  В США,  например,  экономическое нарушение

приводит  к лишению  предприятий  государственных  контрактов,  субсидий  или

ссужаемых средств. В большинстве стран, использующих финансовые стимулы  для

поддержки  мер  по  уменьшению  загрязнения  земель,  невыполнение  условий,

выдвигаемых для получения займа,  приводит  к прекращению финансирования.

Право организаций государственной финансовой системы  осуществлять  подобные

действия  ставит их, по сути, в ряды органов, ведающих лицензированием.

  В   странах   с   развитой   экономикой   для    обеспечения    охранного

землепользования  используются методы как прямого, так  и косвенного действия

при явном преимуществе вторых. Иначе  говоря, предпочтительнее меры, которые

способствуют  предупреждению условий для возникновения  правонарушений,  чем

меры  наказания за эти нарушения.  В  качестве  таких  профилактических  мер

особо    широко     применяются     профессиональные     (специальные     и

предпринимательские)  требования  к  лицам,   покупающим   или   арендующим

земельные участки. Причем эти требования, если говорить об аренде, в равной

степени предъявляют и сдающий землю, и те, кто  от  имени  государственных,

общественных  или кооперативных организаций  участвуют в оформлении  арендных

сделок. Первый — потому, что заинтересован  в более высоких суммах  арендной

платы, которые (особенно при  фиксированных  ставках)  целиком  зависят  от

объемов  производства,   инвестиций   и   умения   арендатора   продуктивно

использовать  передаваемую ему землю. Вторые —  как облеченные таким  правом,

защищающим национальные или кооперативные интересы.

  Большое  значение  имеют   прямой  контроль   за   использованием   земель

специалистами государственных или других  уполномоченных  на  это  служб  и

неотвратимость  установленной законом ответственности. Это подтверждает опыт

передовых  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  России  и   развитых

капиталистических стран.

 

Разграничение государственной собственности  на землю»

 

  Проанализируем нормативно-правовую  базу разграничения государственной  собственности на землю.

 

Конституция Российской Федерации является основополагающим нормативным правовым актом высшей юридической силы, поэтому все  ее положения в той или иной мере имеют важное значение. В то же время наиболее важными нормами Конституции Российской Федерации, которые непосредственно будут применяться при разграничении государственной собственности на землю, являются:

 

подпункт  «г» п. 1 ст. 72, согласно которому разграничение  государственной собственности  находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Это означает, что в области разграничения  государственной собственности  на землю издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и  иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции Российской Федерации);

 

пункт 3 ст. 35, согласно которому никто не может  быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения. Применительно  к рассматриваемой проблеме это  означает, что в процессе разграничения  государственной собственности  на землю не должны быть нарушены права  граждан и юридических лиц - собственников  земельных участков.

 

Из  отраслевой кодификации отношения  в области разграничения государственной  собственности на землю регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, в котором устанавливаются основания  возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8), правовой статус юридических лиц и публичных  образований (гл. 4, 5), дается определение  недвижимых вещей (ст. 130) и их государственной  регистрации (ст. 131), регулируется право  собственности и другие вещные права (разд. II) а также содержится множество других норм, регулирующих указанные отношения.

 

В 2001 году был принят Федеральный закон  от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении  государственной собственности  на землю» (далее - Закон). Кроме данного  Закона отношения разграничения  государственной собственности  на землю комментируются рядом других Федеральных законов.

 

Государственной регистрации права собственности  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  на земельные участки в результате разграничения государственной  собственности на землю будет  предшествовать проведение значительных по объему работ по землеустройству  и государственному кадастровому учету  земельных участков. Указанные отношения  регулируются, соответственно, Федеральным  законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» и Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном  кадастре».

 

При разграничении государственной  собственности на землю, особенно при  определении оснований внесения земельных участков в перечень земельных  участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, необходимо учитывать также наличие  ряда федеральных законов, в которых  в той или иной форме провозглашалась  федеральная собственность на землю: от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном  материальном резерве», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», от 5 августа 1995 г. № 126-ФЗ «О железнодорожных войсках Российской Федерации» и др. При этом следует иметь в виду, что в случае противоречий между положениями ранее принятых федеральных законов и Закона, приоритет будут иметь положения последнего.

Информация о работе Право собственности на землю