Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, доклад
Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:
-формы собственности на землю (частная, государственная, муниципальная,
общинная и т. п.);
федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Федерации — федеральным законам, принятым по предметам
ведения
РФ и предметам совместного
случае противоречия между ними действует федеральный закон. При
противоречии же между федеральным законом и нормативным актом субъекта
Федерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовому
регулированию субъектов Федерации, действует нормативный акт субъекта
Федерации.
Обеспечение соответствия
и иных нормативных актов всех субъектов Федерации Конституции РФ и
федеральным законам отнесено к совместному ведению РФ и субъектов
Федерации.
Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к
источникам земельного права относят также акты других отраслей
законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные
отношения.
Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр,
вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие
норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких
отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное.
Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводу
земли, подчинены нормам земельного права. Так, в соответствии с земельным
законодательством в Законе РФ «О недрах» определены право собственника
земельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых,
находящихся в границах этого участка, обязанности землепользователя по
охране земель от вредного воздействия и приведению нарушенного при
пользовании недрами земельного участка в состояние, пригодное для
использования; в Основах лесного законодательства Российской Федерации
предусмотрены порядок перевода лесных земель в нелесные, обязанности
лесопользователей по повышению плодородия почв, предотвращению эрозионных и
других процессов, ухудшающих состояние земель, и т.п.
Правовые нормы, так или
иначе связанные с
отношений, содержатся также в источниках административного и уголовного
права, предусматривающих соответствующие виды земельных административных и
уголовных правонарушений и меры ответственности за них; гражданского права,
содержащего общие положения о возмещении вреда и регулировании сделок с
землей как недвижимым имуществом; жилищного права, предусматривающего право
граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и их
обязанность использовать участок по назначению.
Особое место среди источников земельного права занимают акты, которые
сами по себе не имеют юридической силы, но приобретают ее в результате
утверждения
в установленном порядке
могут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений,
заключенные в установленном порядке и ратифицированные и утвержденные
компетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ с
субъектами Федерации.
К этой же группе источников земельного права относятся утвержденные в
установленном порядке компетентными органами государства типовые договоры,
а также имеющие вспомогательное значение (и позволяющие раскрыть содержание
земельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающие
требования по охране земель и почв при проектировании, строительстве,
эксплуатации объектов), государственные стандарты, определяющие требования
к состоянию земель, и т. п.
Обладая высшей юридической
права, Конституция РФ занимает центральное место среди них. Ее нормы
составляют основу источников земельного права и являются отправной
юридической базой для определения основных направлений развития всего
земельного законодательства.
В Конституции РФ содержатся нормы, специально направленные на
регулирование земельных отношений. Провозгласив использование и охрану
земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории, Конституция закрепила такие
основополагающие положения земельного права, как введение частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие
природные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частной
собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит
ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Важную группу конституционных положений, действующих в . области
земельного права, составляют положения, связанные с разграничением
предметов ведения (полномочий) между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Федерации по вопросу о
государственной собственности. В соответствии с Конституцией РФ к
совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение
государственной собственности (ст. 72), признание федеральной собственности
и управление ею (ст. 71).
Отраслевые законодательные
кодифицированные законодательные акты (Земельный кодекс РФ, земельные
кодексы республик), а также иные
законы РФ и субъектов
Земельные кодексы
акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы в которых
располагаются в порядке,
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В условиях перехода к
проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его
содержания на конкретных этапах земельной реформы.
Экономические интересы
реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных
отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой
базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов
земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и
предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и
результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не
может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и
продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства,
не связанного с экономической целесообразностью.
Механизм экономического
системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию
земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и
землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю,
экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования,
введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение
экологического состояния земельных участков, на защиту земель
сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв,
самозахвата и разбазаривания.
Система экономических
к рынку включает:
-земельный налог;
-арендную плату за землю;
-рыночную цену земли;
-залоговую цену земли;
-компенсационные платежи при изъятии земель;
-компенсационные выплаты при консервации земель;
-платежи за повышение
-штрафные платежи за
-налоговое обложение при
-плату за право аренды и т. д.
Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать
следующим требованиям:
-обеспечение относительно
воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;
-разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;
-использование земельной
экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими
экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.
д.);
-учет интересов и равноправие
реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;
-стимулирование рационального размещения и специализации
сельскохозяйственного производства;
-усиление экологической
Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных
отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство
воздействует на экономические интересы землевладельцев и
землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли,
находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю
является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты.
Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской
деятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственная
и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы
в виде процента. Земельная рента имеет иную природу.
Как известно, земельный собственник
может вести хозяйство
но может и передать свое право использования земли в аренду
предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает
право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает
землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в
земельную ренту обусловлено именно данной монополией.
Предприниматель берется за
среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственнику
земли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента — это
форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе
различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.
Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на
землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое
распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они
могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать
получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.
С увеличением спроса на
оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную
прибыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль и
превращается затем в дифференциальную ренту.
Наличие частной
абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой
государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на
землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над
средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более
низкого органического состава капитала, трудности перелива капитала из
промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания
нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей
нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних
по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на
продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями
производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены
производства.
Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная
прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим
собственникам земли.
Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества,
местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие
землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их