Право собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, доклад

Краткое описание

Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:
-формы собственности на землю (частная, государственная, муниципальная,
общинная и т. п.);

Файлы: 1 файл

2 тема зем пр.docx

— 130.68 Кб (Скачать)

федеральным конституционным законам, а законы и иные  нормативные  правовые

акты  субъектов Федерации  —  федеральным  законам,  принятым  по  предметам

ведения РФ и предметам совместного ведения  РФ  и  субъектов  Федерации.  В

случае  противоречия  между   ними   действует   федеральный   закон.   При

противоречии же между федеральным законом и нормативным актом субъекта

Федерации,  принятым  по  вопросам,  отнесенным  к  собственному  правовому

регулированию  субъектов  Федерации,  действует  нормативный  акт  субъекта

Федерации.

  Обеспечение соответствия конституций  и законов республик, а также  законов

и  иных  нормативных  актов  всех  субъектов  Федерации  Конституции  РФ  и

федеральным  законам  отнесено  к  совместному  ведению  РФ   и   субъектов

Федерации.

  Наряду с нормативными  правовыми   актами  земельного  законодательства  к

источникам  земельного   права   относят   также   акты   других   отраслей

законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие  земельные

отношения.

  Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов  (недр,

вод, лесов, окружающей природной  среды  в  целом)  предопределяет  наличие

норм, регулирующих  отношения,  связанные  с  землей,  в  источниках  таких

отраслей  права,  как   водное,   лесное,   горное,   природоохранительное.

Содержащиеся  в этих источниках  нормы,  регулирующие  отношения  по  поводу

земли, подчинены нормам земельного права. Так, в соответствии  с  земельным

законодательством в Законе РФ  «О  недрах»  определены  право  собственника

земельного  участка  на  добычу  общераспространенных  полезных  ископаемых,

находящихся в границах  этого  участка,  обязанности  землепользователя  по

охране  земель  от  вредного  воздействия  и  приведению  нарушенного   при

пользовании  недрами  земельного  участка  в   состояние,   пригодное   для

использования; в  Основах  лесного  законодательства  Российской  Федерации

предусмотрены  порядок  перевода  лесных  земель  в  нелесные,  обязанности

лесопользователей по повышению плодородия почв, предотвращению эрозионных и

других  процессов, ухудшающих состояние земель, и т.п.

  Правовые нормы,  так  или   иначе  связанные  с  регулированием  земельных

отношений, содержатся также в  источниках  административного  и  уголовного

права, предусматривающих соответствующие виды земельных административных  и

уголовных правонарушений и меры ответственности  за них; гражданского права,

содержащего общие положения о возмещении вреда  и  регулировании  сделок  с

землей  как недвижимым имуществом; жилищного  права, предусматривающего право

граждан на получение земельного участка  под  жилищное  строительство  и  их

обязанность использовать участок по назначению.

  Особое место среди источников  земельного  права  занимают  акты,  которые

сами  по себе не имеют юридической силы,  но  приобретают  ее  в  результате

утверждения в установленном порядке правомочными органами государства.  Это

могут  быть  международные  договоры,   касающиеся   земельных   отношений,

заключенные в  установленном  порядке  и  ратифицированные  и  утвержденные

компетентным  государственным органом, а также  договоры,  заключенные  РФ  с

субъектами  Федерации.

  К этой же группе источников  земельного  права  относятся   утвержденные  в

установленном порядке компетентными органами государства типовые договоры,

а также имеющие вспомогательное  значение (и позволяющие раскрыть содержание

земельно-правовых  норм)  санитарные  нормы  и  правила  (предусматривающие

требования  по охране  земель  и  почв  при  проектировании,  строительстве,

эксплуатации  объектов), государственные стандарты, определяющие  требования

к состоянию земель, и т. п.

  Обладая высшей юридической силой  по отношению  ко  всем  иным  источникам

права, Конституция РФ  занимает  центральное  место  среди  них.  Ее  нормы

составляют  основу  источников  земельного  права  и   являются   отправной

юридической базой  для  определения  основных  направлений  развития  всего

земельного  законодательства.

  В  Конституции  РФ   содержатся   нормы,   специально   направленные   на

регулирование  земельных  отношений.  Провозгласив  использование  и  охрану

земли и других природных ресурсов как  основу жизни и  деятельности  народов,

проживающих  на  соответствующей территории,  Конституция закрепила такие

основополагающие  положения  земельного   права,   как   введение   частной,

государственной, муниципальной и иных форм собственности  на землю  и  другие

природные ресурсы, право граждан и их  объединений  иметь  землю  в  частной

собственности, свободно осуществлять владение,  пользование  и  распоряжение

землей  и другими природными ресурсами  при  условии,  если  это  не  наносит

ущерба  окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

  Важную  группу  конституционных   положений,  действующих  в   .   области

земельного  права,  составляют   положения,   связанные   с   разграничением

предметов ведения (полномочий) между федеральными  органами  государственной

власти  и органами государственной власти субъектов Федерации  по  вопросу  о

государственной  собственности.  В  соответствии   с   Конституцией   РФ   к

совместному  ведению  РФ  и  субъектов  Федерации   отнесено   разграничение

государственной собственности (ст. 72), признание федеральной  собственности

и управление ею (ст. 71).

   Отраслевые законодательные источники  земельного права  подразделяются  на

  кодифицированные  законодательные  акты  (Земельный  кодекс  РФ,  земельные

  кодексы республик), а также иные  законы РФ и субъектов Федерации.

   Земельные кодексы представляют  собой систематизированные  законодательные

  акты,  регулирующие  земельные   отношения,   правовые   нормы   в   которых

  располагаются в порядке, отражающем  систему земельного права.

 

 

          ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

  В условиях перехода к  рыночной  экономике  особое  значение  приобретают

проблемы  механизма экономического регулирования  земельных  отношений,  его

содержания  на конкретных этапах земельной реформы.

  Экономические интересы государства,  землевладельцев и  землепользователей

реализуются в процессе государственного и рыночного  регулирования земельных

отношений. Государственное регулирование  создает организационный и правовой

базис, регламентирует экономические действия  и  ответственность  субъектов

земельного  права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса  и

предложения на земельные участки, а также  на труд, средства производства  и

результаты  труда. Следует сразу отметить,  что  рыночное  регулирование  не

может охватывать всю систему земельных  отношений, так как территориальная и

продовольственная безопасность России требует от государства  вмешательства,

не  связанного с экономической целесообразностью.

  Механизм экономического регулирования  земельных отношений характеризуется

системой  мер  экономического  воздействия,   направленных   на   реализацию

земельной  политики  государства,   обеспечение   прав   землевладельцев   и

землепользователей, установление социально справедливых платежей  за  землю,

экономическое стимулирование рациональной, и эффективного  землепользования,

введение  экономических санкций за нерациональное использование  и  ухудшение

экологического   состояния   земельных   участков,    на    защиту    земель

сельскохозяйственного  назначения  от  порчи,  снижения   плодородия   почв,

самозахвата и разбазаривания.

  Система экономических регуляторов  земельных отношений в условиях  перехода

к рынку включает:

  -земельный налог;

  -арендную плату за землю;

  -рыночную цену земли;

  -залоговую цену земли;

    -компенсационные платежи при  изъятии земель;

  -компенсационные выплаты при  консервации земель;

  -платежи за повышение качества  земли;

  -штрафные платежи за экологический  ущерб;

  -налоговое обложение при гражданском  земельном обороте;

  -плату за право аренды и  т. д.

   Экономический механизм регулирования земельных отношений должен  отвечать

следующим требованиям:

  -обеспечение относительно равных  стартовых возможностей по  осуществлению

воспроизводственного  процесса для всех субъектов земельных  отношений;

  -разграничение объективных и  субъективных факторов этого  процесса;

   -использование земельной ренты  в качестве основы для формирования  системы

экономических регуляторов, взаимодействие  рентных  регуляторов  с  другими

экономическими  рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.

д.);

  -учет интересов и равноправие   различных  социальных  групп   населения  в

реализации  прав земельной собственности и  различных форм землепользования;

   -стимулирование     рационального     размещения     и      специализации

сельскохозяйственного производства;

  -усиление экологической защиты  земельных угодий.

  Одним  из  основных  рычагов   экономического   регулирования   земельных

отношений является механизм платы  за  землю.  С  его  помощью  государство

воздействует    на     экономические     интересы     землевладельцев     и

землепользователей, побуждая их повышать эффективность  использования земли,

находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за  землю

является  особым видом издержек, связанным  с получением дохода в виде ренты.

  Рента —  устойчивый  доход,  прямо  не  связанный  с   предпринимательской

деятельностью. Известно несколько видов рент, в  том, числе  государственная

и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы

в виде процента. Земельная рента имеет  иную природу.

  Как известно, земельный собственник  может вести хозяйство самостоятельно,

но  может   и   передать   свое   право   использования   земли   в   аренду

предпринимателю. Условиями арендного договора  последний  временно  получает

право монопольного хозяйствования на данном участке, за  что  и  выплачивает

землевладельцу  арендную  плату.  Превращение  части  прибыли  арендатора  в

земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

  Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает  получить  не  только

среднюю прибыль, но и добавочный доход, который  будет выплачен  собственнику

земли в качестве земельной  ренты.  Следовательно,  земельная  рента  —  это

форма  экономической  реализации  собственности  на  землю.  В  ее   составе

различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.

  Дифференциальная (разностная) рента   возникает  на  основе  монополии   на

землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое

распоряжение  конкретный, ограниченный в натуре  участок.  По  качеству  они

могут значительно различаться  и  при  равновеликих  затратах  обеспечивать

получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.

  С увеличением спроса на сельскохозяйственную  продукцию  в  хозяйственный

оборот  вовлекаются  худшие  участки  земли,  с  которых  получают  обычную

прибыль, а на средних и лучших — более высокую.  Дополнительная  прибыль и

превращается  затем в дифференциальную ренту.

  Наличие  частной  собственности   на  землю  обусловливает   возникновение

абсолютной   ренты   как   части   прибавочной   стоимости,   присваиваемой

государством  и другими землевладельцами в  силу монополии  собственности  на

землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости  над

средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине  более

низкого органического состава  капитала,  трудности  перелива  капитала  из

промышленности  в сельское хозяйство, межотраслевой  конкуренции, уравнивания

нормы прибыли капитала сельскохозяйственных  товаропроизводителей  с  общей

нормой  прибыли. Поэтому, а также по причине  ограниченности лучших и средних

по  качеству и местоположению земель как  объекта  хозяйствования,  цены  на

продукты  сельскохозяйственных товаропроизводителей  определяются  условиями

производства  на  худших  участках,  то  есть  эти  цены  выше  обшей  цены

производства.

  Получаемая разница между  стоимостью  и  ценой  производства  (добавочная

прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и  другим

собственникам земли.

  Абсолютная рента получается  со всех земель  независимо  от  их  качества,

местоположения   и   производительности   добавочных    вложений.    Мелкие

землевладельцы  не имеют возможности получать абсолютную ренту, так  как  их

Информация о работе Право собственности на землю