Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, доклад
Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:
-формы собственности на землю (частная, государственная, муниципальная,
общинная и т. п.);
Безусловно,
чрезвычайно важным для правового
регулирования отношений
Кроме
этого на разграничение государственной
собственности на землю оказывают
влияние указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства
Российской Федерации, а также постановления,
приказы, распоряжения, правила, инструкции
и положения, принимаемые федеральными
органами исполнительной власти. Правовое
регулирование в области
Пункт 1 ст. 2 Закона имеет важное значение, поскольку позволяет определить субъекты, объекты и момент возникновения права собственности публичных образований на земельные участки в России.
Субъектами
права собственности на земельные
участки после разграничения
государственной собственности
на землю в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации станут
Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации и муниципальные
Порядок
участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, определен
в ст. 125 Гражданского Кодекса Российской
Федерации. От имени Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
могут своими действиями приобретать
и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права и
обязанности, выступать в суде органы
государственной власти в рамках
их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных
В
соответствии с п. 1 ст. 2 Закона моментом
возникновения права
С
возникновением права собственности
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Для
государственной регистрации
Основной
категорией в комментируемом Федеральном
законе являются перечни земельных
участков, на которые соответственно
у Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований возникает право
собственности при
Статьи 3-5 Закона содержат основания внесения земельных участков в указанные перечни земельных участков и, по сути, критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В
основу системы критериев отнесения
земельных участков к соответствующему
виду публичной собственности в
ст. 3-5 Закона положены категории и
подкатегории земель, предусмотренные
земельным законодательством
категории и подкатегории земель, земельные участки в составе которых относятся только к собственности одного публичного образования или группы публичных образований (Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований) - абз. 2 ст. 3, абз. 2, 4 п. 1 ст. 4, абз. 2 п. 1 ст. 5;
категории и подкатегории земель, земельные участки в составе которых могут относиться к собственности разных публичных образований в зависимости от определенных условий, предусмотренных Законом - абз. 3, 4 ст. 3, абз. 3, 5 п. 1 ст. 4, абз. 3, 4 п. 1 ст. 5.
В ст. 3 Закона устанавливаются основания внесения земельных участков в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Абзац 2 ст. 3 Закона предусматривает четыре категории и подкатегории земель, земельные участки в составе которых безусловно должны быть отнесены к собственности Российской Федерации. К ним относятся:
земли лесного фонда;
земли особо охраняемых природных территорий федерального значения;
земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
земли обороны и безопасности.
В абз. 3, 4 ст. 3 включены пять категорий и подкатегорий земель (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли водного фонда, земли запаса), земельные участки в составе которых могут быть отнесены к собственности Российской Федерации в зависимости от определенных условий, предусмотренных Законом.
Из
перечня видов недвижимого
Как указано в абз. 3 ст. 3 Закона, для внесения соответствующих земельных участков в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, необходимо установить факт нахождения недвижимого имущества в собственности Российской Федерации.
Первой
категорией субъектов права, наличие
у которых земельных участков
является основанием для их отнесения
к праву собственности
Второй категорией субъектов права, наличие у которых земельных участков является основанием для их отнесения к собственности Российской Федерации, являются государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, другие некоммерческие организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Унитарные
предприятия в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации
являются одним из видов юридических
лиц - коммерческих организаций, причем
в форме унитарных предприятий
могут быть созданы только государственные
и муниципальные предприятия. Под
государственными унитарными предприятиями
в Гражданском кодексе
Как следует из смысла и содержания абз. 3 ст. 3 Закона, основанием для внесения соответствующих земельных участков в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, может являться лишь решение о предоставлении земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, принятое в период с 12 июня 1990 г. по настоящее время, т.е. в период существования Российской Федерации.
В абз. 4 ст. 3 Закона включена еще одна категория земель - земли запаса, земельные участки в составе которой могут быть отнесены к собственности Российской Федерации в зависимости от определенных условий. Таких условий два: расположение на указанных земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, или приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В
настоящее время в соответствии
со ст. 103 Земельного кодекса Российской
Федерации к землям запаса относятся
земли, находящиеся в государственной
или муниципальной
В ст. 4 Закона устанавливаются основания внесения земельных участков в перечни земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности в результате разграничения государственной собственности на землю, в отличие от абз. 2 ст. 3, предусматривают три категории и подкатегории земель, земельные участки в составе которых безусловно должны быть отнесены к собственности субъектов Российской Федерации:
земли особо охраняемых природных территорий регионального значения;
земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земли фонда перераспределения.
В
ст. 5 Закона устанавливаются основания
внесения земельных участков в перечни
земельных участков, на которые у
муниципальных образований
Абзац 2 п. 1 ст. 5 Закона предусматривает лишь две категории и подкатегории земель, земельные участки в составе которых безусловно должны быть отнесены к собственности муниципальных образований:
земли особо охраняемых природных территорий местного значения;
земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 6 Закона установлен порядок разграничения государственной собственности на землю, состоящий из следующих основных стадий:
подготовка перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности;
согласование подготовленных перечней земельных участков с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
утверждение Правительством Российской Федерации подготовленных и согласованных перечней земельных участков;
внесение сведений о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, в документы государственного земельного кадастра;
государственная
регистрация права
Любые
сложные и длительные экономические,
политические и правовые процессы,
к которым, без сомнения, следует
отнести и разграничение