Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:42, курсовая работа
Цель работы – провести комплексный анализ вопросов права частной собственности на землю.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
- в рамках исследования общих положений о праве собственности на земельный участок, рассмотреть понятие и содержание права собственности, как гражданско-правовой категории;
- далее дать характеристику земельного участка как объекта права собственности;
- в рамках исследования права собственности как правового титула на земельный участок, осветить вопросы правового регулирования права частной собственности на земельный участок;
- изучить субъекты и объекты права частной собственности на землю;
- проанализировать порядок приобретения права собственности на землю.
Введение 3
Глава 1 История развития права собственности на землю и правовое регулирование по российскому законодательству 5
1.1 История развития права собственности на землю 5
1.2 Понятие и содержание права частной собственности на землю 14
Глава 2 Основания возникновения права частной собственности на землю 22
2.1 Возникновение права частной собственности на землю из сделок 22
2.2 Возникновение права частной собственности на землю из актов государственных органов и органов местного самоуправления 30
2.3 Возникновение права частной собственности на землю из иных отношений 33
Заключение 43
Список использованных источников 46
Содержание
Состояние экономики России находится в прямой зависимости от того, насколько рационально используются национальные природные ресурсы, в том числе и земля. Одним из условий повышения эффективности ее использования является создание продуманного, гибкого и надежного оборота земельных участков, позволяющего обеспечить перераспределение их под контролем государства как в хозяйственных, так и в иных целях.
В третье тысячелетие
Россия вступила, имея более чем
двадцатилетний опыт реформирования своей государственности.
Реформы коснулись всех сторон жизни общества,
не стали исключением и земельные отношения.
Земельная реформа привела к отказу от
исключительной государственной собственности
на землю. Наряду с государственной собственностью
признание получили частная и муниципальная
формы собственности.
В соответствии со ст. 129 и ст. 130 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее –
ГК РФ1) к объектам гражданских прав относятся,
в том числе, земельные участки. Особенность
земельных участков, как объектов гражданских
прав заключается в отнесении их к недвижимым
вещам, и отсюда особый правовой режим
сделок с землей - необходимость государственной
регистрации сделок. Кроме этого, ст. 129
ГК РФ содержит особую оговорку о том,
что земля и другие природные ресурсы
могут отчуждаться или переходить от одного
лица к другому помимо обычного порядка,
установленного для других объектов гражданских
прав, и иными способами в той мере, в какой
их оборот допускается законами о земле.
Ст. 36 Конституции Российской Федерации2 закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ3) закрепила, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации права собственности на землю.
Предмет исследования – правовое регулирование права собственности на земельные участки.
Цель работы – провести комплексный анализ вопросов права частной собственности на землю. Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
- в рамках исследования
общих положений о праве
- далее дать характеристику
земельного участка как
- в рамках исследования
права собственности как
- изучить субъекты
и объекты права частной
- проанализировать порядок приобретения права собственности на землю.
Теоретической основой работы послужили труды цивилистов и ученых, занимающихся вопросами земельных правоотношений, в том числе прав собственности на земельные участки, таких как: С.А.Бабкин, С.А. Боголюбов, В.В. Витрянский, Р. Галиева, А.Л. Корнеев, Е.А. Сухова и др.
Нормативно-правовой основой дипломной работы явилось законодательство РФ, регулирующее земельные отношения и отношения собственности: ЗК РФ, ГК РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.
Закрепление в законодательстве России понятия «собственность» относится ко второй половине XVIII в. До этого периода факт принадлежности недвижимого имущества определенному лицу обозначался в зависимости от способов его приобретения. Например, использовались термины «купля», «отчина», «промысел», «вечное потомственное владение». Существовали такие понятия, как «вотчина» и «поместье»4.
Законодательство, действовавшее до периода правления Петра I, признавало за землевладельцем ограниченное право на поверхность земли, которое не распространялось на ее недра. Указом 1719 г. о Берг-привилегии была объявлена, выражаясь современным языком, монополия государства на добычу полезных ископаемых. Леса также не могли находиться в частном владении. Они были либо в собственности общин, или казны (Указ 1703 г., Инструкция вальдмейстерам и обер-вальдмейстерам 1723 г.5).
Допетровское законодательство признавало право на угодья: борти, рыбные ловли и охоту. Все эти права отменены Петром I. По его Указу 1704 г. все частные рыбные ловли, пасеки и борти были признаны казенными. Землевладельцам около Москвы и Санкт-Петербурга было запрещено охотиться на своих землях.
Важное значение имел Указ от 23 марта 1714 г. «О единонаследии», который уравнял правовой режим вотчин и поместий, получивших наименование «недвижимых»6. Одновременно было ограничено право распоряжения этими видами недвижимого имущества. Продажа недвижимости разрешалась только в случаях особой нужды. Допускалась отдача недвижимости в приданое и завещание.
В период правления Анны Иоанновны была издана специальная Инструкция 1732 г., согласно которой леса практически на всей территории Европейской части страны были объявлены заповедными. Землевладельцам было запрещено рубить деревья определенных пород, например таких, как дуб, клен, вяз, сосна и некоторых других.
Отмена ограничений
права землевладения и
Законодательство Екатерины II установило свободу права собственности на землю, ее недра, леса и воды в качестве привилегии дворян и горожан. Что же касается крестьян, то вплоть до реформы 1861 г. они практически не имели каких-либо самостоятельных прав на землю.
Реформа 1861 г. была осуществлена на основе ряда законодательных актов: Манифеста от 19 февраля 1861 г., общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, положения об устройстве дворовых людей, положения о выкупе и др.
Вопрос о предоставлении земли бывшим крепостным крестьянам был решен путем обязательного наделения крестьян землей (усадебной и полевой) за выкуп. Крестьяне наделялись землей не в собственность, а в постоянное пользование, за что они были обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами. Размер повинности соответствовал не доходности земли, а величине оброка, существовавшего до отмены крепостного права. Надельные земли становились собственностью крестьян только после выкупа их по установленной цене. Для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика. В течение 9 лет надельные земли не могли отчуждаться. По истечении этого срока, пока не была погашена выкупная ссуда, для отчуждения надельных земель требовалось специальное разрешение губернского присутствия. Запрещалось также закладывать надельные земли для получения ссуды.
Реформа 1861 г. сохранила две исторически сложившиеся основные формы землевладения: общинное землевладение, существовавшее на большей части территории России, и подворное землевладение — главным образом на западе страны. При обеих формах землевладения хозяйствующей единицей и субъектом права землевладения на отдельных «полосах» являлся крестьянский двор8.
Крестьянский двор как
институт не был затронут реформой
1861 г. Он представлял собой семейно-
Община (мир, как она тогда называлась) имела особое правовое значение. Административное устройство в России было связано с общинной формой владения землей. Общинное владение землей подразумевало предоставление каждому из членов равного участия в мирских делах и использования земли. Крестьянин лишался права владения общинными землями и угодьями без какой-либо компенсации в том случае, если переселялся в другое место жительства. Свой участок земли крестьянин в этом случае оставлял безвозмездно общине. Правила общинного землевладения предусматривали, что крестьянин имел право пользования своей частью земли, но был не вправе уступить ее, иначе говоря, продать другому лицу.
Радикальные изменения земельного строя России, прежде всего, в направлении разрушения общины, связывавшей свободное развитие крестьянских хозяйств, были осуществлены после революции 1905 г. Столыпинская аграрная реформа началась с Указа от 9 ноября 1906 г. о новом, льготном порядке выдела из общины. В последующем Указ был утвержден Государственной Думой в качестве Закона от 14 июня 1910 г. Принципиально важные моменты Указа и Закона состояли в следующем9.
В обществах, в которых длительное время не проводилось общих переделов, общинный порядок землевладения считался упраздненным. Общества признавались перешедшими к подворному порядку землевладения, а отдельные домохозяева — частными собственниками находившихся в их владении земельных участков. Каждому домохозяину во всех обществах с общинным порядком землевладения предоставлялось право во всякое время, а не только при общих переделах, требовать закрепления его участка надельной земли в частную собственность. Домохозяин получал также право требовать выделения из общинных земель в частную собственность участка надельного земле владения, находящегося в пользовании двора, даже если его размеры превышали норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела. Домохозяин имел право вместо закрепленных за ним чересполосных участков требовать выделения ему «отруба» или «хутора», т.е. объединения всех разрозненных участков в одном месте и перенесения туда усадьбы. Эта мера должна была содействовать процессу создания крепких крестьянских хозяйств, независимых от общинных порядков.
Был ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Предусматривалось, что собственником участка земли, закрепленного за двором, равно как и имущества двора, признается не двор в целом, а единолично домохозяин, т.е. глава семьи.
Основной целью регулирования
отношений частной
Земельный строй в нашей стране был кардинально изменен после революции 1917 г. II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. был принят Декрет «О земле»10, который явился основой развития советского земельного законодательства. Декретом «О земле» помещичья собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа. Помещичьи имения, равно как и все земли, удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и казаков не подлежали конфискации. Они оставались за ними в трудовом пользовании.
Развернутая формулировка отмены частной собственности на землю содержалась в ст. 1 Крестьянского наказа, являвшегося составной частью Декрета «О земле»: «право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней...».
Декрет «О земле» стал юридическим основанием земельных преобразований в России, суть которых заключалась в том, что был ликвидирован земельный строй, базировавшийся на частной собственности, и утверждался новый земельный правопорядок, при котором земля объявлялась всенародным достоянием.
Положения Декрета «О земле» были развиты и конкретизированы в Декрете ВЦИК от 19 (6) февраля 1918 г. «О социализации земли»11, в котором предусматривалась необходимость перехода к коллективным формам хозяйствования в земледелии и создания для них преимуществ перед единоличными; в Декрете от 30 августа 1918г. «Об отмене права частной собственности на надвижимости в городах»12 и других нормативных актах. Высшее законодательное закрепление национализация земли, ее недр, вод и лесов получила в Конституции РСФСР 1918 г.: «частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования»13.