Виды прав собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является четкое определение понятия права собственности на землю.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Современная земельная реформа
2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Современная земельная реформа………………………………………5
Глава 2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание
2.1. Право собственности на землю……………………………………..12
2.2. Формы, виды, содержание……………………………… …………15
Глава 3. Виды прав собственности на землю…………………………………18
3.1. Право государственной собственности на землю…………………18
3.2. Право муниципальной собственности на землю…………………..19
3.3. Право частной собственности на землю. Общая собственность…21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Земельное право Право собственности на землю моя.doc

— 140.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………..………….3

Глава 1. Современная земельная реформа………………………………………5

Глава 2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание

     2.1. Право собственности на землю……………………………………..12

     2.2. Формы, виды, содержание………………………………   …………15

Глава 3. Виды прав собственности на землю…………………………………18

     3.1. Право государственной собственности  на землю…………………18

     3.2. Право муниципальной собственности на землю…………………..19

     3.3. Право частной собственности на землю. Общая собственность…21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список  использованной литературы…………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В Российской Федерации сосредоточены  богатейшие земельные ресурсы (1709 миллионов  гектаров земли). От того, как они  используются и охраняются, во многом зависит благосостояние общества и отдельных людей.

      Право собственности граждан на землю  в Российской Федерации на современном  этапе была введена после распада  СССР, когда про такое понятие  практически никто не слышал, ведь при СССР существовала на самом деле только коллективная и государственная собственность, поэтому введение права собственности граждан на землю породило различные кривотолки при освещение этого вопроса. Это в свою очередь возникло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что всё общественное, а значит ничьё.

     Общество, если можно так сказать, обратило свой взор на экологию, и на причины, которые влияют на её ухудшение. Земля же является неотъемлемой частью экологической обстановки, а сама собственность на землю это тот стимул, который ещё мало-мальски, но помогает многим людям в нашей стране просто не умереть с голода. Последние существенные изменения были внесены в земельное законодательство Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности», которые вступили в силу 30 октября 2007 года.

     Объектом  курсового исследования является право собственности и иные права на землю я - как институт земельного права. Предмет – право собственности на землю.

     Целью данной работы является четкое определение  понятия права собственности  на землю.

     Для достижения поставленной цели будут  решены  следующие задачи:

     1. Современная земельная реформа

    2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание

     3. Виды прав собственности на  землю, где более подробно будут  рассмотрены право государственной собственности на землю; право муниципальной собственности на землю и право частной собственности на землю.

   В ходе выполнения курсового исследования использовались такие методы, как: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы и обобщения.

Изучение  литературы по земельному праву по проблеме  «Права собственности  на землю» меня подтолкнуло к такому выводу, что в связи с  отменой  монополии государства на землю  Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» вопрос о формах собственности на землю приобрел особую актуальность и социальную значимость как один из основных вопросов осуществляемых земельных преобразований.

    При написании данной работы использовались Законы Российской Федерации и иная учебная литература.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Современная земельная реформа

     В третье тысячелетие Россия вступила, имея более чем двадцатилетний опыт реформирования своей государственности. Реформы коснулись всех сторон жизни  общества, не стали исключением и  земельные отношения.

     Земельная реформа стала важнейшей частью экономических преобразований, воплотившая идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. Из аграрного сектора и сельскохозяйственных земель политическое руководство пошло по пути капитализации сельского хозяйства, реставрации отношений частной собственности, существовавших в дореволюционной России и принятых во многих развитых капиталистических странах. В дальнейшем негосударственные формы собственности вошли в практику земельных отношений применительно к другим категориям земель1.

     В содержание земельной реформы вошли  также мероприятия по созданию муниципальной  собственности, определению правового режима и разграничению государственной собственности.

     Следует заметить, что особый характер земельная  реформа приобрела применительно к сельскому хозяйству. Развитие процесса приватизации земель в данной области занимало и продолжает занимать ключевое место. Ее идея заключалась в реализации политики расформирования 27 тыс. колхозов и совхозов России и передачи их земель на праве частной собственности сотням тысяч мелких крестьянских хозяйств2. Считалось, что индивидуальная форма ведения сельского хозяйства создаст конкурентную среду, способную обеспечить рост сельскохозяйственного производства.

     Право собственности в этом случае выступает  в качестве гаранта стабильности и способно стимулировать заинтересованность сельскохозяйственного производителя бережно относиться к земле и рационально ее использовать.

     Правовую  основу земельной реформы составил блок законов и подзаконных актов, призванных придать законный характер предпринимаемым реформам. Принятые в начале 90-х гг. законы «О земельной реформе», «О собственности в РСФСР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Земельный кодекс РСФСР образовали первоначальный правовой фундамент земельной реформы. Важную роль для формирования приватизации земель сыграли указы Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (декабрь 1991), «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993)3.

     Важную  роль в реализации политики приватизации земель колхозов и совхозов, а также  земель, предназначенных для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, сыграл Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»4. В соответствии с Указом ставилась задача в 1992 г. провести полную реорганизацию всех колхозов и совхозов, предоставив их членам и работникам право получать земельную долю в частную собственность для создания крестьянских хозяйств и осуществления некоторых других видов индивидуального землепользования. Для реорганизации, выделения и приватизации земельных долей максимально снимались административные препятствия и устанавливался льготный режим. Так, были предусмотрены предоставление земельной доли бесплатно, ее выделение без согласия коллектива или администрации колхоза или совхоза. Для ведения фермерского хозяйства и других видов индивидуального землепользования допускалось предоставление земель в лесах 1-й группы, разрешалось свободное распоряжение земельной долей, включая ее залог. Была предусмотрена ответственность руководителей хозяйств за задержку с выделением доли. В настоящее время Указ потерял свое практическое значение, так как по большинству своих положений противоречит действующим федеральным законам.

     Однако  вскоре становится ясно, что переход  на единоличное крестьянское хозяйство  в процессе реорганизации колхозов и совхозов — дело намного более трудное, чем предполагалось. Государство оказалось неспособным предоставить фермерам обещанную и необходимую финансовую и техническую поддержку. Вся система жизненных условий в сельской местности не приспособлена к быстрому преобразованию колхозов и совхозов в частные крестьянские хозяйства: жилье, снабжение, коммуникации рассчитаны на крупные сельскохозяйственные предприятия. В этих условиях приватизация земель колхозов и совхозов не происходит. Не была разработана в достаточной степени и правовая основа реформ, необходимая для юридического оформления права частной собственности на земельную долю. Не выдавались свидетельства о праве собственности, не была разработана процедура выделения земельной доли в натуре (на местности). Действовавшим на тот момент законодательством не предусматривалось существование такого организационного образования, как колхоз или совхоз. В результате все они оказались вне закона.

     Такое положение потребовало внести коррективы в реализацию земельной реформы. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 колхозам и совхозам разрешалось сохранить прежнюю форму хозяйствования при условии перерегистрации5. Данное постановление и некоторые другие решения, связанные с поддержкой сельскохозяйственного производителя, в определенной степени стимулировали процесс преобразований в деревне. К середине 1993 г. прошли перерегистрацию более 20 тыс. колхозов и совхозов, а 7 тыс. заявили о своем желании сохранить прежнюю форму хозяйствования. Число крестьянских хозяйств выросло, достигнув к началу 1996 г. 280 тыс. Вместе с тем их эффективность оставалась низкой. Лишь в отдельных регионах максимальный объем занимаемых фермерскими хозяйствами земель достигал 7%.

     Но  и эти меры оказались недостаточными для перехода от коллективных преимущественно к индивидуальным формам ведения сельского хозяйства. Уже в 1994 г. развивается и набирает силу процесс распада фермерских хозяйств. В 1995 г. на 100 вновь созданных приходилось 96 распавшихся. Около 7 млн га сельскохозяйственных земель были не востребованы. Треть земель, находящихся в распоряжении фермеров, пустует, брошена, заросла сорняками. Импорт сельскохозяйственной продукции достиг 40%. В качестве главной причины назывались общие кризисные процессы в экономике страны6. Для решения проблемы акцент делается на усилении рыночных отношений, включая развитие отношений купли-продажи земельных участков, формирования рынка земель, практического внедрения залоговых отношений.

     Некоторые признаки стабилизации в развитии фермерских хозяйств наметились к концу 90-х гг. К 2000 г. падение их числа остановилось на уровне 260 тыс. Вместе с тем фермерские хозяйства и поныне не конкурируют ни с сельскохозяйственными предприятиями, ни даже с подсобными хозяйствами населения, поставляя на рынок лишь 3% от общего объема продукции сельского хозяйства.

     К этому же времени нарастают проблемы с дальнейшим развитием сельскохозяйственных организаций, когда в результате непродуманного перераспределения земельных долей оказался блокированным процесс перехода прав на сельскохозяйственные земли наиболее эффективно работающим производителям. Значительная часть земельных долей оказалась в собственности лиц, не способных вести товарное производство, - пенсионеров, работников социальной сферы. Многие земельные доли уже перешли наследникам, которые в силу разных причин не работают в сельском хозяйстве и не передают свои земельные доли заинтересованным лицам. Решить эту проблему призван Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». 

     Более спокойно проходило реформирование земельных отношений в области садоводства, подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. К 1996 г. число граждан, имеющих на праве частной собственности земельные участки, предоставленные для вышеуказанных целей, достигло 40 млн. Такое положение можно объяснить отсутствием необходимости в данном случае перераспределения земель, требующего введения новых сложных правовых механизмов и отличающегося высокой степенью конфликтности. Приватизация земель для ведения садоводства, огородничества, дачного и подсобного хозяйства, а также индивидуального жилищного строительства, особенно на первых порах, была связана преимущественно с документальным переоформлением ранее предоставленных гражданам для этих целей земельных участков. Просто один и тот же садовод из землепользователя в результате такого переоформления становился собственником. Его земельный участок не изымали, не делили и не передавали другим лицам, как это происходило с землями колхозов и совхозов.

     Не  без трудностей развивается процесс образования муниципальной собственности. Хотя Конституция РФ и ЗК РСФСР продекларировали право муниципальной собственности на землю, вплоть до принятия Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ7 условия и порядок ее образования не были установлены. На практике муниципальная собственность все же формировалась явочным порядком, когда местные органы самоуправления единолично объявляли землю муниципальной собственностью либо на основе различного рода договоренностей с соответствующими субъектами РФ. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес некоторую определенность в вопросы об образовании муниципальной собственности, предусмотрев, что органы государственной власти РФ на основании законов регулируют порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, а органы государственной власти субъектов РФ регулируют порядок передачи и передают объекты собственности субъектов РФ в муниципальную собственность. Определенные пробелы в законодательстве, особенно связанные с процедурой формирования муниципальной собственности, сняты принятыми в 2001 г. ЗК и Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Информация о работе Виды прав собственности на землю