Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:30, контрольная работа
В своей работе я попытаюсь раскрыть понятие, формы и содержания права собственности на землю, рассмотреть порядок возникновения и прекращении, а также охрану права собственности на землю.
Ведение …………………………………………………………………………..3
Понятие и общая характеристика права собственности на землю …….5
Формы, объекты и субъекты права собственности на землю…………..6
Право государственной собственности на землю……………………6
Право муниципальной собственности на землю……………………..9
Право частной собственности на землю……………………………...10
Содержание права собственности на землю……………………………..13
Основания (способы) возникновения и прекращения права собственности на землю…………………………………………………………………….14
Возникновение права собственности на землю………………………14
Переход права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизация).16
Возникновение права собственности при переходе права собственности за здание, строение и сооружение………………………………….17
Особенности купли-продажи земельных участков……………………17
Приобретение земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).18
Прекращение права собственности на землю………………………….18
Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам………………………………………………………………………...19
Отказ собственника от права собственности на земельный участок…19
Принудительное изъятие у собственника его земельного участка...…19
Сделки с землей……………………………………………………………21
Защита права собственности на землю…………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………..25
Задача №1…………………………………………………………………………26
Задача №2…………………………………………………………………………26
Задача №3…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………28
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
Дисциплина ____________________________
______________________________
Специальность «Юриспруденция»
Кафедра ______________________________
______________________________
Студент ________________________ курса
______________________________
______________________________
______________________________
Научный руководитель__________________
______________________________
______________________________
Работа защищена
Оценка_________
Подпись научного руководителя
____________________________
«____»_______________ 200___г.
2007г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Ведение …………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Задача №1…………………………………………………………………………
Задача №2………………………………………………………
Задача №3………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ.
Право частной собственности
на землю было отменено в России
после революции 1917 г. 26 октября (8 ноября)
1917 года был принят Декрет "О земле", который явился основой советского
земельного законодательства.
Развернутая формулировка отмены частной
собственности на землю содержалась в
ст.1 Крестьянского наказа, являвшегося
составной частью Декрета "О земле":
"право частной собственности на землю
отменяется навсегда; земля не может быть
ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема
в аренду или залог, ни каким-либо другим
способом отчуждаема". Вся земля: государственная,
монастырская, церковная, частновладельческая
и иная "отчуждается безвозмездно, обращается
во всенародное достояние и переходит
в пользование всех трудящихся на ней..."
Конституция СССР 1936 г. признала землю, ее недра, воды и леса в СССР государственной собственностью, т.е. народным достоянием. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в пользовании небольшой приусадебный участок и в личной собственности подсобной хозяйство на этом участке.
Все последующие нормативные и законодательные акты, в частности Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые 13 декабря 1968 г., исходили из признания права исключительной государственной собственности на землю и производного от него титула - права пользования землей.
Восстановление права частной собственности на землю началось в начале 90-х годов ХХ века. Так в Законе о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г. и в ряде иных актов предусматривалось, что земельные участки могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации 1993 г. граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. При этом статья 35 указывает на то, что право частной собственности охраняется законом.
Однако это право, предусмотренное Конституцией в течение долгого времени не находило реализации и регламентации в федеральном законодательстве и прежде всего в Гражданском кодексе и в Земельном кодексе. Как отмечалось в российской юридической литературе, при принятии Государственной Думой в 1994 г. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации было найдено компромиссное решение об отсрочке вступления в силу главы "Право собственности и иные вещные права на землю". В первоначальной редакции статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" говорилось, что глава 17 Кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельная реформа дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю.
Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Именно этим обусловлен мой выбор темы контрольной работы.
В своей работе я попытаюсь раскрыть понятие, формы и содержания права собственности на землю, рассмотреть порядок возникновения и прекращении, а также охрану права собственности на землю.
Право собственности
на землю – право лица, имеющего
в собственности земельный участок продавать его,
дарить, отдавать в залог или сдавать в
аренду и распоряжаться им иным образом
постольку, если соответствующие земли
на основании закона не исключены из оборота
или не ограничены в обороте.1
Собственник земельного участка
имеет право:
- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
- осуществлять другие
права на использование
Собственник земельного участка имеет
право собственности на:
- посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;
- расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Собственники земельных участков обязаны:
- использовать
земельные участки в
- сохранять
межевые, геодезические и
- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
- своевременно
приступать к использованию
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать
при использовании земельных
участков требования градострои
- не допускать
загрязнение, захламление,
- выполнять иные требования, предусмотренные федеральными законами.
Полного, законченного перечня форм собственности на землю не
существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.
На практике представлены
все три перечисленные в
Степень правовой разработанности каждой различается, что
свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения
распределены между законодательными органами, соответствующими
министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.
Объектом права
Согласно Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» основанием возникновения права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки из земель особо охраняемых природных территорий является включение этих земельных участков в состав особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, соответственно.
Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации право собственности Российской Федерации на земельные участки может возникать в силу федерального закона, проведение предусмотренной Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» процедуры разграничения государственной собственности на землю, в таком случае не потребуется. Право собственности Российской Федерации на земельные участки особо охраняемых природных территорий федерального значения возникает с момента государственной регистрации права собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 648