Право собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:44, реферат

Краткое описание

Право собственности на землю – это право собственника (субъекта права собственности) владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности путем совершения каких либо действий, не запрещенных законом, либо путем воздержания от совершения действий (бездействием) в своих интересах.

Файлы: 1 файл

Земельное право Анютке.docx

— 19.15 Кб (Скачать)

Арчакова  А.Н.

443 группа 

Право собственности на землю 

      Право собственности на землю – это  право собственника (субъекта права  собственности) владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности  путем совершения каких либо действий, не запрещенных законом, либо путем  воздержания от совершения действий (бездействием) в своих интересах.

      Объекты права собственности на землю  – земельные участки, находящиеся  во владении, пользовании и распоряжении субъекта права собственности.

      Субъекты  права собственности на землю  – лица, которым принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения в отношении данного земельного участка.

      Содержание  права собственности на землю: а) правомочие владения земельным участком; б) правомочие пользования земельным  участком. При этом следует помнить, что использование земель сельскохозяйственного  и иного назначения, для других целей не допускается или ограничивается, пользование таким земельным  участком осуществляется в пределах, определяемых его назначением. В  соответствии со статьей 261 ГК РФ, собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц; в) правомочие распоряжения земельным участком. Статья 260 ГК РФ гласит, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

      Земельные участки общего пользования. Согласно статье 262 ГК РФ, граждане имеют право  свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности (земельные участки  общего пользования) и использовать имеющиеся на этих участках природные  объекты в пределах, допускаемых  законом и иными правовыми  актами, а также собственником  соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок  без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через  участок при условии, что это  не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

      Формы собственности на землю: 1) государственная. Разграничение государственной  собственности на землю осуществляется в соответствии с ФЗ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»; 2) федеральная. Субъект – Российская Федерация. Объекты: земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли, приобретенные РФ по гражданско-правовым договорам; 3) региональная. Субъекты – Субъекты РФ. Объекты: земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, ГУП и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель; земельные участки, занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ; 4) муниципальная. Субъекты – муниципальные образования. Объекты: земли особо охраняемых природных территорий местного значения; земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности; земельные участки предоставленные гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления; земли под поверхностью которых находятся участки недр местного значения; 5) частная. Субъекты: юридические лица (общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации); граждане (граждане РФ, иностранные граждане, апатриды – лица без гражданства).  

      Согласно  статье 9 Конституции  Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

      Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом деятельности, в том числе  и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю  и другие природные ресурсы.

      Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются  всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в  агропромышленном комплексе. Здесь  она - и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими  природными ресурсами сельское население  наиболее тесно связано и в  производстве, и в быту.

      Реформирование  социально-экономического строя начинается, как правило, с преобразования отношений  собственности и коренного изменения  форм собственности, в первую очередь  на землю и другие природные ресурсы. Так, знаменитым Декретом "О земле", который был назван "первым шагом  революции России", помещичья  собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о  земле, составлявшему неотъемлемую часть Декрета "О земле", право  частной собственности на землю  отменялось навсегда. Земля не могла  быть ни продана, ни куплена, ни сдана  в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования отношений собственности начались и преобразования в современной  России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года "О земельной реформе" монополия государства на землю  на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы  собственности на землю: государственная  и частная. Эти положения данного  Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Государственная собственность на землю

      Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

      Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности  и к собственности субъектов  Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим  законодательством Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных  ресурсах" признано целесообразным в соответствии с действующим  законодательством осуществлять разграничение  государственной собственности  на природные ресурсы, определив  в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного  мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.

      К федеральным природным  ресурсам могут быть отнесены:

  1. земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
  2. земельные участки, занятые федеральными энергетическимитранспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историке-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  3. земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  4. виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  5. виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  6. месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;
  7. водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;
  8. иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Информация о работе Право собственности на землю