Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:44, реферат
Право собственности на землю – это право собственника (субъекта права собственности) владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности путем совершения каких либо действий, не запрещенных законом, либо путем воздержания от совершения действий (бездействием) в своих интересах.
Арчакова А.Н.
443
группа
Право
собственности на
землю
Право
собственности на землю – это
право собственника (субъекта права
собственности) владеть, пользоваться
и распоряжаться земельным
Объекты права собственности на землю – земельные участки, находящиеся во владении, пользовании и распоряжении субъекта права собственности.
Субъекты права собственности на землю – лица, которым принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения в отношении данного земельного участка.
Содержание
права собственности на землю: а)
правомочие владения земельным участком;
б) правомочие пользования земельным
участком. При этом следует помнить,
что использование земель сельскохозяйственного
и иного назначения, для других
целей не допускается или
Земельные
участки общего пользования. Согласно
статье 262 ГК РФ, граждане имеют право
свободно, без каких-либо разрешений
находиться на не закрытых для общего
доступа земельных участках, находящихся
в государственной или
Формы
собственности на землю: 1) государственная.
Разграничение государственной
собственности на землю осуществляется
в соответствии с ФЗ
от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ
«О разграничении государственной
собственности на землю»;
2) федеральная. Субъект – Российская Федерация.
Объекты: земли лесного фонда; земли особо
охраняемых природных территорий федерального
значения; земли водного фонда, занятые
водными объектами, находящимися в федеральной
собственности; земли обороны и безопасности;
земли, приобретенные РФ по гражданско-правовым
договорам; 3) региональная. Субъекты –
Субъекты РФ. Объекты: земельные участки,
занятые недвижимым имуществом, находящимся
в собственности субъектов РФ; земельные
участки, предоставленные органам государственной
власти субъектов РФ, ГУП и государственным
учреждениям, созданным органами государственной
власти субъектов РФ; земельные участки,
отнесенные к землям особо охраняемых
природных территорий регионального значения,
землям лесного фонда, находящимся в собственности
субъектов РФ в соответствии с федеральными
законами, землям водного фонда, занятым
водными объектами, находящимися в собственности
субъектов РФ, землям фонда перераспределения
земель; земельные участки, занятые приватизированным
имуществом, находившимся до его приватизации
в собственности субъектов РФ; 4) муниципальная.
Субъекты – муниципальные образования.
Объекты: земли особо охраняемых природных
территорий местного значения; земли водного
фонда, занятые обособленными водными
объектами, находящимися в муниципальной
собственности; земельные участки, на
которых располагается недвижимое имущество,
находящееся в муниципальной или частной
собственности; земельные участки предоставленные
гражданину, коммерческой организации,
органу местного самоуправления, а также
муниципальному унитарному предприятию,
муниципальному учреждению, другой некоммерческой
организации, которые созданы органами
местного самоуправления; земли под поверхностью
которых находятся участки недр местного
значения; 5) частная. Субъекты: юридические
лица (общественные объединения, коммерческие
и некоммерческие организации); граждане
(граждане РФ, иностранные граждане, апатриды
– лица без гражданства).
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она - и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.
Реформирование
социально-экономического строя начинается,
как правило, с преобразования отношений
собственности и коренного
Государственная собственность на землю
Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных ресурсах" признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.
К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены: