Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:44, реферат
Право собственности на землю – это право собственника (субъекта права собственности) владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности путем совершения каких либо действий, не запрещенных законом, либо путем воздержания от совершения действий (бездействием) в своих интересах.
Арчакова А.Н.
443 
группа 
Право 
собственности на 
землю 
      Право 
собственности на землю – это 
право собственника (субъекта права 
собственности) владеть, пользоваться 
и распоряжаться земельным 
Объекты права собственности на землю – земельные участки, находящиеся во владении, пользовании и распоряжении субъекта права собственности.
Субъекты права собственности на землю – лица, которым принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения в отношении данного земельного участка.
      Содержание 
права собственности на землю: а) 
правомочие владения земельным участком; 
б) правомочие пользования земельным 
участком. При этом следует помнить, 
что использование земель сельскохозяйственного 
и иного назначения, для других 
целей не допускается или 
      Земельные 
участки общего пользования. Согласно 
статье 262 ГК РФ, граждане имеют право 
свободно, без каких-либо разрешений 
находиться на не закрытых для общего 
доступа земельных участках, находящихся 
в государственной или 
      Формы 
собственности на землю: 1) государственная. 
Разграничение государственной 
собственности на землю осуществляется 
в соответствии с ФЗ 
от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ 
«О разграничении государственной 
собственности на землю»; 
2) федеральная. Субъект – Российская Федерация. 
Объекты: земли лесного фонда; земли особо 
охраняемых природных территорий федерального 
значения; земли водного фонда, занятые 
водными объектами, находящимися в федеральной 
собственности; земли обороны и безопасности; 
земли, приобретенные РФ по гражданско-правовым 
договорам; 3) региональная. Субъекты – 
Субъекты РФ. Объекты: земельные участки, 
занятые недвижимым имуществом, находящимся 
в собственности субъектов РФ; земельные 
участки, предоставленные органам государственной 
власти субъектов РФ, ГУП и государственным 
учреждениям, созданным органами государственной 
власти субъектов РФ; земельные участки, 
отнесенные к землям особо охраняемых 
природных территорий регионального значения, 
землям лесного фонда, находящимся в собственности 
субъектов РФ в соответствии с федеральными 
законами, землям водного фонда, занятым 
водными объектами, находящимися в собственности 
субъектов РФ, землям фонда перераспределения 
земель; земельные участки, занятые приватизированным 
имуществом, находившимся до его приватизации 
в собственности субъектов РФ; 4) муниципальная. 
Субъекты – муниципальные образования. 
Объекты: земли особо охраняемых природных 
территорий местного значения; земли водного 
фонда, занятые обособленными водными 
объектами, находящимися в муниципальной 
собственности; земельные участки, на 
которых располагается недвижимое имущество, 
находящееся в муниципальной или частной 
собственности; земельные участки предоставленные 
гражданину, коммерческой организации, 
органу местного самоуправления, а также 
муниципальному унитарному предприятию, 
муниципальному учреждению, другой некоммерческой 
организации, которые созданы органами 
местного самоуправления; земли под поверхностью 
которых находятся участки недр местного 
значения; 5) частная. Субъекты: юридические 
лица (общественные объединения, коммерческие 
и некоммерческие организации); граждане 
(граждане РФ, иностранные граждане, апатриды 
– лица без гражданства).  
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она - и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.
      Реформирование 
социально-экономического строя начинается, 
как правило, с преобразования отношений 
собственности и коренного 
Государственная собственность на землю
Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных ресурсах" признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.
К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены: