Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро, а эффективное их решение невозможно без осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1 Земельный кодекс……………………………………...............................5
2 Система органов государственного управления землями……………………………………………………………………………7
3Цели и задачи мониторинга сельскохозяйственных земель………………………………………………………………..………...9
4Методы решения задач…………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………13

Файлы: 1 файл

МЗ.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

Особенности управления землями сельскохозяйственного  назначения

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

1 Земельный кодекс……………………………………...............................5

2 Система органов государственного управления землями……………………………………………………………………………7

3Цели и задачи мониторинга сельскохозяйственных земель………………………………………………………………..………...9

4Методы решения задач…………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………..12

Список использованных источников……………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро, а эффективное их решение невозможно без осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846, осуществляется сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработка и хранение, ведется непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Однако проводимый мониторинг не обеспечивает наблюдение за земельными участками и полями севооборота как производственным ресурсом и не осуществляется по ряду параметров, характеризующих плодородие почв, имеющих существенное значение для сельскохозяйственного производства.Специфика учета сельскохозяйственных земель как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве, требует иных подходов и более широкого перечня показателей состояния таких земель и их плодородия.Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Однако без осуществления государственного мониторинга земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования), невозможно эффективное управление агропромышленным комплексом страны, что является на сегодняшний день первостепенной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Земельный кодекс

 

Земельный кодекс дает однозначное  определение тому, что следует считать землями сельскохозяйственного назначения. Таковыми, согласно ст. 77 документа, являются земли за чертой сельских и городских поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного  назначения делят на две группы:

1. Залежь, пашня, сенокосы, виноградник и прочие многолетние  насаждения – это сельскохозяйственные угодья.

2. Земли под зданиями, строениями, предназначенными для  производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, внутрихозяйственные дороги, полезащитные лесополосы, леса, которые не входят в земли лесного фонда, древесно-кустарниковая растительность, несельскохозяйственные угодья, а также неудобья в виде оврагов, солончаков и прочего — это несельскохозяйственные угодья.

В былые времена если и  существовало такое деление земель на категории, то весьма условное. Все  потому, что право постоянного (бессрочного) пользования на землю находилось у государства, а сами земли закреплялись за сельскохозяйственными организациями.

Настоящая Концепция определяет цели, задачи и направления работ  по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, данные которого являются основой формирования государственных информационных ресурсов о состоянии и использовании этих земель.

 

 

В Концепции используются следующие понятия:

1.«Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель» — система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, как природного и производственного объекта для ведения сельского хозяйства, их хозяйственным использованием, и обследований этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью;

2.«Объекты государственного мониторинга» — сельскохозяйственные земли, включая сельскохозяйственные полигоны и контуры, независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования;

3. «Контур» — контур сельскохозяйственных земель, являющийся территорией сельскохозяйственных земель, ограниченной естественными природными или искусственными объектами (дорогами, строениями, лесополосами, оврагами, лесными массивами и водными объектами);

4. «Сельскохозяйственный полигон» — часть земель внутри контура сельскохозяйственных земель, занятых однородной растительностью;

5. «Тестовый (валидационный) полигон» — часть сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения), характеризующая представительный природный регион с типичной структурой почвенного покрова, выбранный для проведения мониторинга показателей плодородия почв, состояния развития растений и развития негативных почвенных процессов с использованием геоинформационных технологий, данных дистанционного зондирования Земли и наземных обследований, наблюдений. Тестовые полигоны предназначены также для отработки технологий земледелия, в том числе с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, калибровки систем дистанционного зондирования Земли, а также валидации спутниковых снимков по данным авиационных и наземных наблюдений.

6. «Поле севооборота» — часть пашни, включенной проектом внутрихозяйственного землеустройства в севооборот.

 

2 Система органов государственного управления землями

 

Государственное управление землями организовано в трех уровневую систему, которая включает:

1.общее;

2. специальное;

3. ведомственное управление землями.

Общее государственное управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют:

1. Местные представительные органы государственной власти (местные Советы) в пределах компетенции, установленной Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении” и Кодексом о земле;

2. Исполнительные и распорядительные органы власти - Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, в пределах полномочий по регулированию земельных отношений, предоставленных им Кодексом о земле.

3. Администрации свободных экономических зон в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы передают им свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передаче их в аренду.

Специальное государственное  управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.На республиканском уровне его осуществляет Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы.

В настоящее время задачами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии в области управления землями являются реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель, и проведение единой государственной политики в этой области (положение о комземе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г.).

На местном уровне специальное  государственное управление землями  осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных  исполнительных и распорядительных органах и которая составляет с Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии единую систему. Комитет осуществляет методическое руководство деятельностью землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.Компетенция специальных органов управления по регулированию земельных отношений определена Кодексом о земле.Органы специальной компетенции подотчетны исполнительным и распорядительным органам общей компетенции.Ведомственное управление землями осуществляют различные министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия и организации, использующие земли различного целевого назначения.

3Цели и задачи мониторинга сельскохозяйственных земель

 

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в целях предотвращения выбытия  земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный контроль, юридических и физических лиц, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя систематические наблюдения:

1.За состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации (изменением реакции почвенной среды, содержанием органического вещества и элементов питания, разрушением почвенной структуры, засолением, осолонцеванием, заболачиванием, переувлажнением, подтоплением земель, развитием водной и ветровой эрозии, загрязнением почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, промышленными, бытовыми и иными отходами, изменением других свойств почв);

2. За изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях (изменением видового состава, структуры урожая, типов и качества растительности, степенью устойчивости к антропогенным нагрузкам).

При проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель решаются следующие задачи:

1. Своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

2. Получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель как основного ресурса сельскохозяйственной деятельности с использованием географической привязки сельскохозяйственных полигонов и контуров;

3. Мониторинг состояния растительности сельскохозяйственных угодий;

4. Ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель и учет их состояния;

5. Формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся сельскохозяйственных земель) и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;

6. Обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель;

7. Участие в международных программах (обеспечение выполнения международных обязательств).

 

4Методы решения задач

 

Для решения этих и подобных им задач требуются современные  методы и средства получения, хранения, обработки и представления разнообразной информации, а также средства обмена информацией. К ним относятся методы сбора значительного объема данных по множеству показателей с весьма значительных по площади территорий. Затем необходимо представить собранные данные в цифровом виде, пригодном для использования в информационных, в том числе геоинформационных системах. Эти системы должны объединять пространственные географические данные, аэро- и космические изображения а также тематические данные по множеству сельскохозяйственных параметров, представленных в картографической и табличной формах. Такие системы можно использовать для выведения значительных массивов информации на экран или на твердую копию в удобных для пользователя видах. Накладывая на собранную информацию другие полученные и собранные данные, такие, например, как качество почвы, условия орошения, метеорологическая информация, фитосанитарные наблюдения, данные полевыхагроисследований, данные спутникового мониторинга и т.д., можно получать вторичный производный картографический материал аналитического свойства. На его основании можно судить о степени развития растительных культур на данной площади и в определенное время. Это, возможно, самый оптимальный способ мониторинга состояния растительного покрова, зерновых культур и пастбищ, а также их продуктивности, выявления деградации растительных культур или почвы, прогнозирования урожая и т.д.

Информация о работе Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения