Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро, а эффективное их решение невозможно без осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1 Земельный кодекс……………………………………...............................5
2 Система органов государственного управления землями……………………………………………………………………………7
3Цели и задачи мониторинга сельскохозяйственных земель………………………………………………………………..………...9
4Методы решения задач…………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………13

Файлы: 1 файл

МЗ.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

Мониторинг земель осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Преимущество мониторинга  как целостной системы слежения достаточно очевидно, поскольку почвенные  и агрохимические исследования нередко проводятся на основе односторонних программ, предусматривающих ограниченный набор изучаемых параметров и использование разных методических и методологических подходов .

Таким образом, в настоящее  время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения, поскольку показатели их качественного состояния низки (деградация почв, ухудшение плодородия, низкое содержание органического вещества и т.д.). Большое значение имеют вопросы охраны земель и их рационального использования, систематические наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Очень важным критерием мониторинга является получение и улучшение методов сбора информации о землях сельскохозяйственного назначения для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

 Государственное регулирование  таких сложных процессов дает  возможность разрешения многих  противоречий в условиях кризиса  социально-экономического, научно-технического, интеллектуального и информационного потенциалов общества, особенно в области организации и управления сельскохозяйственного производства.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Законопроектная деятельность//Министерство сельского хозяйства РоссийскойФедераци[электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.mcx.ru/navigation/page/show/320.htm , свободный

2 Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения//Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов[электронный ресурс]. Режим доступа:   http://kadastr.org/conf/2010/pub/monitprir/monit-zemel-selhoz.htm , свободный

3 Земли сельскохозяйственного назначения//N-S-K.NET[электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.n-s-k.net/business/article/165, свободный

4 Государственное управление землями// Украинская цифровая библиотека[электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.org.ua/belorussianlaw/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1161153593&archive=&start_from=&ucat=25& , свободный

 

 

 

 

 

Земли сельскохозяйственного  назначения, их правовой режим и  управление ими. 
Забелышенский, А. А. 

А. А. Забелышенский, старший преподаватель

Земли сельскохозяйственного  назначения, их правовой режим и  управление ими.

Значение научной разработки проблем, связанных с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения, определяется прежде всего неудовлетворительным состоянием действующего земельного законодательства в этой частии подготовкой новой его кодификации. В научном решении вопросов о понятии земель сельскохозяйственного назначения, их месте в составе единого государственного земельного фонда и управлении ими (которым, главным образом, посвящена статья) следует исходить из того, что это правовое понятие и связанные с ним институты, будучи закрепленными в новом земельном законодательстве, должны в максимальной степени способствовать осуществлению основных принципов земельного права в период развернутого строительства коммунизма. Речь идет, прежде всего, о таких принципах, как исключительность права государственной собственности на землю, плановое, рациональное и комплексное использование земли.

Прежде чем попытаться определить понятие земель сельскохозяйственного назначения, необходимо выяснить их место в составе единого государственного земельного фонда. Большинство ученых-юристов придерживается деления единого государственного земельного фонда на отдельные категории земель, различающиеся по правовому режиму в зависимости от их основного хозяйственного назначения.Было выдвинуто предложение о делении единого государственного земельного фонда на отдельные категории земель, исходя из действительных целей их использования с установлением одинакового правового режима для всех соответствующих земельных участков, где бы они ни находились (в городе или в сельской местности).Есть, наконец, предложение о делении единого государственного земельного фонда СССР не по категориям, а по видам землепользователей с учетом того, что часть земель за определенными землепользователями не закреплена.Нет возможности подробно рассматривать все указанные взгляды на вопрос о классификации земель. Остановимся лишь на главных моментах классификации.

Главным фактором, определяющим правовой режим отдельных частей единого государственного земельного фонда, является их основное хозяйственное назначение. Целевой характер использования земель вытекает из принципа плановости землепользования в СССР. Классификация по основному хозяйственному назначению предполагает деление государственного земельного фонда на: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли специального назначения; в) городские земли; г) земли лесного фонда; д) земли водного фонда; е) земли государственного запаса. Такого рода классификация земель последовательно проводится в земельном законодательстве. Это наглядно видно, например, в ст. 20 декрета «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г.В ней говорится, что земля может использоваться: а) в целях культурно-просветительных; б) для занятия сельским хозяйством; в) с целью застройки; г) для устройства путей сообщения (передвижения). В общих началах землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.,выделены земли сельскохозяйственного назначения, специального назначения, городские земли, земли государственного запаса.

Классификация земель по основному  хозяйственному назначению складывалась в законодательстве постепенно, в соответствии с потребностями развития народного хозяйства, развитием хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функций Советского государства. Постепенно уточнялся и правовой режим отдельных частей единого государственного земельного фонда в зависимости от их основного хозяйственного назначения. Совершенствование классификации и правового режима отдельных категорий земель будет происходить и дальше в соответствии с новыми задачами хозяйственного и культурного строительства. Таким образом, классификация земель по основному хозяйственному назначению не является надуманной представителями науки земельного права и не предусмотренной действующим законодательством, как это утверждают С. М. Фотеев и И. К. Ильин.Нельзя согласиться с указанными авторами, утверждающими также, что деление единого государственного земельного фонда СССР на категории по основному хозяйственному назначению не находит практического применения, так как государственный учет земельных площадей проводится не по категориям, а по видам землепользователей.8

Если сводить значение классификации земель по основному  хозяйственному назначению только к учету земель, тогда действительно она не играет существенной роли. Дело, однако, в том, что речь идет о правовой классификации, которая в зависимости от экономической роли (хозяйственного назначения) отдельных частей единого государственного земельного фонда предусматривала бы подробную регламентацию их правового режима, т. е. порядка пользования, прав и обязанностей соответствующих землепользователей и т. д.

В более развернутом плане  классификация государственного земельного фонда по основному хозяйственному назначению: а) определяет возможное хозяйственное использование земли для осуществления основной цели выделения данной части земельного фонда. Это способствует созданию правовой базы для планирования, использования и распределения отдельных частей земельного фонда; б) определяя основное назначение земли, подчиняет внутренний распорядок пользования землями той или иной категории соответствующей цели, ее наилучшему достижению. Например, использование отдельных участков городских земель, земель специального назначения, лесного фонда в качестве сельскохозяйственных угодий находится по своему правовому режиму под значительным влиянием основного хозяйственного назначения указанных категорий земель. В отношении этих участков действует смешанный правовой режим пользования, содержащий элементы и правового режима земель сельскохозяйственного назначения (главным образом связанные со специальными правилами пользования), и соответствующей основной категории земель. Такое соотношение основного и второстепенного в правовом режиме землепользования необходимо, иначе вряд ли можно было бы говорить, например, о лесном хозяйстве как о едином организме; в) подчиняя правовой режим пользования отдельных частей земельного фонда той или иной основной цели, не исключает (а даже предусматривает) возможность и необходимость комплексного использования земли. Например, предусматривается возможность вторичного сельскохозяйственного землепользования на землях несельскохозяйственного назначения, если это землепользование не связано с ущербом для основной цели. Это положение приобретает особое значение в настоящее время в связи с грандиозными планами увеличения производства сельскохозяйственных продуктов и является ярким показателем огромной роли национализации земли в условиях социалистической системы хозяйства; г) дает правовую основу для организации управления единым государственным земельным фондом и его отдельными частями и для определения компетенции отдельных органов управления землей.

Даже приведенный неполный показ значения данной классификации земель свидетельствует, что она имеет безусловное право на существование, так как верно отражает реальные условия землепользования. Вот почему нельзя согласиться с Г. А. Аксененком, который считает неправильной практику установления правового режима земель не по целям их действительного использования, а в зависимости от их основного хозяйственного назначения.Другое дело, можно ли считать достаточной указанную классификацию и насколько возможны и необходимы еще какие-либо другие формы классификации земель. Ответ на этот вопрос зависит от того, сколько существует признаков (факторов), влияющих существенным образом на правовой режим отдельных частей земельного фонда. Цель использования земли как определяющий признак (фактор) классификации единого государственного земельного (фонда сама по себе не является по своему содержанию однородной (однопорядковой) — цель может быть основная и непосредственная. Например, основная цель земель сельскохозяйственного назначения состоит в том, чтобы, используя их как основное средство производства, получить необходимые сельскохозяйственные продукты. Но для того чтобы вести сельскохозяйственное производство, необходимо использовать часть этих земель для застройки (жилой, производственной и .культурно-бытовой), под дороги, места отдыха (сады, парки) и т. п. Различный характер непосредственного использования земли наблюдаем мы и применительно к другим категориям земель, выделенных по основному хозяйственному назначению.

Таким образом, цели непосредственного  использования отдельных частей земель сельскохозяйственного назначения и других категорий могут быть различными. Естественно, что и правовой режим отдельных частей внутри одной категории земель находится в зависимости от непосредственного их использования, не может быть единым, так как не могут быть одинаковыми права и обязанности соответствующих землепользователей по отношению, например, к сельскохозяйственным угодьям и к застроечным землям или к землям общего пользования. В современных условиях, когда особое значение приобретает наведение строжайшего порядка в земельных отношениях, четкая регламентация прав и обязанностей землепользователей по отношению к отдельным участкам, в зависимости от непосредственного (действительного) использования земли, является необходимой.

Предложение Г. А. Аксененка  о том, чтобы принцип действительного (непосредственного) использования земли лег в основу классификации, является, несомненно, приемлемым.10 Но, во-первых, такая классификация не должна подменить классификацию по основному хозяйственному назначению, а должна существовать наряду с последней как ее продолжение. Во-вторых, классификация Г. А. Аксененка требует определенных ограничений в плане подчинения второстепенных пользований интересам основного хозяйственного назначения. Не может быть, например, абсолютно одинаков правовой режим собственно сельскохозяйственных земель и участков, используемых для сельскохозяйственных целей на землях городских, специального назначения и лесного фонда. В зависимости от основного хозяйственного назначения той или иной категории земель, в состав которой включаются сельскохозяйственные угодья или застроечные участки, закон устанавливает различные размеры этих участков, условия пользования, порядок изъятия их и т. д. В соответствии со сказанным в дополнение к классификации земель по основному хозяйственному назначению предлагается следующая классификация по непосредственному (действительному) использованию земли: а) земли непосредственного сельскохозяйственного использования (сельскохозяйственные угодья); б) застроечные земли (для различных видов застройки); в) земли общего пользования; г) земли, используемые для путей сообщения (передвижения); д) земли, занятые непосредственно лесами; е) земли, используемые для горных и торфяных разработок; ж) земли, занятые непосредственно водами; з) земли, используемые для нужд воздушного флота и других специальных целей, не относящихся по своему характеру к указанным выше категориям. Классификация по цели использования применительно к землям непосредственно сельскохозяйственного назначения не исчерпывается этим. Например, сельскохозяйственные угодья по своей ближайшей цели использования далеко неоднородны. Пашня, луга, пастбища, сады и другие угодья, будучи различными по своим природным и производственным особенностям, имеют разное экономическое значение и, естественно, должны подчиняться различному правовому режиму. Различными должны быть права и обязанности соответствующих землепользователей по отношению к отдельным видам сельскохозяйственных угодий.

Надо сказать, что как  в законодательстве, так и в  юридической литературе правовая регламентация режима пользования отдельными видами сельскохозяйственных угодий разработана совершенно недостаточно. В земельно-правовой литературе имеется указание лишь на то, что пахотные и сенокосные угодья в колхозах и совхозах подлежат использованию только на общественных началах (т. е. не могут передаваться в индивидуальное пользование отдельным лицам), за исключением приусадебных земель, а на пастбищных угодьях допускается пастьба скота, принадлежащего членам колхоза, рабочим и служащим на правах личной собственности.

В современных условиях, когда  сельскохозяйственное производство все  более строится на строго научных  основах, осуществляются глубокая специализация, концентрация и интенсификация сельскохозяйственного производства, такая поверхностная и самая общая регламентация правового режима отдельных сельскохозяйственных угодий совершенно недостаточна. Дальнейшее развитие науки земельного права и земельного законодательства в части классификации земель сельскохозяйственного назначения должно пойти по пути более всестороннего и глубокого изучения и правового регулирования режима пользования отдельных видов сельскохозяйственных угодий. В различии отдельных видов сельскохозяйственных угодий заложена, в конечном счете, основная специфика экономической роли земель сельскохозяйственного назначения. Естественно, что эта специфика, проявляющаяся, прежде всего, в различии более узкой цели непосредственного использования отдельных сельскохозяйственных угодий и в применении к ним разных требований агротехники и других специальных правил пользования, должна найти свое отражение в земельном законодательстве.

Недостаточная разработка в  законодательстве и в науке именно специальных правил пользования  отдельными сельскохозяйственными  угодьями как в отношении содержания таких правил, формы доведения  их до колхозов и совхозов, так и  в отношении ответственности  за их нарушение, является одной из серьезных причин низкой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства во многих колхозах и совхозах. Успешное решение этой очень важной для развития земельного права проблемы возможно только на основе совместных усилий представителей сельскохозяйственной, экономической и юридической наук.

Правовой режим отдельных  категорий земель, цель использования  которых одинакова, зависит также  от вида землепользователей (от субъектов землепользования). Например, в действующем законодательстве предусмотрено определенное различие в правовом режиме земель, закрепленных за колхозами и совхозами, между застроечными участками, предоставляемыми предприятиям (организациям) и отдельным гражданам (или коллективу граждан на кооперативных началах). Различия в регулировании землепользования колхозов и совхозов в отношении порядка отвода земель, изъятия их для государственных и общественных надобностей, пользования лесами и т. п. обусловлены тем, что совхозы — предприятия государственные, а колхозы — кооперативные. Конечно, эти различия не являются определяющими — в главном права и обязанности колхозов и совхозов совпадают, так как и первые, и вторые являются предприятиями сельскохозяйственными, социалистическими. Земля для них играет совершенно одинаковую экономическую роль. Отсюда и одинаковые специальные правила пользования ею (землеустроительные, агротехнические, водолесомелиоративные и др.), а это основное в правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, следует иметь в виду происходящий процесс сближения колхозов и совхозов, ведущий к возникновению в будущем единого общенародного сельскохозяйственного предприятия. Вот почему нельзя согласиться с А. М. Турубинером, который считает, что «...единственно правильной классификацией земель сельскохозяйственного назначения будет распределение их по субъектам землепользования, дающей возможность сделать соответствующие правовые выводы».11А. М. Турубинер совершенно неосновательно рассматривает применительно к землям сельскохозяйственного назначения соблюдение специальных правил пользования только как соблюдение технических приемов (например, глубина вспашки, применение удобрений, пахота безотвальными плугами и т. д.), лишенное юридического значения.12

Информация о работе Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения