Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:23, реферат
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро, а эффективное их решение невозможно без осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель
Введение………………………………………………………………….....3
1 Земельный кодекс……………………………………...............................5
2 Система органов государственного управления землями……………………………………………………………………………7
3Цели и задачи мониторинга сельскохозяйственных земель………………………………………………………………..………...9
4Методы решения задач…………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………13
Таким образом, предлагаемая С. М. Фотеевым и И. К. Ильиным классификация земель по видам землепользователей (по субъектам) 13 действительно необходима, но, во-первых, не как универсальная и единственно возможная, а как одна из возможных и необходимых форм классификации и, во-вторых, как служащая не только цели учета земель,,, но и имеющая определенное правовое значение, отражающаяся на правах и обязанностях землепользователей.
Итак, установлены следующие формы классификации единого государственного земельного фонда: 1) по основному хозяйственному назначению; 2) по непосредственной (действительной) цели использования; 3) по отдельным видам сельскохозяйственных угодий (для земель, используемых в сельскохозяйственных целях); 4) по видам (субъектам) землепользователей. Каждая из этих форм классификации имеет свое особое значение, особую цель для определения правового режима отдельных частей единого государственного земельного фонда и практического их использования.
Исходя из указанных форм
классификации единого
Учитывая, что понятие
земель сельскохозяйственного
1. По основному хозяйственному назначению — это предусмотренная законом самостоятельная категория в составе единого государственного земельного фонда, имеющая особый правовой режим, вытекающий из основной хозяйственной цели этих земель. Данная категория объединяет земельные площади, используемые как непосредственно для производства продуктов растениеводства и животноводства, т. е. в качестве сельскохозяйственных угодий, так и в качестве застроечных участков и земель общего пользования, подчиненных в хозяйственном и правовом отношении основной цели использования рассматриваемой категории земель.
2. По непосредственному использованию
земли сельскохозяйственного назначения
— это совокупность всех земельных участков,
входящих как в состав категории земель
сельскохозяйственного назначения, так
и в состав других категорий единого государственного
земельного фонда и используемых (либо
предназначенных для использования) в
качестве сельскохозяйственных угодий.
Указанные земельные участки
имеют в силу этого в основном единый правовой
режим.
Предложенные два определения
земель сельскохозяйственного
Для раскрытия содержания
государственного управления землей в
Советском Союзе необходимо исходить
из того, что ни один из указанных выше
четырех факторов, взятый изолированно,
не раскрывает существа вопроса, что между
всеми ними имеются определенная зависимость
(обусловленность) и взаимодействие, т.
е. только рассмотрение
содержания государственного управления
с позиций единства всех факторов раскрывает
его существо.
В действующем законодательстве вопросы государственного управления земельным фондом страны и отдельными его частями должным образом не урегулированы. В Общих началах землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР 15 декабря 1928 г., даже нет такого раздела.15 Нет единого мнения о понятии управления земельным фондом страны, о его содержании и в юридической литературе. Одни авторы полагают, что управление землей — это один из элементов содержания права собственности государства на землю (наряду с правами владения, пользования и распоряжения).16 Другие считают, что это — форма существования права распоряжения землей, включающая учет и регистрацию земель, землеустройство и другие мероприятия, основанные на праве территориального верховенства.17 Наконец, Н. П. Краснов предлагает различать право управления как элемент права государственной собственности и само управление как форму осуществления правомочий распоряжения и управления землями, правомочий, в свою очередь являющихся элементами права государственной собственности.18
По нашему мнению, те авторы, которые сводят управление землей к одному из элементов содержания права собственности государства на землю, явно неправы.19Основной их ошибкой является то, что они не разграничивают принципиально разные, но взаимосвязанные понятия — форму собственности на землю и форму реализации правомочий собственника и не учитывают указанных выше четырех факторов, определяющих в своем единстве объем и содержание государственного управления землей.
Известно, что собственнику земли в буржуазных государствах (где она является частной собственностью) принадлежат права владения, пользования и распоряжения, что содержание этих прав такое же, как и содержание прав на другие виды имущества, и реализуются они через гражданский оборот, будучи урегулированы нормами гражданского права. Никакие правомочия управления собственнику не принадлежат. Некоторые функции управления землей (учет земель, регистрацию, землеустройство) осуществляет государство в целях упорядочения различного рода сделок с землей и охраны частной собственности. При этом управление землей основано только на праве территориального верховенства.
В чем же сущность и причины изменения содержания права собственности на землю в СССР и изменений форм реализации входящих в это содержание правомочий? Прежде всего в том, что земля, как об этом записано в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, является (наряду с недрами, водами и лесами) не просто собственностью государства, а исключительной его собственностью и может предоставляться только в пользование. Этим определяется особый правовой режим указанных объектов государственной собственности и объясняется то обстоятельство, что земельные отношения регулируются особой отраслью законодательства — земельным законодательством.
Право исключительной государственной собственности на землю вместе с теми факторами, о которых говорилось выше (власть народа, социалистическая система хозяйства и действие экономических законов социализма), не изменяя количества и формального наименования правомочий собственника земли, в корне преобразует их содержание и форму реализации. Принадлежащие государству права распоряжения, пользования и владения землей полностью теряют свое гражданско-правовое содержание и попадают в сферу реализации земельного законодательства, основным методом регулирования которого является административно-правовой метод. Под распоряжением землей понимается уже не право отчуждения ее, а распределение и перераспределение государством земельных участков между различными землепользователями для определенных, предусмотренных планами целей в порядке административно-правовых актов и установление определенных прав и обязанностей землепользователей. Особое самостоятельное значение приобретает институт землепользования, а право владения сохраняет самостоятельное значение только для государства — собственника земли, так как все другие субъекты права могут владеть землей только на праве пользования (см. ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик). Земельные отношения полностью исключаются из сферы гражданского оборота (что соответствует тому, что земельные отношения не подвержены действию закона стоимости) и включаются в сферу действия экономического закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства (и ряда других экономических законов социализма).
Осуществление правомочий распоряжения,
пользования и владения землей является
составной частью государственного
управления как одного из важнейших
видов государственной
Следует отметить, что даже те авторы, которые рассматривают управление землей в качестве формы реализации принадлежащих государству как собственнику земли правомочий, сводят управление к реализации либо только права распоряжения,20 либо прав распоряжения и управления21 и ничего не говорят о соотношении между управлением и осуществлением прав владения и пользования землей.
Вопрос стоит так: входят или не входят пользование и владение в сферу правомочий по управлению землей. Этот вопрос имеет принципиальное значение. Если ответить на него отрицательно, то следует признать, что управленческие функции государства по отношению к земле исчерпываются лишь предоставлением земли в пользование, внутрихозяйственным землеустройством, учетом, контролем, защитой прав пользователей и разрешением земельных споров, а сам процесс пользования (речь идет и о владении, так как пользование и владение неотделимы друг от друга для землепользователей) осуществляется вне всякого участия со стороны государства. Такая позиция, однако, по нашему мнению, неприемлема, так как в условиях права исключительной государственной собственности на землю и социалистической системы хозяйства государство не ограничивается и не может ограничиваться только определением в плановом порядке хозяйственного назначения отдельных частей земельного фонда и предоставлением земельных участков в пользование отдельным землепользователям для надлежащих целей с установлением соответствующих правил пользования. Советское государство, являясь единственным собственником земли, осуществляя хозяйственно-организаторскую функцию, не исключает предоставленные в пользование земельные участки из сферы своего влияния, т. е. управления, а принимает самое активное участие в организации (обеспечении) наиболее рационального использования земельных богатств всеми землепользователями. Это в полной мере соответствует указанию Программы КПСС о том, что главное внимание во всех звеньях планирования и руководства хозяйством должно быть сосредоточено на наиболее рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых, финансовых ресурсов, а также природных богатств.22 Такая роль Советского государства обусловливает коренное отличие осуществления землепользования в Советском Союзе, при сочетании в руках государства прав территориального верховенства, исключительной собственности на землю, от осуществления землепользования в любом буржуазном государстве. Отмеченное обстоятельство создает исключительно благоприятные объективные условия для организации подлинно рационального использования земли.
Конечно, содержание управления
процессом пользования
Наиболее значительным по своему содержанию и роли в народном хозяйстве является управление землями сельскохозяйственного назначения, особенно землями совхозов и колхозов как основных пользователей этой категории земель. Оно находится в тесной связи с управлением самим производством, так как земля для колхозов и совхозов выступает в качестве основного средства производства. Различие в управлении землей совхозов и колхозов состоит в основном только в применяемых государством методах и правовых формах, поскольку первые являются предприятиями государственными, а вторые кооперативными, «базирующими свою деятельность на сочетании двух форм социалистической собственности.
Таким образом, можно дать
следующее определение
В Советском Союзе нет особой системы государственных органов, которые осуществляли бы правомочия только по управлению землей. Такими правомочиями наделены государственные органы, на обязанности которых лежит общее руководство всем народным хозяйством и отдельными его отраслями, а также в известной мере некоторые землепользователи. Содержание управления землей тесно связано с выполнением хозяйственных и культурных задач, которые стоят перед соответствующими органами государства и определенными субъектами землепользования. Управление землями сельскохозяйственного назначения, например, подчинено основной задаче, которая поставлена перед сельским хозяйством в Программе КПСС и других документах партии и правительства и является частью управления сельским хозяйством вообще.
Информация о работе Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения