Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро, а эффективное их решение невозможно без осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1 Земельный кодекс……………………………………...............................5
2 Система органов государственного управления землями……………………………………………………………………………7
3Цели и задачи мониторинга сельскохозяйственных земель………………………………………………………………..………...9
4Методы решения задач…………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………13

Файлы: 1 файл

МЗ.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

Государственное управление земельным фондом как форма реализации правомочий государства — собственника земли, играя служебную роль по отношению к социалистическому производству, не может оставаться по своему содержанию неизменным — оно развивается соответственно изменениям экономических условий, новым задачам, стоящим перед материальным производством. По мере развития производительных сил страны и все более интенсивного использования природных богатств, в том числе земли, управление земельным фондом и отдельными его частями становится все более и более сложной государственной задачей. Это в особенности относится к управлению землями сельскохозяйственного назначения. За годы советской власти в сельском хозяйстве произошли крупнейшие социально-экономические изменения. Сегодняшние колхозы и совхозы — крупные, многоотраслевые, сложные хозяйства, оснащенные самой передовой техникой и строящие свое производство на базе применения всех достижений науки и передовой практики. Выросли сознание, культура тружеников сельского хозяйства. В таких условиях меняются содержание и характер управления сельским хозяйством в целом и управление землями хозяйственного назначения в частности. С одной стороны, все больше самостоятельности предоставляется самим колхозам и совхозам в решении всех вопросов их хозяйственной жизни, с другой — от руководящих органов требуется несравненно более квалифицированное руководство колхозами и совхозами, в том числе и в деле организации использования земель. Происходит сближение между управлением землями сельскохозяйственного назначения и управлением непосредственно самим производством, поскольку земля выступает в качестве основного компонента всего производственного комплекса. Управление землями сельскохозяйственного назначения должно отражать в своем содержании все новые тенденции в развитии сельского хозяйства (глубокую специализацию, концентрацию, интенсификацию и др.) и быть направлено на их осуществление. Этим требованиям отвечает деятельность созданных на основании Постановления Совета Министров СССР от 22 марта 1962 г.23 новых сельскохозяйственных органов, характерной особенностью которых является то, что их исключительной функцией становится управление производством колхозов и совхозов. Как отмечал Н. С. Хрущев в докладе на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС (1962 г.), перед производственными управлениями партия поставила главную задачу — «глубокое изучение производства в каждом колхозе и совхозе, внедрение достижений науки и передовых методов труда, эффективное использование каждого гектара земли».24 Существующая в настоящее время система органов управления сельским хозяйством и направленность деятельности этих органов в наибольшей степени соответствуют указанию В. И. Ленина о том, что «задача управления государством, которая выдвинулась теперь на первый план перед Советской властью, представляет еще ту особенность, что речь идет теперь — и, пожалуй, впервые в новейшей истории цивилизованных народов — о таком управлении, когда преимущественное значение приобретает не политика, а экономика,.. политические задачи занимают подчиненное место по отношению к задачам экономическим».25

Особое значение в содержании управления землями сельскохозяйственного назначения (прежде всего колхозов и совхозов) имеет осуществление следующих функций: 1) планирования использования земель и организации выполнения планов, составляющих основу производственных планов сельскохозяйственных предприятий; 2) организации разработки и утверждения схем областных и районных сельскохозяйственных планировок и проектов землеустройства отдельных хозяйств; 3) определения порядка и условий пользования землей и организации разработки и соблюдения специальных правил землепользования применительно к отдельным природно-экономическим зонам; 4) земельного учета (в том числе организации внутрихозяйственного учета с целью ликвидации обезлички в использовании земли и повышения ответственности работников хозяйств за производительное ее использование); 5) земельного контроля (в том числе усиления роли партийно-государственного контроля и контроля общественности); 6) разрешения земельных споров; 7) защиты прав землепользователей.

Очень важно соблюдение необходимой  взаимосвязи и сочетания управления землями сельскохозяйственного назначения между органами государственного управления и органами внутрихозяйственного управления — первые осуществляют управление через последних, а последние — на основе указаний и рекомендаций первых, при их руководящей и организующей роли и под их контролем. Законодательство о перестройке управления сельским хозяйством не освободило колхозы и совхозы от ответственности за рациональное использование закрепленной за ними земли — они остаются самостоятельными субъектами землепользования и юридическими лицами со всеми вытекающими из этого последствиями. Умалять их самостоятельность, значит снять или снизить их ответственность за производительное использование земли, что совершенно недопустимо.

Таким образом, управление землями  сельскохозяйственного назначения очень многогранно и сложно по своему содержанию. Оно имеет теснейшую связь с сельскохозяйственным производством и лишь относительную самостоятельность. Последнее обстоятельство нельзя игнорировать или недоучитывать при анализе отношений, складывающихся по управлению землями сельскохозяйственного назначения (колхозов и совхозов), в связи с готовящейся новой кодификацией земельного законодательства.

Рекомендована кафедрой колхозного, земельного и трудового права  Свердловского юридического института

1Основные земельные законы Союза ССР и союзных республик, принятые еще до сплошной коллективизации сельского хозяйства (1922—1928 гг.) и сыгравшие в свое время важную роль в формировании социалистических производственных отношений в сельском хозяйстве, не содержат в себе достаточно четкой и полной классификации земель единого государственного земельного фонда и управления им как в целом, так и в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

2См.: В. К. Григорьев. Единый государственный земельный фонд СССР. «Вопросы колхозного и земельного права». М., Изд. АН СССР, 1951, стр. 149; А. М. Турубинер. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. Изд. МГУ, 1958, стр. 81—96.

3См.: Г. А. Аксененок. Вопросы правового обеспечения наиболее правильного и производительного использования земли. «Советское государство и право», 1955, № 4, стр. 6; Его же. Правовое обеспечение комплексного и наиболее эффективного использования природных богатств и их охрана. В сб.: «XXII съезд КПСС и проблемы колхозного и земельного права». М., Госюриздат, 1961, стр. 241—245.

См.: С. М. Фотеев и И. К. Ильин. Некоторые вопросы земельного законодательства. «Земледелие», 1958, № 12, стр. 73.

СУ РСФСР, 1918, № 25 ст. 346.

СЗ СССР, 1928, № 69, ст. 642.

7См.: С. М. Фотеев и И. К. Ильин, ук. статья, стр. 70—72.

8См. там же, стр. 71—72.

9См.: Г. А. Аксененок. Вопросы правового обеспечения наиболее правильного и производительного использования земли, стр. 6; Его же. Правовое обеспечение комплексного и наиболее эффективного использования природных богатств и их охрана, стр. 242—244.

10См.: Г. А. Аксененок. Правовое обеспечение комплексного и наиболее эффективного использования природных богатств и их охрана, стр. 242—244.

11А. М. Турубинер. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе, стр. 99.

Там же, стр. 98—99.

См. С. М. Фотеев и И. К. Ильин, ук. статья, стр. 73.

14Следует признать совершенно неприемлемым по указанным причинам толкование понятия земель сельскохозяйственного назначения Г. А. Аксененком, который считает, что земли, используемые для нужд сельского хозяйства в городах, а также соответствующие участки из состава земель специального назначения и занятых лесами, к землям сельскохозяйственного назначения не относятся, так как использование их в сельскохозяйственных целях носит временный характер (Г. А. Аксененок. Земельные правоотношения в СССР. М., Госюриздат, 1958, стр. 178, 1,82)

15СЗ СССР, 1928, № 69, ст. 642.

16См.: Г. А. Аксененок. Земельные правоотношения в СССР, стр. 344—366; А. М. Турубинер, ук. соч., стр. 135—140.

17См.: И. В. Павлова и А. С. Краснопольский. Рецензии на сборник «Труды Военно-юридической академии», вып. IX, М., 1949. «Советское государство и право», 1950, № 6, стр. 90—91; В. А. Кабатов. Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения. М., Госюриздат, 1958, стр. 18—25.

18См.: Н. П. Краснов. Правовой режим земель специального назначения. М., Госюриздат, 1961, стр. 74—78.

19Нельзя согласиться с И. В. Павловым, считающим, что спор по вопросу о том, сколько элементов содержит понятие права собственности — три или четыре, не имеет практического смысла (И. В. Павлов. XXII съезд КПСС и проблемы колхозного и земельного права. В сб.: «XXII съезд КПСС и проблемы колхозного и земельного права», стр. 37).. Суть, однако, не в количественной стороне дела. Если такой важнейший вид государственной деятельности, как государственное управление, низводится (применительно к земле) до положения элемента содержания собственности государства на землю, то имеет смысл спорить по этому вопросу. Это необходимо для того, чтобы в новом союзном и республиканских земельных законах точно определить, какие правомочия принадлежат государству как собственнику земли, форму реализации этих правомочий, а также дать понятие содержания государственного управления земельным фондом в целом и отдельными его частями.

20См.: В. А. Кабатов. Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения, стр. 23—24.

21См.: Н. П. Краснов, ук. соч., стр. 78.

22См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Госполитиздат, 1961, стр. 85—86.

23Постановление Совета Министров СССР «О перестройке управления сельским хозяйством». «Правда», 1962, 24 марта.

24Н. С. Xрущев. Развитие экономики СССР и партийное руководство народным: хозяйством. М., Изд. «Правда», 1962, стр. 78.

25В. И. Ленин. Очередные задачи советской власти (главы первого варианта). «Коммунист», 1962, № 14, стр. 5.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения