Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:24, курсовая работа
Целью моей работы является обзор научных данных по управлению
качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного
предприятия. Для этого использовала наиболее базовые научные работы
отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в
области управления качеством. Выбирая мордовских производителей, я
остановилась на одном из перспективных заводов, который вышел уже на
общероссийский уровень, - ОАО «Ламзурь».
Введение. 5
1.Научные аспекты управления качеством. 7
1.1 Понятие качества продукции и управления им. 7
1.2 Оценка уровня качества. 11
1.3 Сертификация. Стандартизация. 21
1.4. Экономические проблемы качества. 26
2. Управление качеством продукции на ОАО «Ламзурь». 29
2.1 Общая оценка качества продукции. 29
2.2. Критический анализ действующей системы управления качеством. 31
3. Метод повышения управления качеством продукции в ОАО «Ламзурь». 33
Заключение. 38
Список литературы. 39
Приложение 1 41
Приложение 2. 42
Приложение 3 43
Приложение 4. 44
Приложение 5. 45
производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с
производства; формировании предложений по экспорту и импорту.
Этапы оценки технического
А. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки.
Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели.
Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения
данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы,
имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой
продукции. Оценочные показатели применяются непосредственно для
сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют
потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность,
экологические свойства.
Б. Формирование группы аналогов и установление значений их
показателей. В группу входят :
. При оценке разрабатываемой продукции – перспективные и
экспериментальные образцы,
прогнозируются на период
. При оценке выпускаемой продукции – образцы, реализуемые на
мировом рынке, значения
основе имеющейся на них документации и (или) по результатам
испытания.
В. Выделение базовых образцов из группы аналогов. Выделение базовых
образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется
следующим образом:
. Аналог не может быть признан образцом и исключается из
последующих сопоставлений,
совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому
аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его не по
каким из остальных;
. Оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими,
если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим –
второй, при этом значение некоторых показателей у аналогов могут
совпадать.
В результате попарного
из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных
показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.
Г. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется
поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее
показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям
безопасности, экологии и т.п.; стандартам, и техническим условиям и другим
действующим нормативным документам на продукцию. Продукция, не
соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому
уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу. На
втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом
по значениям оценочных показателей на основе метода попарного
сопоставления. При этом сопоставление может привести к одному из следующих
результатов:
. Оцениваемая продукция
уступает ему хотя бы по одному из показателей;
. Оцениваемая продукция
превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни
по одному из оставшихся
. Оцениваемая продукция
всех его показателей совпадают со значениями базового образца.
Результат сопоставления
образцов на этом этапе формируется следующим образом:
. Продукция превосходит
каждый образец;
. Продукция соответствует мировому уровню, если она равноценна
хотя бы одному базовому
. Продукция уступает мировому уровню, если она уступает каждому
базовому образцу.
В приведенных выше ситуациях продукцию относят к одной из трех
градаций. В случае, когда оцениваемая продукция:
. Превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец – она не
уступает мировому уровню;
. Уступает хотя бы по одному, но не каждому базовому образцу – она
не превосходит мировой
В том и другом случае имеется неопределенность отнесения к одной из
трех градаций. Если в результате сопоставления оцениваемой продукции с
каждым базовым образцом и с совокупностью базовых образцов выявлена
неопределенность
отнесения продукции к
этапы сопоставления. По итогам проведения этих этапов оценки технического
уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из
трех градаций.
В случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она
считается соответствующей мировому уровню, если характеризуется
принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими
свидетельствами и (или) патентами.
В заключение в зависимости от поставленных целей и полученных
результатов подготавливают предложения для принятия решения по разработке,
постановке на производство и совершенствованию продукции.
Чтобы обеспечить необходимый уровень качества продукции, необходимо
его поддерживать на протяжении всего «жизненного» цикла продукции.
Жизненный цикл – это
и последовательного изменения состояния продукции от формирования исходных
требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления.
Первый уровень жизненного цикла можно разделить на стадии:
исследование и разработка; изготовление; реализация и обращение;
эксплуатация.
Исследование и разработка продукции . Цель данной стадии –
формирование перспективных требований к качеству новой продукции;
воплощение в конструкторских и других видах документов технических
решений, обеспечивающих реализацию этих требований наиболее экономичным
способом. Факторы качества на данной стадии играют значительную роль в
формировании качества продукции.
Общая схема разработки
с ГОСТом 15.001 «Система разработки и постановки продукции на производство»
предусматривает:
. разработку технического задания;
. разработку
технической и нормативной
. изготовление
и испытания образцов
. приемку результатов разработки.
Изготовление продукции состоит из трех этапов: постановка на
производство; установившееся производство; снятие с производства.
Обращение и реализация –
ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. При обращении
должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой
продукции, установленных плановым заданием и нормативной документацией, в
период транспортирования, хранения и подготовки к реализации.
Эксплуатация продукции – стадия жизненного цикла продукции, на
которой реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество.
Эксплуатация изделия включает в общем случае использование по назначению,
транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Необходимость контроля
управления отражена в ГОСТе 15467-79: «Управление качеством продукции –
установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества
продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении,
осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного
воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции».
Контроль продукции состоит из двух этапов: получение информации о
фактическом состоянии продукции (ее количественных и качественных
признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными
техническими требованиями, т.е. получение вторичной информации. При
несоответствии фактических данных техническим требованиям осуществляется
управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения выявленного
отклонения от технических требований.
Основные термины и определения контроля установлены ГОСТом 16.504-81.
Классификация видов контроля представлена на схеме 1.2. (прил.3). Сложность
проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы
качества предприятия, в которую целесообразно включить не только
подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по
организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также
стимулирование качества.
Статистические методы анализа качества широко применяется в
отечественной и зарубежной системах управления качеством продукции.