Управление качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является обзор научных данных по управлению
качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного
предприятия. Для этого использовала наиболее базовые научные работы
отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в
области управления качеством. Выбирая мордовских производителей, я
остановилась на одном из перспективных заводов, который вышел уже на
общероссийский уровень, - ОАО «Ламзурь».

Оглавление

Введение. 5
1.Научные аспекты управления качеством. 7
1.1 Понятие качества продукции и управления им. 7
1.2 Оценка уровня качества. 11
1.3 Сертификация. Стандартизация. 21
1.4. Экономические проблемы качества. 26
2. Управление качеством продукции на ОАО «Ламзурь». 29
2.1 Общая оценка качества продукции. 29
2.2. Критический анализ действующей системы управления качеством. 31
3. Метод повышения управления качеством продукции в ОАО «Ламзурь». 33
Заключение. 38
Список литературы. 39
Приложение 1 41
Приложение 2. 42
Приложение 3 43
Приложение 4. 44
Приложение 5. 45

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

исследователи  В.Е.  Швец,  В.А.  Лапидус.   Историю   развития   управления

качеством можно  представить  графиком на рис. 1.3. (прил. 5)

      TQM  является  комплексной  системой,  ориентированной  на  постоянное

улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки  точно  в

срок.  Основная  философия  TQM  базируется  на  принципе  –  улучшению  нет

предела.  Применительно  к  качеству  действует  целевая  установка  –  ноль

дефектов, к затратам – ноль непроизводительных затрат, к поставкам  –  точно

в срок. При этом осознается, что достичь этих  пределов  невозможно,   но  к

этому  надо  постоянно  стремиться  и  не  останавливаться  на   достигнутых

результатах. Эта  философия имеет специальный  термин – «Постоянное  улучшение

качества» (quality improvement).

      Системы   качества,   соответствующие   критериям   национальных   или

региональных  премий по качеству.  Премии по качеству как стимул создания  на

предприятиях  эффективных  систем  качества  широко  используются  в  мире  –

премия Деминга  в Японии, премия  Малкольма  Болдриджа  в  США,  Европейская

премия в станах Европы и др. В России существует премия Правительства  РФ  в

области  качества.  Следует  отметить,  что  критерии  премии  по  качеству,

учитывая все  передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в  TQM,  еще  в

большей мере обращены к человеческому фактору.

      Суть метода распределения функций  качества (QFD) заключается,  образно

говоря, в переводе требований к качеству с одного языка  на другой.

      Метод  анализ  причин  и  последствий  отказов  (FMEA)   впервые   был

разработан и  применен в программе «Шаттл». Чаще  всего  он  используется  на

стадии  проектирования.  Суть  его  заключается   в   том,   что   экспертно

предполагаются   наиболее   критические   отказы   изделия,   возможные    в

эксплуатации. Оцениваются (экспертно) возможные последствия  этих отказов.  В

зависимости  от  серьезности  этих  последствий  с   определенной   глубиной

анализируются возможные  причины  отказов  и  принимаются  конструктивные  и

технологические решения по недопущению этих причин.

      Методы  Тагути  можно  отнести   к   инженерно-эконмическим   методам,

позволяющим  наиболее  коротким  способом  с  меньшими  затратами  прийти  к

правильному инженерному  решению.  Тагути  создал  надежный  метод  расчета,

использовав отношение  сигнал/шум, применяемое в электросвязи.

      Групповые  методы  анализа   и  решения  проблем  получили  достаточное

воплощение в  форме кружков качества. Однако в  зарубежной практике  групповая

организация улучшения качества имеет  много  разновидностей.  Саму  по  себе

идею нельзя вырвать и насадить как нечто  самостоятельное.  Она  должна  быть

органической  частью продуманного проекта построения на  предприятии  системы

качества.

      Такие методы, как QFD, FMEA, Тагути, в зарубежной практике применяются

очень  широко  и  эффективно,  входят  неотъемлемой   частью   в   программы

подготовки специалистов по качеству.

      Семь инструментов качества японской  экономики  изложены  в  переводной

литературе японских авторов (Исикава, Куме) и в  отечественных  публикациях.

Одно из достоинств этих методов – в их простоте и возможности  использования

работниками любого уровня – от директора до рабочего.

      Статистические методы. Начальный  опыт японской  революции  в  качестве

связан именно с массовым применением статистических  методов.  Использование

статистических  методов  предполагает,  что  на  предприятии  имеется  группа

специалистов, квалифицированно владеющих  этими  методами  и  осуществляющих

постановку  их  применения  на  предприятии.  Статистические  методы  широко

отражены в  стандартах, справочниках и других материалах. 
 

                     4 Экономические проблемы качества. 
 

      Международный стандарт ИСО 8402 «Управление  качеством  и   обеспечение

качества  -  Словарь»  подчеркивает,  что  все  понятия  о  качестве   имеют

экономическое значение. Это значит, что  управление  качеством  имеет  целью

достижение   экономического   эффекта,   при   административном   управлении

качеством упор должен делаться на экономические факторы.

      Рыночные отношения требуют внедрения  в практику  международных   правил

ведения  учета,  анализа  хозяйственной   деятельности.   В   принципе   эту

информацию  можно   разделить   на   внешнюю   (финансовую)   и   внутреннюю

(управленческую).

      В  международных  стандартах  на  системы  качества  отмечается,   что

затраты, связанные  с качеством, калькулируются внутри  организации  согласно

ее собственным  критериям.  При  этом  к  затратам,  связанным  с  качеством,

относятся   затраты,   возникающие   при   обеспечении   и    гарантировании

удовлетворительного качества, в  том  числе  при  его  совершенствовании,  а

также затраты, вызванные  потерями  из-за   неудовлетворительного  качества;

некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут  быть

очень существенными.

      Международные  стандарты   в  целях   однообразия,   сопоставимости   и

обобщения хозяйственной  информации дают  рекомендации  только  по  некоторым

методам калькуляции  затрат на качество для внешней  (финансовой)  отчетности

о деятельности изготовителя в рамках системы качества:

        I. Метод  калькуляции  затрат  на  качество.  Составляющие  затрат,

           связанных    с    внутренней    хозяйственной     деятельностью,

           анализируются  на  основе   модели   калькуляции   затрат   ПОД:

           профилактика  (П),  оценивание  (О),  дефекты  (Д).  Затраты   на

           профилактику     и      оценивание      считаются      выгодными

           капиталовложениями,  тогда  как  затраты  на  дефекты  считаются

           убытками.

       II.  Метод  калькуляции  затрат,  связанных  с   процессами.   Здесь

           используются понятия стоимостей  соответствия и  не  соответствия

           любого процесса, причем обе могут быть источником экономии.  Под

           стоимостью  соответствия  понимают   затраты,   понесенные   для

           удовлетворения всех запросов (сформированных  и  подразумеваемых)

           потребителей  при  безотказности   существующего  процесса.   Под

           стоимостью несоотвествия  подразумевают   затраты  при  нарушении

           существующего процесса.

      III. Метод определения потерь вследствие  низкого качества.   Основное

           внимание уделяется внутренним  и внешним  потерям  из-за  низкого

           качества и определению материальных  и нематериальных  потерь.  К

           внешним материальным потерям  можно отнести сокращение в   будущем

           объема сбыта в  связи   с  неудовлетворительностью   потребителей.

           Внутренние  нематериальные  потери  – это результат   снижения

           производительности  труда  из-за   переделок,   неиспользованных

           возможностей,    неудовлетворительной    эргономики    и    т.д.

           Материальные  потери  –  это  внутренние  и   внешние   затраты,

           являющиеся следствием дефектов.

      Эффективность мероприятий  научно-технического  прогресса  принимается

как характеристика системы, способной производить  экономический эффект  (Э),

равный разности результатов экономической деятельности  (Р)  и  затрат  (З).

Затраты состоят  из затрат на изготовление (Зп) и затрат на эксплуатацию  или

использование (Зэ), тогда

                             Э = Р – (Зп + Зэ). 
 
 

     Управление  качеством продукции на ОАО «Ламзурь». 
 
 

                    2.1 Общая оценка качества продукции. 

      В 1999  г.  на  ОАО  «Ламзурь»   контролирующим  органом  продукция   не

браковалась. В  этом же году были предприняты  следующие  меры  по  улучшению

качества :

         * установлен отлаживающий канал для пластов крупноштучных конфет;

         * реконструирован участок щербета  ;

         * изготовлены штампы под глазировочную  конфету на линии;

         * отремонтирована помадосбивочная  машина ШАЕ-800;

         * проведен ремонт глазировочной линии на втором этапе  сахаристого

           цеха;

         * изготовлены новые ложки для  пластов «Птичье молоко»;

         * изготовлены направляющие для  вафельной печи;

         * установлен вентилятор для охлаждения  орехов после обжарки;

         * проведена сертификация выпускаемой  продукции на 2000 г.;

         * разработаны красочные коробки  для наборов конфет;

      Для расширения ассортимента, улучшения  качества выпускаемой  продукции

за 9 мес. 2000 г. на ОАО «Ламзурь» освоено 38 новых видов продукции,  в  том

числе 12 наименований  конфет:  наборы  конфет  «Мордовия  –70  лет»,  «Край

Родной», конфеты  «Колокольчик», «Малиновые»,  «Виноградные»,  «Земляничные»,

«Коровка» и  др.; печенье – 6 наименований: «Октябрь», «Улыбка»,  «Бодрость»,

«Родничок»  и  др.;   карамель   –   5   видов:   «Смородинка»,   «Мозаика»,

«Зоологическая» и др.; драже – 3  вида:  «Молочные  орешки»,  «Одуванчик»  и

др.; торты вафельные  – 2 вида: «Восточный», «Восточный в  шоколаде».

      Объем фасованной продукции за 9 мес. составил 309,1 т. Освоено 2 новых

участка – по производству овсяного печенья и  вафельных тортов.

      Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

      За высокое качество продукции  на ярмарках: «Россия  единая»   в  г.  Н.

Новгород,  «Российская  продукция  питания  –  гарантии   качества,   лучшая

продовольственная  продукция  -  2000»,  в  г.  Москва   шоколадные   наборы

Информация о работе Управление качеством продукции