Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка ряда предложений по повышению качества продукции на ОАО «Бобруйскагромаш», как инструмента повышения эффективности производства.
Задачи работы:
– определить сущность категории "качество продукции";
– рассмотреть современный уровень качества продукции в народном хозяйстве в целом и конкретно на обследуемом объекте;
– разработать ряд предложений по повышению качества на ОАО "Бобруйскагромаш".

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………...3
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ........5
1.1 Государственная политика в области качества …………….………………5
1.2 Понятия и показатели качества продукции…...………………….....………8
1.3 Методы оценки уровня качества продукции………………...……..………11
2 . УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ………………………………………………….….….19
2.1 Предприятие на пути к рынку ......…………………………………….…….19
2.2 Анализ функционирования системы менеджмента качества……….……..24
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………………………………….….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…..…….34

Файлы: 1 файл

Курсач Макса.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Комплексный метод - метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.

Расчету комплексных  показателей качества продукции  предшествуют следующие действия:

  • Выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукция
  • Выявление требований, предъявляемых к продукции, и условий ее эксплуатации
  • Выбор номенклатуры показателей свойств продукции
  • Определение значений показателей единичных свойств
  • Выбор базовых значений и расчет безразмерных относительных показателей качества
  • Выбор формул для расчета комплексного показателя.

Выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая  продукция, требований и условий  эксплуатации необходимо для правильного  выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений. осуществляется в результате социологического исследования и опроса специалистов и достаточно глубоко изложен в учебной и специальной литературе по маркетингу.

Выбор номенклатуры показателей  качества представляет собой построение сложной иерархической структуры свойств, составляющих качество оцениваемой продукции (многоуровневое «дерево свойств»).

На первом уровне выделяют свойства социального назначения функциональные, эргономические, эстетические, экологические свойства, надежность и безопасность; на самом нижнем – единичные свойства.

Выбор номенклатуры показателей, как правило, проводится из общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры  расчета, например при использовании  методов квалиметрии в учебных целях, для оценок используют только наиболее важные единичные свойства.

Определение значений показателей  единичных свойств. Осуществляют измерительным, сенсорным, расчетным, регистрационным, социологическим, экспертным методами.

Расчет коэффициентов  весомости (значимости) показателей  свойств. Свойства, составляющие качество товаров, в разной степени влияют на него. Степень важности показателей каждого из свойств оценивается коэффициентом весомости. Для определения весомости показателей чаще всего используют экспертные методы: рангов, предпочтений, последовательных и попарных сопоставлений и др.

Важнейшее требование –  сумма коэффициентов весомости  показателей всех свойств должна быть величиной постоянной и составлять 1, 10 или 100.

При определении коэффициентов  весомости методом рангов каждый из экспертов определяет ранг каждого  свойства, т. е. место этого свойства среди других свойств на каждом уровне иерархии.

Коэффициенты весомости  каждого показателя (mi), рассчитывают как отношение суммы рангов, присвоенных ему всеми экспертами, к общей сумме рангов всех содержащихся в выбранной номенклатуре показателей качества:

 

Mi=∑aij/∑∑aij                                                                       (1.3)

 

где aij- ранг i-го показателя качества;

n– количество показателей качества

r- количество экспертов.

Согласованность мнений экспертов может быть оценена  с помощью коэффициентов конкордации, вариации или другими методами математической статистики.

Выбор базовых значений и расчет безразмерных относительных показателей качества. Для объективности оценок большое значение имеет правильный выбор базовых показателей. Базовые показатели могут представлять собой значение показателей товаров, реально существующих, наиболее предпочитаемых той или иной группой потребителей, или гипотетических. Их выбор зависит от целей оценки.

Расчет комплексных  показателей качества осуществляют по формулам средней арифметической, средней геометрической или средней  гармонической.

Таким образом, показатель уровня качества, рассчитываемый в виде среднего взвешенного показателя, позволяет с помощью одной формулы учесть все выбранные для оценки показатели свойств товара.

Смешанный метод оценки качества продукции – метод, основанный на одновременном использовании комплексного и дифференциального методов.

Этот метод используют, например, в тех случаях, когда после  проведения комплексной оценки уровня качества нужно уточнить, за счет каких  единичных показателей получены высокие или низкие значения комплексного показателя.

Следует иметь в виду, что с  введением стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. и изменением содержания термина «качество» возникли новые  проблемы, связанные с оценкой  качества. Качество должно обеспечивать удовлетворение требований (потребностей) различных заинтересованных сторон.

В стандарте ИСО 9000:2000 (п. 3.3.7) содержится понятие «заинтересованная сторона». Это лицо или группа физических или  юридических лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации – потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество. При этом группа может состоять из организации, ее части или из нескольких организаций.

В результате качество одного и того же объекта, который оценивали разные заинтересованные стороны, может получать разные, подчас противоречивые, оценки.

Обобщенный показатель - заключается в определении уровня качества продукции по комплексным показателям, то есть по совокупности показателей, и применяется для оценки динамики качества изделия за различные промежутки времени, а также при аттестации продукции. Комплексные показатели подразделяются на обобщенные, интегральные и индексные.

Qоб применяется, когда надо  выразить сложное свойство качества  продукции. Например, надежность  изделия является обобщенным показателем нескольких более простых показателей (безотказность, долговечность, ремонтопригодность и др). Допустим, что надо определить обобщенный показатель надежности. Рассчитаем дифференциальным методом несколько простых показателей надежности q1 , q2 , q3 … qn . Зададимся коэффициентами весомости сi каждого из простых показателей в комплексном показателе, соблюдая при этом условие, что сумма весов всех простых показателей равна 1. В итоге обобщенный показатель будет выражаться следующей зависимостью:

 

.                                           (1.4)

 

В случае большого разброса значений qi рекомендуется использовать другую формулу:

 

                                                (1.5)

 

Допустим, Qоб = 1,25. Это  означает, что надежность нашего изделия  на 25% выше надежности аналога.

Интегральный  показатель применяется чаще всего для оценки сложных экономических показателей, например, эффективности изделия (в зарубежных литературных источниках понятие «эффективность» часто подменяют понятием «производительность»). Обычно под эффективностью изделия понимают отношение суммарного полезного эффекта W от работы изделия к сумме затрат на его создание и эксплуатацию K0 + S:

 

,                                                                               (1.6)

 

где K0 — начальные капитальные вложения;

S — эксплуатационные  расходы на весь срок службы.

Чаще всего интегральные показатели используются для оценки эффективности машин, станков, сложных  механизмов и аппаратов, совершающих  определенную работу.

Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико - эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции.

 

Глава 2

 

УПРАВЛЕНИЕ  КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА РУПП «БОБРУЙСКАГРОМАШ»

 

2.1.Предприятие на пути к рынку

 

Республиканское унитарное  производственное предприятие ОАО "Бобруйскагромаш" (первоначально - Бобруйский завод машин для внесения удобрений) был построено в 1974 году. В настоящее время оно является одним из крупнейших предприятий Республики Беларусь.

Адрес предприятия: 213800 ул.Шинная 5, г.Бобруйск, Могилевская область. Тел. 43-45-52; факс 43-86-83.

Бобруйский завод по выпуску машин для агрокомплекса, «Бобруйскагромаш» основан на государственной форме собственности и находится в ведении Министерства промышленности РБ. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать с изображением государственного герба Беларуси и своим наименованием, товарный знак, бланки и штампы, образцы которых утверждает генеральный директор.

Ассортимент выпускаемой  продукции следующий: машины для  внесения в почву органических удобрений, машины для внесения в почву минеральных удобрений, прицепы тракторные, пресс-подборщики, косилки, грабли.

На ОАО «Бобруйскагромаш» сертифицировано более 80% сельскохозяйственных машин, все они имеют сертификаты соответствия в Национальной системе сертификации Республики Беларусь и Российской Федерации. При производстве сельхозмашин на предприятии применяются стандарты Республики Беларусь, межгосударственные стандарты, гармонизированные с международными. На предприятии существует фонд технических нормативных правовых актов, который насчитывает более 10 000 нормативных документов.

Продукция ОАО «Бобруйскагрормаш» реализуется в Республике Беларусь, России, в странах СНГ и за ее пределами. Продукция востребована в Литве, Латвии, Монголии, Эстонии, Казахстане, Кыргызстане, Чехии и в др. странах. Объем реализованной отгруженной продукции по категориям рынков сбыта представлен в таблице 1.

 

 

Таблица 1.1 Объем отгрузки и реализации продукции за 2002-05гг. по категориям рынков сбыта в млн. р.

Регион

2002г.

2003г.

2004г.9 мес.

2005г.9 мес.

Местный рынок :

1.Брестская  область

1246

1829

1247

431

2.Витебская область

856

781

962

323

3.Гомельская область

2010

2425

2145

2667

4.Гродненская область

887

883

869

983

5.Минская область

7918

10161

7695

6628

6.Могилёвская область

4303

4993

4860

5066

ИТОГО:

17220

21072

17778

16098

Региональный рынок

(страны СНГ):

1.Россия

10448

12749

 11223

 12919

2.Украина

290

360

484

1832

3.Казахстан

107

113

379

997

4.Кыргызстан

123

257

-

-

 ИТОГО:

10968

13479

12086

15748

Международный рынок (страны дальнего зарубежья)

Латвия

153

236

228

121

1.Эстония

-

-

50

-

2.Литва

61

72

64

-

3.Чехия

92

288

57

162

4.Монголия

-

-

21

40

5.Финляндия

-

-

314

701

 ИТОГО:

306

596

734

1024

 ВСЕГО:

28494

35147

30598

32870


 

Прослеживается тенденция к повышению объема продаж на всех категориях рынков. Оценка выпускаемой продукции в сравнении с зарубежными аналогами осуществляется по результатам испытаний машин в ГУ «БелМИС», на машиноиспытательных станциях Минсельхоза РФ, данных проспектов зарубежных фирм, а также исследованием зарубежных машин в хозяйствах Беларуси.

 На основании анализа сравнительных данных разрабатываются мероприятия по модернизации выпускаемой продукции, повышении её качества и конкурентоспособности. По своим эксплуатационно-технологическим показателям машины ОАО «Бобруйскагромаш» соответствуют зарубежным аналогам при цене в 2,5-3,5 раза ниже.

Высокий технический  уровень и стабильное качество поставляемой продукции обеспечивает предприятию повышенный спрос на нее, высокую загрузку производственных мощностей и ритмичную деятельность.

В 2004 г. ОАО «Бобруйскагромаш» приняло участие в различных выставках: Агроуниверсал-2004» г.Ставрополь; «Российский лен-2004» г.Вологда; «Урал-Агро-2004» г.Екатеринбург; Международная торговая ярмарка «Сельскохозяйственная техника и технологии-2004» г. И др.

Награды, полученные предприятием на выставках, конкурсах:

  • Золотая медаль КПП-3,1 на выставке «Интерагромаш» г. Ростов-на-Дону.
  • Диплом международной сельскохозяйственной выставки «Белагро - 2004» г.Минск.
  • Присуждена Премия правительства Республики Беларусь за достижения в области качества за 2004г.

На рынке сельскохозяйственных машин ОАО «Бобруйскагромаш» работает уже более 30 лет и за этот период отлажена технология производства, приобретен значительный опыт рабочими и служащими, что позволяет достичь качественных показателей и относительно невысокой себестоимости продукции.

Основными потребителями  техники производства ОАО «Бобруйскагромаш» и запасных частей является сельскохозяйственные предприятия РБ, коллективные и фермерские хозяйства РФ, базы материально-технического снабжения областей и регионов, дилерские центры. Потребность в сельхозтехнике номенклатуры предприятия в Беларуси в косилках 29644 штук, граблях 25424 штук, пресс-подборщиках 15520.

Предприятие постоянно  работает над расширением номенклатуры и ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка. В рамках Республиканской программы создания сельскохозяйственной техники и оборудования на 2002-2005г.г. ОАО «Бобруйскагромаш» совместно с ИМСХ НАН Беларуси участвует в создании и освоении 26 наименований техники.

Информация о работе Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его повышения