Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка ряда предложений по повышению качества продукции на ОАО «Бобруйскагромаш», как инструмента повышения эффективности производства.
Задачи работы:
– определить сущность категории "качество продукции";
– рассмотреть современный уровень качества продукции в народном хозяйстве в целом и конкретно на обследуемом объекте;
– разработать ряд предложений по повышению качества на ОАО "Бобруйскагромаш".

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………...3
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ........5
1.1 Государственная политика в области качества …………….………………5
1.2 Понятия и показатели качества продукции…...………………….....………8
1.3 Методы оценки уровня качества продукции………………...……..………11
2 . УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ………………………………………………….….….19
2.1 Предприятие на пути к рынку ......…………………………………….…….19
2.2 Анализ функционирования системы менеджмента качества……….……..24
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………………………………….….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…..…….34

Файлы: 1 файл

Курсач Макса.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра экономики и  управления бизнесом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его повышения (на примере ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 913,

Специальности                                                                                 М.О.Павлович

«Менеджмент»

 

 

 

 

Научный руководитель

к.э.н., доцент                                                                                 В.Н.Дробышевская

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………...3

     1 УПРАВЛЕНИЕ  КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ........5

1.1 Государственная политика в области качества …………….………………5

1.2 Понятия и показатели качества продукции…...………………….....………8

1.3 Методы оценки уровня качества  продукции………………...……..………11

  2 . УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ………………………………………………….….….19

2.1 Предприятие на пути к рынку ......…………………………………….…….19

2.2 Анализ функционирования системы менеджмента качества……….……..24

     3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………………………………….….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…..…….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Качество продукции  является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.

Роль и значение повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей. Роль и значение коренного повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.

В любой стране высокое  качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Высокое качество продукции  расширяет возможности потребления  созданной продукции, повышает устойчивость денежного обращения, способствует росту жизненного уровня населения, обеспечивает совершенствование производства, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды и здоровья населения.

Необходимо отметить, что созданный у нас ранее  механизм государственного воздействия на качество продукции, построенный, главным образом, на административных методах и позволяющий в определенной мере планировать, организовывать, контролировать и стимулировать рост качества продукции, требует коренной перестройки и обновления. Выдвигая задачу стабилизации экономики нашей страны, а в последующем и экономического развития, должно быть четкое представление, что центральным звеном экономической политики и всей практической работы по решению этой задачи становится всемерное повышение технического уровня и качества продукции.

ОАО «Бобруйскагромаш является»  современным высокоразвитым предприятием по выпуску машин для сельского  хозяйства. Предприятие производит продукцию высокого технического уровня, которая является конкурентоспособной и востребованной на рынках Республики, стран СНГ.

Цель работы –  разработка ряда предложений по повышению качества продукции на ОАО «Бобруйскагромаш», как инструмента повышения эффективности производства.

Задачи работы:

– определить сущность категории "качество продукции";

– рассмотреть современный уровень качества продукции в народном хозяйстве в целом и конкретно на обследуемом объекте;

– разработать ряд предложений по повышению качества на ОАО "Бобруйскагромаш".

Объект исследования – качество продукции.

Предмет исследования – показатели качества продукции, необходимость и пути повышения качества продукции в Республики Беларусь. 

При написании работы были использованы законодательные, нормативные и методические материалы по вопросам качества в Республике Беларусь; статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Основным источником практического материала, использованного при написании работы, являются отчетные данные, плановые и фактические расчеты по вопросам качества продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

УПРАВЛЕНИЕ  КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1.Государственная политика  в области качества

 

В настоящее время  роль и важность качества для формирования экономики страны является определяющей, качество – главный показатель оценки продукции, работ и услуг, определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом.

Решение проблемы качества – задача стратегическая. Поэтому  только разработка четкой политики в этой области и долгосрочная программа мер, объединяющих усилия всех ветвей власти и всех специалистов, может привести к успеху, к подъему реального сектора экономики [1, c.5].

Повышение качества белорусских  товаров и услуг имеет первостепенное значение для выхода наших производителей на зарубежные рынки.

«Белорусское – значит качественное» - вот цель, которая должна стать национальной идеей, консолидирующей усилия государства и производителей и способствующей повышению имиджа Республики Беларусь в мировом сообществе.

Государственная политика в области качества должна учитывать  реальное состояние отечественного рынка и быть составной частью общей экономической и промышленной политики.

В Республике Беларусь первой среди стран СНГ, была принята Правительством государственная программа "Качество" на 2000-2002 гг.

Основной целью разработки программы являлось создание правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой в республике продукции и оказываемых услуг [2, c.4].

В реализации программы  приняли участие практически все Министерства, государственные комитеты, производственные объединения и предприятия.

В ходе реализации названной  программы в 2000-2002 годах было выполнено  более 70 мероприятий, которые способствовали повышению экспортных возможностей предприятий путем расширения выпуска конкурентоспособной продукции.

Как продолжение программы "Качество" на 2000-2002 гг. была разработана  аналогичная программа на 2003-2006 гг.[3, c.7].

Основными задачами программы "Качество" на 2003-2006 гг. являются:

- совершенствование форм и методов управления качеством на всех уровнях управления;

- повышение экспортных  возможностей отечественных товаропроизводителей путем сертификации продукции в соответствии с требованиями международных стандартов, систем качества, систем управления окружающей средой;

- стимулирование создания  новых видов конкурентоспособной продукции;

- совершенствование и  информационного обеспечения в  области качества и конкурентоспособности;

- развитие нормативной  базы в области технического  нормирования и стандартизации;

- формирование системы  оценки соответствия продукции  и услуг, гармонизированной с  международными требованиями, создание  технических нормативных правовых  актов в области технического  нормирования и стандартизации, обеспечивающих функционирование системы аккредитации и подтверждения соответствия;

- совершенствование системы образования и подготовки кадров в области качества;

- активизация пропаганды  в области качества во всех  сферах деятельности.

Программа основывается на принципах оптимального сочетания государственного регулирования и экономических интересов предприятий в выпуске качественной продукции.

Правовое обеспечение  управления качеством основано на законах  Республики Беларусь "О стандартизации", "О сертификации продукции, работ и услуг", "О защите прав потребителей", "Об обеспечении единства измерений", "О поставках товаров для государственных нужд", "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", Указе Президента Республики Беларусь от 20. 05. 1998 № 268 "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)", Постановлениях Совета Министров Республики Беларусь "О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и услуг", "Положение о поставках товаров в Республику Беларусь", "Положение о приемке товаров по количеству, качеству и комплектности" [4, c.4].

Современная рыночная экономика  предъявляет высокие требования к качеству продукции, а острая конкурентная борьба обуславливает во всех странах мира необходимость подтверждения своей способности выпускать продукцию стабильного качества.

Решению проблемы повышения  качества и конкурентоспособности  продукции, повышению профессионального мастерства специалистов будут способствовать такие мероприятия, как конкурс "100 лучших товаров Республики Беларусь" и "100 лучших товаров союзного государства России и Беларуси", проведение региональных и отраслевых конкурсов в области качества, конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии", активное участие отечественной продукции в выставках, ярмарках, смотрах конкурсах, в том числе международных, с целью рекламы отечественной продукции и увеличения объема экспорта.

Повышению конкурентоспособности отечественной продукции и снятию технических барьеров при поставке на экспорт отечественной продукции способствует работа по подписанию соглашений о взаимном признании сертификатов как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Подписаны и действуют соглашения о взаимном признании сертификатов со всеми странами СНГ. На двухсторонней основе заключены соглашения с Литвой, Латвией, Польшей, Словакией, Турцией, Китаем.

Сегодня, когда экономика  Республики Беларусь находится в  сложных условиях, качество и конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынке становится серьезной проблемой, от решения которой в значительной степени зависит судьба страны, ее место в мировом сообществе. Решение проблемы качества - это эффективный путь обеспечения будущего развития нашей республики, важнейшая задача государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Понятие и показатели качества продукции

 

Качество продукции  – это совокупность потребительских  свойств и характеристик товара, обусловливающий его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа [5, c.208]. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции.

Показатели качества продукции – это качественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий и технических условиях [5, c.211].

Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Данный показатель определяется по формуле (1.1):

Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:

1.Обобщающие, характеризующие  общий уровень качества продукции:  объем и долю прогрессивных видов изделий в общей выпуске, сортность (марочность) продукции (в легкой отрасли промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества [6, c.11].

2.Комплексные, характеризующие  несколько свойств изделий, включая  затраты, связанные с разработкой,  производством и эксплуатацией.  В каждой отрасли промышленности применяются свои специфические комплексные показатели. Например, в подшипниковой промышленности может быть показатель, отражающий срок службы подшипников (в часах) и себестоимость их изготовления или цену ( в рублях), данный показатель рассчитывается по формуле (1.2.)

Информация о работе Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его повышения