Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка ряда предложений по повышению качества продукции на ОАО «Бобруйскагромаш», как инструмента повышения эффективности производства.
Задачи работы:
– определить сущность категории "качество продукции";
– рассмотреть современный уровень качества продукции в народном хозяйстве в целом и конкретно на обследуемом объекте;
– разработать ряд предложений по повышению качества на ОАО "Бобруйскагромаш".

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………...3
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ........5
1.1 Государственная политика в области качества …………….………………5
1.2 Понятия и показатели качества продукции…...………………….....………8
1.3 Методы оценки уровня качества продукции………………...……..………11
2 . УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ………………………………………………….….….19
2.1 Предприятие на пути к рынку ......…………………………………….…….19
2.2 Анализ функционирования системы менеджмента качества……….……..24
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………………………………….….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…..…….34

Файлы: 1 файл

Курсач Макса.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Комплексный показатель качества, например, электродвигателя, определяется отношением количества полезной механической энергии, выработанной двигателем за весь срок службы к суммарным затратам на производство и эксплуатацию двигателя [6, c.16].

3. Единичные, характеризующие одно  из свойств продукции. Они подразделяются на следующие показатели: показатели назначения, показатели надежности и долговечности, показатели технологичности изделия, показатели эргометрические, показатели эстетические, показатели стандартизации и унификации, показатели патентно-правовые, показатели транспортабельности продукции к перевозкам, показатели экономические, показатели экологические, показатели безопасности.

Рыночная экономика  предъявляет особые требования к  качеству выпускаемой продукции, так как оно обеспечивает ее конкурентоспособность [7, c.112].

Управление качеством продукции  предполагает работу по следующим направлениям:

а) разработка плана повышения качества, новых требований к качеству продукции;

б) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям;

в) при необходимости принятие мер  воздействия на процесс создания ценности (качества);

г) изучение условий эксплуатации, потребления продукции с целью  определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.

д) управление качеством предполагает регулирование свойств продукции:

технико-экономических, социально-экономических.

Важнейшей задачей управления качеством  продукции и услуг является обеспечение  оптимального уровня качества через  определение экономического эффекта от его повышения как на стадии производства и реализации, так и на стадии потребления и эксплуатации.

Главное в управлении качеством не контроль, а бездефектная работа. Основные идеи такого подхода состоит в том, чтобы все усилия процессе производства и их сборки. Непроизводительная работа по проверке качества и устранению выпуска новых деталей взамен бракованных отвлекает от 15 до 40% производственных мощностей предприятия. Причем затраты на эти работы составляют от 20 до 40% на каждую условную единицу продаж [8, c.608].

Одним из подходов, который дает возможность решать эти проблемы, является разработанная система организации производства, получившая название «точно вовремя». Все материалы и детали должны подаваться потребителям по соответствующим запросам в определенное время.

В настоящее время не только японские компании с успехом применяют эту систему, но и европейские и американские («Моторола», «Интел»).

В традиционной системе  управления препятствием является действующая на многих предприятиях система бухгалтерского учета. Эти системы фиксируют все издержки и потери, которые уже произошли, но не учитывают тех средств, которые были сэкономлены. Или предотвращенных убытков. То есть повышение эффективности не стимулируется [8, c.611].

Для того чтобы решить эту проблему, передовые компании разрабатывают свои собственные критерии оценки эффективности работы в области качества. Например, можно использовать следующие три показателя:

1. Количество дефектов на миллион (сто тысяч) поступающих деталей.

2. Количество деталей на сто готовых изделий для потребителей.

3. Процент оборудования, установленного без дефектов и работающего без аварий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы оценки уровня  качества

 

Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы.

Расчетный – метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретических и \ или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.

Этот метод является весьма распространенным для оценки качества многих товаров. С его помощью  величину одних показателей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или сенсорным методом. Расчетные методы позволяют заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.

Экспертный  – метод, при использовании которого определение значений показателей качества товаров осуществляется на основании решения, принимаемого экспертами. Этот метод получил широкое распространение и применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств товаров нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств, составляющих качество; определение коэффициентов весомости при расчете комплексных показателей качества и др. Результатом экспертного метода всегда должны быть количественные оценки, обычно выражаемые в баллах. Эти результаты всегда зависят от квалификации экспертов так же, как точности измерительного метода зависит от точности используемых средств измерений.

Органолептический метод – метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека – зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений. Оценить органолептическим методом – означает провести идентификацию и качественное исследование продовольственного или непродовольственного товара при помощи органов чувств человека.

При контроле и оценке качества пищевых продуктов органолептическими методами можно определить вкус, цвет, запах, консистенцию и другие характеристики.

Определяющие характеристики качества некоторых непродовольственных  товаров из-за отсутствия соответствующих  измерительных методов можно оценить только органолептическим методом. Это звучание музыкальных инструментов, запах духов, текстура различных материалов и проч. Исследования просты, проводятся быстро в любых условиях; образец товара при этом не разрушается.

Длительное время результаты исследований органолептическими методами не считались достаточно достоверными из-за их субъективности, так как на результаты оценки с помощью органов чувств влияет физическое и психическое состояние дегустаторов, их опыт и квалификация, методика подготовки и представления образцов, состояние помещения, в котором осуществляются испытания, и множество других факторов. В настоящее время органолептические методы оценки качества продуктов питания стали настолько широко распространены, что многие говорят о «сенсорной революции в XXI веке». На предприятиях разрабатываются программы органолептического контроля качества продуктов питания, основанные на международных стандартах ИСО. Эти программы позволяют создать лабораторию органолептических испытаний продуктов, осуществить тестирование сенсорной чувствительности и обучение дегустаторов, создать методики сенсорной оценки продуктов, выпускаемых предприятием. Это дает возможность производить продукты питания, имеющие органолептические характеристики, соответствующие пожеланиям потребителя, и обеспечить стабильность данных характеристик.

Все методы органолептической  оценки согласно общепринятой международной  классификации подразделяются на аналитические  и потребительские.

К аналитическим относят три вида методов: различительные, описательные и методы с использованием шкал и категорий. Их основу составляет профессионализм дегустаторов. Члены дегустационных (оценочных) комиссий, осуществляющие оценку товаров этими методами, должны обладать хорошей сенсорной чувствительностью к вкусам, запахам, текстурам; должны быть правильно отобраны и обучены. Получаемые результаты оценок, как правило, достаточно надежны, количество ошибок невелико.

К потребительским методам  относят методы, при использовании  которых оценку осуществляют покупатели или потребители оцениваемых товаров, хорошо знакомые с их сенсорными характеристиками и особенностями. результаты испытаний основаны на интегрированном восприятии и обычно выражаются в виде симпатий или антипатий. Лучше всего, если испытания каждого вида (группы) товаров проводят одни и те же лица.

Однако органолептические  методы имеют и существенные недостатки: достоверность оценок не всегда высока, они могут быть субъективны, так  как зависят от практических навыков  и способностей исследователя; результаты не могут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.

Измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений. Этот метод наиболее распространен при определении единичных показателей функциональных, эргономических, экологических свойств, надежности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.

Достоинство метода состоит  в объективности, сопоставимости и воспроизводимости результатов измерений; недостатки – в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование помещений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрешающими, что также повышает стоимость испытаний.

Технические средства измерений  позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов.

Социологический - метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или потенциальных потребителей.

Ценность этого метода состоит в возможности получения  информации о свойствах товаров  непосредственно от потребителей. Он широко используется в нашей стране и в зарубежных исследованиях. Опросы потребителей часто проводят изготовители продукции или фирмы, осуществляющие ее реализацию, выясняя следующие вопросы:

  • Насколько товар соответствует потребностям потребителя
  • Каково отношение потребителя к товару и какая из характеристик товара является для потребителя наиболее важной
  • Какие недостатки имеются у товара
  • Какими дополнительными свойствами, выгодно отличающими данный товар от товаров-конкурентов, он должен (или может) обладать
  • Какую цену может дать потребитель за товар
  • Чем привлекательны для потребителя товары конкурентов
  • Где, как, при каких условиях потребитель собирается использовать товар.

Социологические оценки имеют большое значение в управлении качеством, в том числе в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, так как позволяют определить и выполнить требования потребителей.

Измерительные, органолептические, расчетные, социологические и экспертные методы используют и при определении  показателей качества услуг, а также  при определении его соответствия требованиям документов по стандартизации, добровольной сертификации, разработке систем менеджмента качества услуг.

Регистрационный метод - который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно - правовые, стандартизация, унификация. Вычислительный метод - основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции. 

Дифференциальный  метод. Этот метод основан на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели существенно отличаются от базовых.

Выбор номенклатуры единичных показателей  для оценки качества оцениваемого изделия проводится с учетом требований потребителя, условий эксплуатации и т. д.

Значения единичных потребительских  показателей качества с их базовыми значениями сопоставляют исходя из общего условия:

 

                                           (1.1)

 

где К.— значение оценки i-го показателя качества товара;

Р: — значение i -го показателя качества оцениваемого товара;

Р.. — базовое значение i -го показателя.

В случае линейной зависимости между  значениями оценки и значениями потребительских показателей пользуются следующей формулой:

 

                                                            (1.2)

 

где q. — значение оценки г-го относительного показателя качества.

Дифференциальный метод  оценки уровня потребительских показателей качества применяется на этапах планирования, проектирования, обращения и эксплуатации товаров. Его достоинством является то, что исключается необходимость определения коэффициента весомости оцениваемого показателя качества, а недостатками — сравнительная форма фиксации значения оценки ("лучше" — "хуже") и возможность суждения о качестве товара в целом лишь в тех случаях, когда значения всех единичных показателей качества оцениваемого товара выше или низке соответствующих базовых значений показателей.

Информация о работе Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его повышения