Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:19, курсовая работа
Цель работы – разработка ряда предложений по повышению качества продукции на ОАО «Бобруйскагромаш», как инструмента повышения эффективности производства.
Задачи работы:
– определить сущность категории "качество продукции";
– рассмотреть современный уровень качества продукции в народном хозяйстве в целом и конкретно на обследуемом объекте;
– разработать ряд предложений по повышению качества на ОАО "Бобруйскагромаш".
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………...3
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ........5
1.1 Государственная политика в области качества …………….………………5
1.2 Понятия и показатели качества продукции…...………………….....………8
1.3 Методы оценки уровня качества продукции………………...……..………11
2 . УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ………………………………………………….….….19
2.1 Предприятие на пути к рынку ......…………………………………….…….19
2.2 Анализ функционирования системы менеджмента качества……….……..24
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………………………………….….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…..…….34
Комплексный показатель качества, например, электродвигателя, определяется отношением количества полезной механической энергии, выработанной двигателем за весь срок службы к суммарным затратам на производство и эксплуатацию двигателя [6, c.16].
3. Единичные, характеризующие
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, так как оно обеспечивает ее конкурентоспособность [7, c.112].
Управление качеством
а) разработка плана повышения качества, новых требований к качеству продукции;
б) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям;
в) при необходимости принятие мер воздействия на процесс создания ценности (качества);
г) изучение условий эксплуатации, потребления продукции с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.
д) управление качеством предполагает регулирование свойств продукции:
технико-экономических, социально-экономических.
Важнейшей задачей управления качеством продукции и услуг является обеспечение оптимального уровня качества через определение экономического эффекта от его повышения как на стадии производства и реализации, так и на стадии потребления и эксплуатации.
Главное в управлении качеством не контроль, а бездефектная работа. Основные идеи такого подхода состоит в том, чтобы все усилия процессе производства и их сборки. Непроизводительная работа по проверке качества и устранению выпуска новых деталей взамен бракованных отвлекает от 15 до 40% производственных мощностей предприятия. Причем затраты на эти работы составляют от 20 до 40% на каждую условную единицу продаж [8, c.608].
Одним из подходов, который дает возможность решать эти проблемы, является разработанная система организации производства, получившая название «точно вовремя». Все материалы и детали должны подаваться потребителям по соответствующим запросам в определенное время.
В настоящее время не только японские компании с успехом применяют эту систему, но и европейские и американские («Моторола», «Интел»).
В традиционной системе управления препятствием является действующая на многих предприятиях система бухгалтерского учета. Эти системы фиксируют все издержки и потери, которые уже произошли, но не учитывают тех средств, которые были сэкономлены. Или предотвращенных убытков. То есть повышение эффективности не стимулируется [8, c.611].
Для того чтобы решить эту проблему, передовые компании разрабатывают свои собственные критерии оценки эффективности работы в области качества. Например, можно использовать следующие три показателя:
1. Количество дефектов на миллион (сто тысяч) поступающих деталей.
2. Количество деталей на сто готовых изделий для потребителей.
3. Процент оборудования, установленного без дефектов и работающего без аварий.
1.3 Методы оценки уровня качества
Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы.
Расчетный – метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретических и \ или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.
Этот метод является весьма распространенным для оценки качества многих товаров. С его помощью величину одних показателей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или сенсорным методом. Расчетные методы позволяют заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.
Экспертный – метод, при использовании которого определение значений показателей качества товаров осуществляется на основании решения, принимаемого экспертами. Этот метод получил широкое распространение и применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств товаров нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств, составляющих качество; определение коэффициентов весомости при расчете комплексных показателей качества и др. Результатом экспертного метода всегда должны быть количественные оценки, обычно выражаемые в баллах. Эти результаты всегда зависят от квалификации экспертов так же, как точности измерительного метода зависит от точности используемых средств измерений.
Органолептический метод – метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека – зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений. Оценить органолептическим методом – означает провести идентификацию и качественное исследование продовольственного или непродовольственного товара при помощи органов чувств человека.
При контроле и оценке качества пищевых продуктов органолептическими методами можно определить вкус, цвет, запах, консистенцию и другие характеристики.
Определяющие характеристики качества некоторых непродовольственных товаров из-за отсутствия соответствующих измерительных методов можно оценить только органолептическим методом. Это звучание музыкальных инструментов, запах духов, текстура различных материалов и проч. Исследования просты, проводятся быстро в любых условиях; образец товара при этом не разрушается.
Длительное время результаты исследований органолептическими методами не считались достаточно достоверными из-за их субъективности, так как на результаты оценки с помощью органов чувств влияет физическое и психическое состояние дегустаторов, их опыт и квалификация, методика подготовки и представления образцов, состояние помещения, в котором осуществляются испытания, и множество других факторов. В настоящее время органолептические методы оценки качества продуктов питания стали настолько широко распространены, что многие говорят о «сенсорной революции в XXI веке». На предприятиях разрабатываются программы органолептического контроля качества продуктов питания, основанные на международных стандартах ИСО. Эти программы позволяют создать лабораторию органолептических испытаний продуктов, осуществить тестирование сенсорной чувствительности и обучение дегустаторов, создать методики сенсорной оценки продуктов, выпускаемых предприятием. Это дает возможность производить продукты питания, имеющие органолептические характеристики, соответствующие пожеланиям потребителя, и обеспечить стабильность данных характеристик.
Все методы органолептической оценки согласно общепринятой международной классификации подразделяются на аналитические и потребительские.
К аналитическим относят три вида методов: различительные, описательные и методы с использованием шкал и категорий. Их основу составляет профессионализм дегустаторов. Члены дегустационных (оценочных) комиссий, осуществляющие оценку товаров этими методами, должны обладать хорошей сенсорной чувствительностью к вкусам, запахам, текстурам; должны быть правильно отобраны и обучены. Получаемые результаты оценок, как правило, достаточно надежны, количество ошибок невелико.
К потребительским методам относят методы, при использовании которых оценку осуществляют покупатели или потребители оцениваемых товаров, хорошо знакомые с их сенсорными характеристиками и особенностями. результаты испытаний основаны на интегрированном восприятии и обычно выражаются в виде симпатий или антипатий. Лучше всего, если испытания каждого вида (группы) товаров проводят одни и те же лица.
Однако органолептические методы имеют и существенные недостатки: достоверность оценок не всегда высока, они могут быть субъективны, так как зависят от практических навыков и способностей исследователя; результаты не могут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.
Измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений. Этот метод наиболее распространен при определении единичных показателей функциональных, эргономических, экологических свойств, надежности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.
Достоинство метода состоит в объективности, сопоставимости и воспроизводимости результатов измерений; недостатки – в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование помещений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрешающими, что также повышает стоимость испытаний.
Технические средства измерений позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов.
Социологический - метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или потенциальных потребителей.
Ценность этого метода
состоит в возможности
Социологические оценки имеют большое значение в управлении качеством, в том числе в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, так как позволяют определить и выполнить требования потребителей.
Измерительные, органолептические, расчетные, социологические и экспертные методы используют и при определении показателей качества услуг, а также при определении его соответствия требованиям документов по стандартизации, добровольной сертификации, разработке систем менеджмента качества услуг.
Регистрационный метод - который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно - правовые, стандартизация, унификация. Вычислительный метод - основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.
Дифференциальный метод. Этот метод основан на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели существенно отличаются от базовых.
Выбор номенклатуры единичных показателей для оценки качества оцениваемого изделия проводится с учетом требований потребителя, условий эксплуатации и т. д.
Значения единичных
где К.— значение оценки i-го показателя качества товара;
Р: — значение i -го показателя качества оцениваемого товара;
Р.. — базовое значение i -го показателя.
В случае линейной зависимости между значениями оценки и значениями потребительских показателей пользуются следующей формулой:
где q. — значение оценки г-го относительного показателя качества.
Дифференциальный метод оценки уровня потребительских показателей качества применяется на этапах планирования, проектирования, обращения и эксплуатации товаров. Его достоинством является то, что исключается необходимость определения коэффициента весомости оцениваемого показателя качества, а недостатками — сравнительная форма фиксации значения оценки ("лучше" — "хуже") и возможность суждения о качестве товара в целом лишь в тех случаях, когда значения всех единичных показателей качества оцениваемого товара выше или низке соответствующих базовых значений показателей.
Информация о работе Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его повышения