Формирование розничного ассортимента торгового предприятия на примере ООО ТД «Челны ˗ Хлеб» магазин № 28

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики, основанной на комплексном анализе его финансово - экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
проанализировать особенности формирования ассортимента в ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28;
проанализировать организационную структуру управления предприятием.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3
1.
Теоретические основы формирования торгового ассортимента предприятий розничной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях.
6

1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9
2.
Анализ особенностей формирования ассортимента в ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16

2.1 Краткая характеристика ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.2 Анализ ассортиментной политики и управления ассортимента ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . .

23

2.3 Факторы, снижающие эффективность деятельности в ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Список используемой литературы . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Доставка продуктов  питания и промышленных товаров  осуществляется грузовым автотранспортом.

Технологическая схема супермаркета обеспечивает последовательное (при минимальных расстояниях) выполнение операций по приемке, хранению, подготовке продуктов к продаже и выкладке их в торговом зале.

В торговом зале предусматривается как хранение, так и реализация товаров. Все складские и подготовительные помещения размещены отдельными блоками в соответствии с технологическими потоками и имеют удобную связь как с помещениями для хранения, так и с торговым залом. При разработке технологической планировки максимально сокращены пути следования товаров, включая приемку товара, хранение его в складских помещениях, подготовку товара к продаже и доставку товара в торговый зал.

Проектом предусматриваются  холодильные камеры, в которых  осуществляется хранение товара с особыми условиями хранения (для каждой подгруппы товаров - отдельная камера-холодильник).

Магазин имеет изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки продовольственных товаров к продаже, приближенные к помещениям для хранения товаров соответствующих товарных групп. К таким помещениям относятся:

- помещение подготовки мяса к продаже и производства полуфабрикатов из мяса;

- помещение подготовки рыбы к продаже и производства полуфабрикатов из рыбы;

- помещение  подготовки гастрономии к продаже.

Технологическая схема функционирования магазина включает в себя следующие технологические операции:

  • разгрузка и приемка товаров;
  • предпродажная подготовка товаров;
  • производство продукции (хлебобулочные, изделия, полуфабрикаты мяса и птицы, рыбы, салаты) и продажа их в торговом зале;
  • торговые операции.

Товары в  зале размещаются с учетом их группового ассортимента. Движение покупателей  организовано мимо мест хранения товаров  по четко организованным нормативным  проходам между рядами стеллажей и оборудования с выставленными товарами. В торговом зале выделены отдельные зоны в соответствии с ассортиментом реализуемой продукции и с учетом товарного соседства. Они оснащены необходимым торговым и холодильным оборудованием.

Расчет за покупки осуществляется в контрольно-кассовых терминалах. После прохождения расчетно-кассового узла покупатель может транспортировать покупки на тележке к транспортному средству.

В ООО ТД «Челны - Хлеб» принята линейная структура управления, включающая специализированные подразделения, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.

Магазин «Челны – Хлеб» возглавляет руководитель (директор), назначаемый на эту должность предшественником по согласованию с учредителем. В обязанности руководителя входят организация работы магазина, распоряжение его имуществом, выдача доверенностей, открытие в банках расчетных и других счетов, утверждение штатного расписания, издание приказов и актов в пределах своей компетенции, принятие и увольнение работников, а также применение к ним мер дисциплинарного взыскания и поощрения.

В непосредственном подчинении заместителя директора находится 4 служб:   бухгалтерия,   заведующий   отделом   самообслуживания,  товаровед,

заведующий складом.

Данные об организационной структуре ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28 представлены на рисунке 2.1.



 


 





 






 

 


 

 

Рис. 2.1. Организационная структура ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28

Для ознакомления с особенностями деятельности исследуемого торгового предприятия необходимо проанализировать динамику основных показателей. Результаты расчетов анализа общих экономических показателей ООО «ТД Челны - Хлеб» № 28  за период 2010-2012 гг. представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1-Динамика и структура анализа общих экономических показателей ООО «ТД Челны - Хлеб» № 28  за период 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Значение

Абс. изм.

Темп роста, %

Значение

Абс. изм.

Темп роста, %

Товарооборот всего,

тыс. руб.

806606

1154876

348270

143,18

1247970

93094

108,06

Торговая площадь, м.

500

500

0

100,00

500

0

100,00

Товарооборот на 1м. торговой площади, тыс. руб./м.

1613,21

2309,75

696,54

143,18

1018,75

76,00

108,06

Издержки обращения, тыс. руб.

713039

920436

207396

129,09

1025456

105020

111,41

Уровень издержек обращения, %

88,40

79,70

-8,70

90,16

82,17

2,47

103,10

Товарные запасы,

тыс. руб.

173193

230459

57266

133,06

222182

-8277

96,41

Товарооборачиваемость, дни

4,66

5,01

0,35

107,60

5,62

0,61

112,09

Финансовый результат, тыс. руб.

-38936

71565

110501

-183,80

92532

20967

129,30

Рентабельность, %

-5,46

7,78

13,24

142,39

9,02

1,25

116,06


 

Данные таблицы 2.1 показывают, что в 2011 г. за аналогичный период товарооборот ООО «ТД Челны - Хлеб» № 28  увеличился на 348270 тыс. руб., что составило 43,18% от уровня 2010 г. При этом уровень издержек обращения торгового предприятия в 2011 году снизился до 90,16%. Товарные запасы в анализируемый период увеличились на 33,06%, соответственно время обращения средних товарных запасов увеличилось на 7,60%. В результате деятельности за анализируемый период произошло увеличение финансового результата торгового предприятия. Вследствие опережающего темпа роста финансового результата от темпа роста издержек обращения рентабельность продаж в 2011 г. составила 7,78%, что выше уровня показателя 2010 г. на 13,24%. В 2012 году произошло увеличение товарооборота на 8,06% от уровня 2011 года. В результате опережающего темпа роста издержек обращения (111,41%) от темпа роста товарооборота произошло замедление темпа   роста   финансового    результата   торгового   предприятия,  вследствие чего темп роста рентабельности ниже показателя предыдущего периода.

Показатель  эффективности использования торговых площадей - один из важнейших в анализе  деятельности магазина. Кратко напомним суть анализа. Этот коэффициент рассчитывается как отношение доли товарной группы в товарообороте (в %) к доле этой группы в занимаемой площади (в %) (табл. 2.2). Для крупногабаритных товаров площадь принимается в квадратных метрах, для мелкоразмерных – в погонных метрах, по совокупной длине места на полках стеллажей. Значение коэффициента более единицы говорит об эффективном использовании площади, менее 0,6 – о проблемах. Исключение составляют специфические товарные группы, как, например, детское питание, для таких групп значение коэффициента менее 0,6 считается приемлемым.

Таблица 2.2 –  Анализ полезного использования  торговой площади

Товарная группа

4-й квартал 2012 г.,

млн. руб.

%, в товарооб-те

%, в  торг. пл.

Коэф.-т испол. пл.

1.

винно-водочные

56,1

14,8%

13,0%

1,1

2.

п/ф мясные/замороженные

26,7

7,1%

10,0%

0,7

3.

кисломолочные

23,7

6,3%

9,0%

0,7

4.

салаты свежие

22,7

6,0%

1,0%

6,0

5.

овощи

22,6

6,0%

2,0%

3,0

6.

кондитерские

22,1

5,8%

6,0%

1,0

7.

напитки и соки

21,7

5,7%

5,0%

1,1

8.

хлебобулочные

20,2

5,3%

5,0%

1,1

9.

бакалея

18,3

4,8%

8,0%

0,6

10.

молоко питьевое

18,3

4,8%

3,0%

1,6

11.

рыбные

15,7

4,1%

4,0%

1,0

12.

п\ф мясные/охлажденные

15,2

4,0%

6,0%

0,7

13.

фрукты

15,1

4,0%

3,0%

1,3

14.

прочие

14,1

3,7%

3,1%

1,2

15.

детское питание

11

2,9%

6,0%

0,5

16.

Сыры

10,8

2,9%

1,0%

2,9

17.

Чай

8,9

2,4%

1,0%

2,4

18.

колбасные

8,5

2,2%

4,0%

0,6

19.

масло растительное

8,3

2,2%

2,0%

1,1

20.

п/ф плод. /замороженные

4,5

1,2%

4,0%

0,3

21.

выпечка

3,9

1,0%

0,8%

1,3

22.

молоко сгущенное

3,7

1,0%

1,1%

0,9

23.

Кофе

3,1

0,8%

1,0%

0,8

24.

корма для животных

2,6

0,7%

0,7%

1,0

25.

приправы

0,7

0,2%

0,3%

0,6


В результате, проведенного анализа выяснилось, что товарные группы бакалея, детское питание и п/ф плод./замороженные имеют некоторые проблемы в эффективном использовании торговой площади. В общем и целом показатели полезного использования торговой площади неплохие.

Таким образом, можно сделать вывод, что магазин №28 является современным динамично развивающимся торговым предприятием, которое основной целью видит обеспечение потенциального покупателя качественными продуктами питания и сопутствующими товарами по доступным ценам. Для организации эффективного торгово-технологического процесса и обеспечения бесперебойной работы торгового предприятия магазин №28 ООО ТД «Челны – Хлеб» имеет необходимое количество площадей торговых и неторговых помещений, необходимое торговое оборудование, а также около 300 поставщиков продуктов питания и сопутствующих товаров.

 

2.2 Анализ  ассортиментной политики и управления  ассортимента ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28

Ассортимент товаров - это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (например, по общности производства или потребления, по назначению, материалу изготовления и др.). В магазине ООО ТД «Челны - Хлеб» представлен широкий ассортимент хлебобулочных изделий, вино - водочных изделий, кондитерских, зерновых, молочных и многие другие.

Таблица – 2.3 Розничный товарооборот магазина «Челны - Хлеб» по товарным группам за 2010 - 2011 год

Товарные группы

2010 год

2011 год

Динамика, %

Сумма, (тыс. руб.)

Удельный вес, %

Сумма, (тыс. руб.)

Удельный вес, %

В дейст-вую-щих ценах

В сопос-тави-мых ценах

В дейст-вую-щих ценах

В сопос-тави-мых ценах

В дей-ствую-щих ценах

В сопоста-вимых ценах

Мясо

и птица

1607,2

1350,6

13,1

1927,7

1606,4

13,2

120,0

118,9

       

 

Продолжение таблицы 2.3

Колбасные

изделия

1060,1

890,8

8,6

1440,5

1200,4

9,8

135,9

134,8

Рыба, сельдь

1003,4

843,2

8,2

1120,5

933,8

7,7

111,7

110,7

Масло животное

268,9

226,0

2,2

412,1

343,4

2,8

153,3

151,9

Молоко, сыр и молочные продукты

801,0

673,1

6,5

918,9

765,8

6,3

114,7

113,8

Яйца

240,5

202,1

2,0

296,3

246,9

2,0

123,2

122,2

Сахар

296,2

249,1

2,4

301,7

251,4

2,1

101,8

100,9

Кондитерские изделия

837,5

703,8

6,8

1007,0

839,2

6,9

120,2

119,2

Мука, крупа, макароны

219,9

184,8

1,8

255,2

187,7

1,7

116,1

101,6

Водка и ликеро-водочные изделия

973,9

818,4

7,9

1311,1

1092,6

9,0

139,8

133,5

Вина, шампан-ское, коньяк

931,7

782,9

7,6

1109,3

924,4

7,6

119,1

118,1

Прочие

Продо-вольственные

1432,0

1195,8

11,6

1720,1

1433,4

11,8

120,9

119,9

Всего товаров

12276,0

10316,0

100,0

14616,0

12180,0

100,0

119,1

118,1


 

Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост, достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий и прочих продовольственных товаров. Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги в росте суммы товарооборота у предприятия нет, так как она растёт за счёт увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объём товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как: рыба и сельдь - на 0,5%, молоко и молочные продукты - на 0,2%, сахар - на 0,3%,мука и крупа - на 0,1 %. Неравномерность в развитии розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности по сравнению с 2010 годом в общем объёме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликёроводочных изделий, прочих продовольственных товаров: при относительном снижении реализации рыбы, молока, сахара. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота магазина.

Также в магазине имеется широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Особенно много в продаже хлеба пшеничного, хлеба ржаного, хлеба ржано-пшеничного и пшенично-ржаного каждый сорт характеризуется определенным ароматом, вкусом, цветом.

Более подробно можно увидеть ассортимент реализуемых  хлебобулочных изделий в магазинах  ООО ТД «Челны - Хлеб» представленный в табл.2.4.

Таблица 2.4 Ассортимент хлебобулочных изделий

Группа хлебобулочных  изделий

Ассортимент

1. Хлеб ржаной:

 

Обойной муки

Заварной

Обдирной муки

Житный хлеб

Сеяной муки

Орловский

2.Хлеб ржано-пшеничный  и пшенично-ржаной:

 

Ржаной обдирной и  пшеничной второго сорта

Бородинский хлеб, Российский, Дарницкий, Столичный, Любительский

З. Хлеб пшеничный:

 

Обойной муки

 

Высшего сорта

батоны Столичные, Городские, калачи, батоны "К обеду"

Первого сорта

батоны Николаевские

Второго сорта

Хлеб Хозяйский

Национальный хлеб

Лаваш, чурек и т.д

Диетический хлеб

батоны "Полюшко"


Проанализировав, таким образом, таблицу «Ассортимент хлебобулочных изделий» мы выявили, что каждая группа хлебобулочных изделий подразделяется на хлеб ржаной, ржано – пшеничный и пшеничный, которые те в свою очередь делятся по сортам.

Информация о работе Формирование розничного ассортимента торгового предприятия на примере ООО ТД «Челны ˗ Хлеб» магазин № 28