Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики, основанной на комплексном анализе его финансово - экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
проанализировать особенности формирования ассортимента в ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28;
проанализировать организационную структуру управления предприятием.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.
Теоретические основы формирования торгового ассортимента предприятий розничной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях.
6
1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
2.
Анализ особенностей формирования ассортимента в ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2.1 Краткая характеристика ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2.2 Анализ ассортиментной политики и управления ассортимента ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . .
23
2.3 Факторы, снижающие эффективность деятельности в ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Список используемой литературы . . . . . . .
Доставка продуктов питания и промышленных товаров осуществляется грузовым автотранспортом.
Технологическая схема супермаркета обеспечивает последовательное (при минимальных расстояниях) выполнение операций по приемке, хранению, подготовке продуктов к продаже и выкладке их в торговом зале.
В торговом зале предусматривается как хранение, так и реализация товаров. Все складские и подготовительные помещения размещены отдельными блоками в соответствии с технологическими потоками и имеют удобную связь как с помещениями для хранения, так и с торговым залом. При разработке технологической планировки максимально сокращены пути следования товаров, включая приемку товара, хранение его в складских помещениях, подготовку товара к продаже и доставку товара в торговый зал.
Проектом предусматриваются холодильные камеры, в которых осуществляется хранение товара с особыми условиями хранения (для каждой подгруппы товаров - отдельная камера-холодильник).
Магазин имеет изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки продовольственных товаров к продаже, приближенные к помещениям для хранения товаров соответствующих товарных групп. К таким помещениям относятся:
- помещение подготовки мяса к продаже и производства полуфабрикатов из мяса;
- помещение подготовки рыбы к продаже и производства полуфабрикатов из рыбы;
- помещение подготовки гастрономии к продаже.
Технологическая схема функционирования магазина включает в себя следующие технологические операции:
Товары в зале размещаются с учетом их группового ассортимента. Движение покупателей организовано мимо мест хранения товаров по четко организованным нормативным проходам между рядами стеллажей и оборудования с выставленными товарами. В торговом зале выделены отдельные зоны в соответствии с ассортиментом реализуемой продукции и с учетом товарного соседства. Они оснащены необходимым торговым и холодильным оборудованием.
Расчет за покупки осуществляется в контрольно-кассовых терминалах. После прохождения расчетно-кассового узла покупатель может транспортировать покупки на тележке к транспортному средству.
В ООО ТД «Челны - Хлеб» принята линейная структура управления, включающая специализированные подразделения, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.
Магазин «Челны – Хлеб» возглавляет руководитель (директор), назначаемый на эту должность предшественником по согласованию с учредителем. В обязанности руководителя входят организация работы магазина, распоряжение его имуществом, выдача доверенностей, открытие в банках расчетных и других счетов, утверждение штатного расписания, издание приказов и актов в пределах своей компетенции, принятие и увольнение работников, а также применение к ним мер дисциплинарного взыскания и поощрения.
В непосредственном подчинении заместителя директора находится 4 служб: бухгалтерия, заведующий отделом самообслуживания, товаровед,
заведующий складом.
Данные об организационной структуре ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28 представлены на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Организационная структура ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28
Для ознакомления
с особенностями деятельности исследуемого
торгового предприятия
Таблица 2.1-Динамика и структура анализа общих экономических показателей ООО «ТД Челны - Хлеб» № 28 за период 2010-2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||
Значение |
Абс. изм. |
Темп роста, % |
Значение |
Абс. изм. |
Темп роста, % | ||
Товарооборот всего, тыс. руб. |
806606 |
1154876 |
348270 |
143,18 |
1247970 |
93094 |
108,06 |
Торговая площадь, м. |
500 |
500 |
0 |
100,00 |
500 |
0 |
100,00 |
Товарооборот на 1м. торговой площади, тыс. руб./м. |
1613,21 |
2309,75 |
696,54 |
143,18 |
1018,75 |
76,00 |
108,06 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
713039 |
920436 |
207396 |
129,09 |
1025456 |
105020 |
111,41 |
Уровень издержек обращения, % |
88,40 |
79,70 |
-8,70 |
90,16 |
82,17 |
2,47 |
103,10 |
Товарные запасы, тыс. руб. |
173193 |
230459 |
57266 |
133,06 |
222182 |
-8277 |
96,41 |
Товарооборачиваемость, дни |
4,66 |
5,01 |
0,35 |
107,60 |
5,62 |
0,61 |
112,09 |
Финансовый результат, тыс. руб. |
-38936 |
71565 |
110501 |
-183,80 |
92532 |
20967 |
129,30 |
Рентабельность, % |
-5,46 |
7,78 |
13,24 |
142,39 |
9,02 |
1,25 |
116,06 |
Данные таблицы 2.1 показывают, что в 2011 г. за аналогичный период товарооборот ООО «ТД Челны - Хлеб» № 28 увеличился на 348270 тыс. руб., что составило 43,18% от уровня 2010 г. При этом уровень издержек обращения торгового предприятия в 2011 году снизился до 90,16%. Товарные запасы в анализируемый период увеличились на 33,06%, соответственно время обращения средних товарных запасов увеличилось на 7,60%. В результате деятельности за анализируемый период произошло увеличение финансового результата торгового предприятия. Вследствие опережающего темпа роста финансового результата от темпа роста издержек обращения рентабельность продаж в 2011 г. составила 7,78%, что выше уровня показателя 2010 г. на 13,24%. В 2012 году произошло увеличение товарооборота на 8,06% от уровня 2011 года. В результате опережающего темпа роста издержек обращения (111,41%) от темпа роста товарооборота произошло замедление темпа роста финансового результата торгового предприятия, вследствие чего темп роста рентабельности ниже показателя предыдущего периода.
Показатель
эффективности использования
Таблица 2.2 – Анализ полезного использования торговой площади
№ |
Товарная группа |
4-й квартал 2012 г., млн. руб. |
%, в товарооб-те |
%, в торг. пл. |
Коэф.-т испол. пл. |
1. |
винно-водочные |
56,1 |
14,8% |
13,0% |
1,1 |
2. |
п/ф мясные/замороженные |
26,7 |
7,1% |
10,0% |
0,7 |
3. |
кисломолочные |
23,7 |
6,3% |
9,0% |
0,7 |
4. |
салаты свежие |
22,7 |
6,0% |
1,0% |
6,0 |
5. |
овощи |
22,6 |
6,0% |
2,0% |
3,0 |
6. |
кондитерские |
22,1 |
5,8% |
6,0% |
1,0 |
7. |
напитки и соки |
21,7 |
5,7% |
5,0% |
1,1 |
8. |
хлебобулочные |
20,2 |
5,3% |
5,0% |
1,1 |
9. |
бакалея |
18,3 |
4,8% |
8,0% |
0,6 |
10. |
молоко питьевое |
18,3 |
4,8% |
3,0% |
1,6 |
11. |
рыбные |
15,7 |
4,1% |
4,0% |
1,0 |
12. |
п\ф мясные/охлажденные |
15,2 |
4,0% |
6,0% |
0,7 |
13. |
фрукты |
15,1 |
4,0% |
3,0% |
1,3 |
14. |
прочие |
14,1 |
3,7% |
3,1% |
1,2 |
15. |
детское питание |
11 |
2,9% |
6,0% |
0,5 |
16. |
Сыры |
10,8 |
2,9% |
1,0% |
2,9 |
17. |
Чай |
8,9 |
2,4% |
1,0% |
2,4 |
18. |
колбасные |
8,5 |
2,2% |
4,0% |
0,6 |
19. |
масло растительное |
8,3 |
2,2% |
2,0% |
1,1 |
20. |
п/ф плод. /замороженные |
4,5 |
1,2% |
4,0% |
0,3 |
21. |
выпечка |
3,9 |
1,0% |
0,8% |
1,3 |
22. |
молоко сгущенное |
3,7 |
1,0% |
1,1% |
0,9 |
23. |
Кофе |
3,1 |
0,8% |
1,0% |
0,8 |
24. |
корма для животных |
2,6 |
0,7% |
0,7% |
1,0 |
25. |
приправы |
0,7 |
0,2% |
0,3% |
0,6 |
В результате, проведенного анализа выяснилось, что товарные группы бакалея, детское питание и п/ф плод./замороженные имеют некоторые проблемы в эффективном использовании торговой площади. В общем и целом показатели полезного использования торговой площади неплохие.
Таким образом, можно сделать вывод, что магазин №28 является современным динамично развивающимся торговым предприятием, которое основной целью видит обеспечение потенциального покупателя качественными продуктами питания и сопутствующими товарами по доступным ценам. Для организации эффективного торгово-технологического процесса и обеспечения бесперебойной работы торгового предприятия магазин №28 ООО ТД «Челны – Хлеб» имеет необходимое количество площадей торговых и неторговых помещений, необходимое торговое оборудование, а также около 300 поставщиков продуктов питания и сопутствующих товаров.
2.2 Анализ
ассортиментной политики и
Ассортимент товаров - это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (например, по общности производства или потребления, по назначению, материалу изготовления и др.). В магазине ООО ТД «Челны - Хлеб» представлен широкий ассортимент хлебобулочных изделий, вино - водочных изделий, кондитерских, зерновых, молочных и многие другие.
Таблица – 2.3 Розничный товарооборот магазина «Челны - Хлеб» по товарным группам за 2010 - 2011 год
Товарные группы |
2010 год |
2011 год |
Динамика, % | |||||
Сумма, (тыс. руб.) |
Удельный вес, % |
Сумма, (тыс. руб.) |
Удельный вес, % |
В дейст-вую-щих ценах |
В сопос-тави-мых ценах | |||
В дейст-вую-щих ценах |
В сопос-тави-мых ценах |
В дей-ствую-щих ценах |
В сопоста-вимых ценах | |||||
Мясо и птица |
1607,2 |
1350,6 |
13,1 |
1927,7 |
1606,4 |
13,2 |
120,0 |
118,9 |
|
Продолжение таблицы 2.3 | |||||||
Колбасные изделия |
1060,1 |
890,8 |
8,6 |
1440,5 |
1200,4 |
9,8 |
135,9 |
134,8 |
Рыба, сельдь |
1003,4 |
843,2 |
8,2 |
1120,5 |
933,8 |
7,7 |
111,7 |
110,7 |
Масло животное |
268,9 |
226,0 |
2,2 |
412,1 |
343,4 |
2,8 |
153,3 |
151,9 |
Молоко, сыр и молочные продукты |
801,0 |
673,1 |
6,5 |
918,9 |
765,8 |
6,3 |
114,7 |
113,8 |
Яйца |
240,5 |
202,1 |
2,0 |
296,3 |
246,9 |
2,0 |
123,2 |
122,2 |
Сахар |
296,2 |
249,1 |
2,4 |
301,7 |
251,4 |
2,1 |
101,8 |
100,9 |
Кондитерские изделия |
837,5 |
703,8 |
6,8 |
1007,0 |
839,2 |
6,9 |
120,2 |
119,2 |
Мука, крупа, макароны |
219,9 |
184,8 |
1,8 |
255,2 |
187,7 |
1,7 |
116,1 |
101,6 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
973,9 |
818,4 |
7,9 |
1311,1 |
1092,6 |
9,0 |
139,8 |
133,5 |
Вина, шампан-ское, коньяк |
931,7 |
782,9 |
7,6 |
1109,3 |
924,4 |
7,6 |
119,1 |
118,1 |
Прочие Продо-вольственные |
1432,0 |
1195,8 |
11,6 |
1720,1 |
1433,4 |
11,8 |
120,9 |
119,9 |
Всего товаров |
12276,0 |
10316,0 |
100,0 |
14616,0 |
12180,0 |
100,0 |
119,1 |
118,1 |
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост, достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий и прочих продовольственных товаров. Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги в росте суммы товарооборота у предприятия нет, так как она растёт за счёт увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объём товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как: рыба и сельдь - на 0,5%, молоко и молочные продукты - на 0,2%, сахар - на 0,3%,мука и крупа - на 0,1 %. Неравномерность в развитии розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности по сравнению с 2010 годом в общем объёме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликёроводочных изделий, прочих продовольственных товаров: при относительном снижении реализации рыбы, молока, сахара. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота магазина.
Также в магазине имеется широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Особенно много в продаже хлеба пшеничного, хлеба ржаного, хлеба ржано-пшеничного и пшенично-ржаного каждый сорт характеризуется определенным ароматом, вкусом, цветом.
Более подробно
можно увидеть ассортимент
Таблица 2.4 Ассортимент хлебобулочных изделий
Группа хлебобулочных изделий |
Ассортимент |
1. Хлеб ржаной: |
|
Обойной муки |
Заварной |
Обдирной муки |
Житный хлеб |
Сеяной муки |
Орловский |
2.Хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной: |
|
Ржаной обдирной и пшеничной второго сорта |
Бородинский хлеб, Российский, Дарницкий, Столичный, Любительский |
З. Хлеб пшеничный: |
|
Обойной муки |
|
Высшего сорта |
батоны Столичные, Городские, калачи, батоны "К обеду" |
Первого сорта |
батоны Николаевские |
Второго сорта |
Хлеб Хозяйский |
Национальный хлеб |
Лаваш, чурек и т.д |
Диетический хлеб |
батоны "Полюшко" |
Проанализировав, таким образом, таблицу «Ассортимент хлебобулочных изделий» мы выявили, что каждая группа хлебобулочных изделий подразделяется на хлеб ржаной, ржано – пшеничный и пшеничный, которые те в свою очередь делятся по сортам.