Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики, основанной на комплексном анализе его финансово - экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
проанализировать особенности формирования ассортимента в ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28;
проанализировать организационную структуру управления предприятием.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.
Теоретические основы формирования торгового ассортимента предприятий розничной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях.
6
1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
2.
Анализ особенностей формирования ассортимента в ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2.1 Краткая характеристика ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2.2 Анализ ассортиментной политики и управления ассортимента ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . .
23
2.3 Факторы, снижающие эффективность деятельности в ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Список используемой литературы . . . . . . .
Одним из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод ABC - анализа.
Был проведен ABC - анализ ассортимента продуктового магазина по товарной группе хлеба.
Таблица 2.5 Структура ассортимента хлебобулочных изделий
Товарная группа хлеба |
Оборот за 2009г, руб. |
Оборот за 2010г, руб. |
Оборот за 2011г, руб. |
Оборот по группе за три г, руб. |
1. «Заварной» |
61035 |
60067 |
59100 |
180202 |
2. «Бородинский» |
53988 |
51670 |
56309 |
161090 |
3. «Российский» |
42677 |
43153 |
42496 |
128326 |
4. «Дарницкий» |
26480 |
24705 |
25624 |
776449 |
5. «Столичный» |
16624 |
16424 |
17461 |
50511 |
6. «Любительский» |
8176 |
8159 |
8238 |
24573 |
7. «Орловский» |
7718 |
7286 |
7521 |
22525 |
8. «Хозяйский» |
5475 |
6343 |
6612 |
18430 |
Итого |
682584 |
Вводим еще две колонки долю в обороте с накопительным итогом и собственно группу А, В и С. Доля в обороте позволит увидеть первые 50% вклада в оборот самых важных товаров приносящие результат, затем последующие 30% «средние» по важности товары, и наконец, 20% «проблемные» товары, приносящие свой вклад в оборот. Доля с накопительным итогом высчитывается путем прибавления параметра к сумме предыдущих параметров. Затем присвоим значения групп выбранным объектам (табл.2.4).
Таблица 2.6 Результаты АВС - анализа групп хлебобулочных изделий
Товарная группа хлеба |
Оборот по группе за год |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа | |
1. «Заварной» |
3021552 |
26,4 |
Первые 50% |
26,4 |
А |
2. «Бородинский» |
1200580 |
23,6 |
30,5 | ||
3. «Российский» |
913354 |
18,8 |
45,2 | ||
Продолжение таблицы 2.6 | |||||
4. «Дарницкий» |
791140 |
11,2 |
Еще 30% |
55,8 |
В |
5. «Столичный» |
618100 |
7,4 |
60,3 | ||
6. Любительский» |
551846 |
3,6 |
72,2 | ||
7. «Орловский» |
496095 |
3,3 |
74,5 | ||
8. «Хозяйский» |
300333 |
2,7 |
Осталь-ные 20% |
100,0 |
С |
Итого, руб. |
682584 |
100,00 |
Проанализировав таким образом вклад каждой группы А, В и С в оборот магазина, можно сделать вывод, самый известный и покупаемый остается хлеб «Заварной», «Бородинский», «Российский». Проверенные временем, а также огромный опыт и современные технологии обеспечивают высокое качество изделия по доступной цене.
Группа В, С (30% и 20% вклада в оборот магазина), позволяют увидеть товары приносящие средний результат по важности. Магазин ориентирован на покупателей со средним достатком, а цена на хлеб группы С, достаточно велика, следовательно продукция не удовлетворяет спрос покупателей и объем продаж в магазине снижается. Для формирования наиболее эффективной структуры ассортимента целесообразно изменить ее, за счет введения новых сортов хлеба по приемлемой цене, для покупателей с низкими доходами. Это позволит увеличить объем реализации хлебной продукции и удовлетворить спрос покупателей с низким уровнем дохода.
Анализировать
и прогнозировать стабильность продаж
хлебной продукции и колебания
уровня потребления тех или иных
ресурсов, можно с помощью
Таблица 2.7 Рейтинговый список анализа по возрастанию значения коэффициента вариации и группы X, Y и Z хлебобулочных изделий
Товарная группа |
Оборот за 2009г. руб. |
Обор от за 2010г. руб. |
Обор от за 2011г. руб. |
Обо- рот. руб. |
Сред нее значе ние |
Значение подко- ренного выраже- ния |
Коэф- фи- циент вариа-ции, % |
Группа, Кв, |
Продолжение таблицы 2.7 | ||||||||
«Заварной» |
61141 |
60173 |
59205 |
180519 |
60173 |
624683 |
7,8 |
X |
«Бородин-ский» |
54082 |
51764 |
56404 |
161363 |
53788 |
3675489 |
9,6 | |
«Российский» |
42752 |
43228 |
42572 |
128552 |
42851 |
76590 |
10,9 |
Y |
«Дарницкий» |
26525 |
24749 |
25309 |
76583 |
25528 |
549604 |
15,3 | |
«Столичный» |
16654 |
16456 |
17490 |
50600 |
16867 |
200806 |
18,7 | |
«Любитель- ский» |
8191 |
8173 |
8252 |
24616 |
8205 |
1143 |
19,4 | |
«Орловский» |
7731 |
7299 |
7534 |
22565 |
7522 |
31185 |
21,5 | |
«Хозяйский» |
5486 |
6354 |
6622 |
18462 |
6154 |
235083 |
28,8 |
Z |
Итого, руб. |
683784 |
Из таблицы 2.7 мы видим, что хлеб «Заварной» и «Бородинский» пользуются постоянным спросом, коэффициент вариации не превышает 10%, относятся к категории X. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, по этим маркам можно делать оптимальные запасы и прогнозировать последующие продажи довольно точно.
Однако некоторые виды хлеба – «Российский», «Дарницкий», «Столичный», «Любительский», «Орловский» - продаются нерегулярно, имеют колебания в спросе и как следствие средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10-25%.
Хлебная продукция группы Z требует особенного внимания, т.к. спрос на товар нестабилен, то увеличивается потребность в товарных запасах. Это связано с высокой ценой на товар.
Для увеличения
привлекательности дорогого хлеба
нужно проводить рекламные
В магазине продавец не может дать консультацию по хлебобулочным изделиям, это приводит к тому, что покупатель затрудняется в его выборе. Исходя, из сказанного следует, что продавцы в настоящее время не могут в достаточной мере удовлетворить покупателя из-за дефицита информации о товаре, поэтому нужно осуществить повышение квалификации торгового персонала по вопросам свойства хлеба, о его производителях и технологии эффективных продаж.
Высокая конкурентоспособность среди магазинов сказывается в чутком выборе ассортимента и точности работы с поставщиком.
За последние три года работы магазина явно виден рост покупательского спроса на хлебную продукцию, что влечет за собой необходимость такого увеличения поставщиков, как в данный момент и в связи с ростом доходов магазина увеличивается возможность и стабильность расширения ассортимента.
Для поставщиков торговой сети ООО ТД «Челны-Хлеб» разработал ряд критериев, целью которых является оптимизация совместной работы.
1) Основные критерии для работы с поставщиками:
Для продвижения товара в сеть «Челны-Хлеб » поставщик обязан:
2) Условия для заключения договора поставки:
3) Магазины «Челны-Хлеб» предлагая окончательному потребителю продукцию, ведёт жёсткий отбор товара, предлагаемого поставщиками. Отбор заключается в оптимальном соотношении цены и качества товара, что позволяет нашему покупателю всегда совершать правильные покупки. Товар, предлагаемый поставщиками в сеть «Челны-Хлеб», должен удовлетворять следующим условиям: востребованность товара на рынке; привлекательная цена; постоянное качество товара; качественная упаковка.
Большое внимание
компания уделяет развитию и поддержанию
уровня сервиса и обслуживания клиентов
в собственных объектах. В магазине
«Челны-Хлеб» разработаны специ
В связи со стремительным ростом сети и освоением новых форматов у руководства «Челны-Хлеб» возникла потребность в объединении разрозненных магазинов в единую сеть с управлением из Центрального офиса. Кроме того, централизация процесса управления ассортиментом и ценообразования в сети «Челны-Хлеб» была необходима для осуществления более детального контроля состояния закупочных цен во избежание различных злоупотреблений со стороны поставщиков. Эти и другие требования руководства «Челны-Хлеб» были реализованы благодаря внедрению ERP-системы нового поколения.
Широкий спектр функциональных возможностей позволяет руководству
«Челны-Хлеб» строить эффективный сетевой менеджмент за счет оперативного управления ценообразованием и ассортиментом, продажами и закупками, запасами, взаиморасчетами, маркетингом, мерчендайзингом и другими процессами.
Но наряду с выявленными сильными возможностями и сторонами деятельности в области формирования и совершенствования ассортимента анализируемого торгового предприятия следует отметить и проблемы. Для того, а для того чтобы можно было выявить возможные проблемы в области формирования и представления ассортимента необходимо детально проанализировать выкладку товаров в торговом зале.
Как ранее было отмечено, ТД «Челны-Хлеб» в основном в своей деятельности использует открытый метод выкладки, т.е. самообслуживание. Основным принципом такого метода продажи товаров должно являться обеспечение высокой степени удобства для покупателя в процессе отбора и покупки товаров. Покупатель должен иметь возможность беспрепятственно ознакомится с товаром, для чего товар должен быть выложен аккуратно, чтобы покупателю была четко видна вся продуктовая линейка конкретного вида товара и в случае, если покупатель не выбрал этот товар, он мог спокойно положить его обратно и переключить свое внимание на другую торговую марку. То есть, можно сказать, что ассортимент должен быть обозримым и доступным для покупателя. Но зачастую ввиду того, что данное торговое предприятия является достаточно популярным среди населения
г. Набережные Челны, продавцы стремятся как можно больше товаров выложить на полки и стеллажи. Таким образом, товар выкладывается не по принципу удобства для покупателя, а по принципу большей вместимости на торговое оборудование. Кроме того, следует отметить, что в процессе изучения эффективности выкладки товаров, было выявлено, что часть товаров невидна покупателю, что связано, с тем, что товар закрывается либо стеллажами, либо очередью покупателей в час пик. Причиной этого может служить неэффективная планировка торгового предприятия (см. Приложение 1). Также следует отметить, ТД Челны-Хлеб часто в своей практике использует проведение акций на товары, с целью повышения уровня его сбыта. Для того чтобы как - то проинформировать об этом покупателя, продукты по акции часто выкладываются сразу в нескольких местах, что ведет к неэффективному использованию торговых площадей. Для того чтобы ликвидировать данный недостаток, необходимо выделить постоянную зону для товара, который будет продаваться по акционной цене.
Таким образом, проанализировав выше процесс выкладки товаров в торговом зале, можно выделить следующие проблемы:
Среди них можно выделить:
Таким образом, можно сделать вывод, что ассортиментная политика торгового предприятия находится на удовлетворительном уровне и требует определенной работы, направленной на совершенствование деятельности в области формирования ассортимента торгового предприятия.