Формирование розничного ассортимента торгового предприятия на примере ООО ТД «Челны ˗ Хлеб» магазин № 28

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики, основанной на комплексном анализе его финансово - экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
проанализировать особенности формирования ассортимента в ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28;
проанализировать организационную структуру управления предприятием.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3
1.
Теоретические основы формирования торгового ассортимента предприятий розничной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях.
6

1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9
2.
Анализ особенностей формирования ассортимента в ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16

2.1 Краткая характеристика ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.2 Анализ ассортиментной политики и управления ассортимента ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . .

23

2.3 Факторы, снижающие эффективность деятельности в ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Список используемой литературы . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Одним из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод ABC - анализа.

Был проведен ABC - анализ ассортимента продуктового магазина по товарной группе хлеба.

Таблица 2.5 Структура ассортимента хлебобулочных изделий

Товарная группа хлеба

Оборот

за 2009г, руб.

Оборот 

за 2010г,

 руб.

Оборот 

за 2011г,

руб.

Оборот по группе за три  г, руб.

1. «Заварной»

61035

60067

59100

180202

2. «Бородинский»

53988

51670

56309

161090

3. «Российский»

42677

43153

42496

128326

4. «Дарницкий»

26480

24705

25624

776449

5. «Столичный»

16624

16424

17461

50511

6. «Любительский»

8176

8159

8238

24573

7. «Орловский»

7718

7286

7521

22525

8. «Хозяйский»

5475

6343

6612

18430

Итого

682584


Вводим еще  две колонки долю в обороте  с накопительным итогом и собственно группу А, В и С. Доля в обороте позволит увидеть первые 50% вклада в оборот самых важных товаров приносящие результат, затем последующие 30% «средние» по важности товары, и наконец, 20% «проблемные» товары, приносящие свой вклад в оборот. Доля с накопительным итогом высчитывается путем прибавления параметра к сумме предыдущих параметров. Затем присвоим значения групп выбранным объектам (табл.2.4).

Таблица 2.6 Результаты АВС - анализа групп хлебобулочных изделий

Товарная группа хлеба

Оборот по группе за год

Доля в обороте,

%

 

Доля в обороте с  накопительным итогом, %

Группа

1. «Заварной»

3021552

26,4

Первые

50%

26,4

А

2. «Бородинский»

1200580

23,6

30,5

3. «Российский»

913354

18,8

45,2

     

Продолжение таблицы 2.6

4. «Дарницкий»

791140

11,2

Еще 30%

55,8

В

5. «Столичный»

618100

7,4

60,3

6. Любительский»

551846

3,6

72,2

7. «Орловский»

496095

3,3

74,5

8. «Хозяйский»

300333

2,7

Осталь-ные 20%

100,0

С

Итого, руб.

682584

100,00

     

 

Проанализировав таким образом вклад каждой группы А, В и С в оборот магазина, можно сделать вывод, самый известный и покупаемый остается хлеб «Заварной», «Бородинский», «Российский». Проверенные временем, а также огромный опыт и современные технологии обеспечивают высокое качество изделия по доступной цене.

Группа В, С (30% и 20% вклада в оборот магазина), позволяют увидеть товары приносящие средний результат по важности. Магазин ориентирован на покупателей со средним достатком, а цена на хлеб группы С, достаточно велика, следовательно продукция не удовлетворяет спрос покупателей и объем продаж в магазине снижается. Для формирования наиболее эффективной структуры ассортимента целесообразно изменить ее, за счет введения новых сортов хлеба по приемлемой цене, для покупателей с низкими доходами. Это позволит увеличить объем реализации хлебной продукции и удовлетворить спрос покупателей с низким уровнем дохода.

Анализировать и прогнозировать стабильность продаж хлебной продукции и колебания  уровня потребления тех или иных ресурсов, можно с помощью статистического  метода - XYZ-анализа.

Таблица 2.7 Рейтинговый список анализа по возрастанию значения коэффициента вариации и группы X, Y и Z хлебобулочных изделий

Товарная

группа

хлеба

Оборот за 2009г. руб.

Обор от за 2010г. руб.

Обор от за 2011г. руб.

Обо-

рот. руб.

Сред

нее

значе

ние

Значение

подко-

ренного

выраже-

ния

Коэф-

фи-

циент

вариа-ции, %

Группа,

Кв,

         

Продолжение таблицы 2.7

«Заварной»

61141

60173

59205

180519

60173

624683

7,8

X

«Бородин-ский»

54082

51764

56404

161363

53788

3675489

9,6

«Российский»

42752

43228

42572

128552

42851

76590

10,9

Y

«Дарницкий»

26525

24749

25309

76583

25528

549604

15,3

«Столичный»

16654

16456

17490

50600

16867

200806

18,7

«Любитель-

ский»

8191

8173

8252

24616

8205

1143

19,4

«Орловский»

7731

7299

7534

22565

7522

31185

21,5

«Хозяйский»

5486

6354

6622

18462

6154

235083

28,8

Z

Итого, руб.

     

683784

       

Из таблицы 2.7 мы видим, что хлеб «Заварной» и «Бородинский» пользуются постоянным спросом, коэффициент вариации не превышает 10%, относятся к категории X. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, по этим маркам можно делать оптимальные запасы и прогнозировать последующие продажи довольно точно.

Однако некоторые  виды хлеба – «Российский», «Дарницкий», «Столичный», «Любительский», «Орловский» - продаются нерегулярно, имеют колебания в спросе и как следствие средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10-25%.

Хлебная продукция  группы Z требует особенного внимания, т.к. спрос на товар нестабилен, то увеличивается потребность в товарных запасах. Это связано с высокой ценой на товар.

Для увеличения привлекательности дорогого хлеба  нужно проводить рекламные акции «Булочка к хлебу - в подарок». Это позволит снизить «залеживаемость» дорогого хлеба и обеспечит увеличение объемов продаж.

В магазине продавец не может дать консультацию по хлебобулочным изделиям, это приводит к тому, что покупатель затрудняется в его выборе. Исходя, из сказанного следует, что продавцы в настоящее время не могут в достаточной мере удовлетворить покупателя из-за дефицита информации о товаре, поэтому нужно осуществить повышение квалификации торгового персонала по вопросам свойства хлеба, о его производителях и технологии эффективных продаж.

Высокая конкурентоспособность  среди магазинов сказывается  в чутком выборе ассортимента и точности работы с поставщиком.

За последние  три года работы магазина явно виден  рост покупательского спроса на хлебную  продукцию, что влечет за собой необходимость  такого увеличения поставщиков, как  в данный момент и в связи с  ростом доходов магазина увеличивается возможность и стабильность расширения ассортимента.

Для поставщиков  торговой сети ООО ТД «Челны-Хлеб» разработал ряд критериев, целью которых является оптимизация совместной работы.

1) Основные критерии  для работы с поставщиками:

Для продвижения  товара в сеть «Челны-Хлеб » поставщик обязан:

  • предоставить коммерческое предложение на предлагаемый товар;
  • предоставить технические характеристики данного товара (производитель, наименование товара, штрих-код, вложение в упаковке, срок годности);
  • рейтинг продаж данного товара, с выделением "топовых" позиций товара (период: 1 год, 3 последние месяца);
  • предоставление прайс-листа на свою продукцию;
  • обеспечить поставку в сеть только качественного, маркированного, сертифицированного товара;
  • контактные данные поставщика.

2) Условия для  заключения договора поставки:

  • Договор поставки заключается только в форме, утверждённой ООО ТД «Челны-Хлеб»;
  • Поставщик обязан предоставить копии учредительных документов юридического лица или документов, свидетельствующих о государственной регистрации физического и юридического лица;
  • Поставщик обязан предоставить спецификацию на предлагаемый товар.

3)  Магазины «Челны-Хлеб» предлагая окончательному потребителю продукцию, ведёт жёсткий отбор товара, предлагаемого поставщиками. Отбор заключается в оптимальном соотношении цены и качества товара, что позволяет нашему покупателю всегда совершать правильные покупки. Товар, предлагаемый поставщиками в сеть «Челны-Хлеб», должен удовлетворять следующим условиям: востребованность товара на рынке; привлекательная цена; постоянное качество товара; качественная упаковка.

Большое внимание компания уделяет развитию и поддержанию  уровня сервиса и обслуживания клиентов в собственных объектах. В магазине «Челны-Хлеб» разработаны специальные программы обучения и правила работы линейного персонала, в основе которых лежат стандарты, принятые в западных торговых сетях. Бесплатные парковки, камеры хранения, формат самообслуживания, системы лояльности – как и ведущие современные компании, «Челны - Хлеб» предлагает своим покупателям только отличный сервис и удобную систему обслуживания.

В связи со стремительным  ростом сети и освоением новых  форматов у руководства «Челны-Хлеб»  возникла потребность в объединении  разрозненных магазинов в единую сеть с управлением из Центрального офиса. Кроме того, централизация процесса управления ассортиментом и ценообразования в сети «Челны-Хлеб» была необходима для осуществления более детального контроля состояния закупочных цен во избежание различных злоупотреблений со стороны поставщиков. Эти и другие требования руководства «Челны-Хлеб» были реализованы благодаря внедрению ERP-системы нового поколения.

Широкий спектр функциональных возможностей позволяет  руководству

«Челны-Хлеб»  строить  эффективный  сетевой  менеджмент  за  счет оперативного  управления  ценообразованием  и  ассортиментом,  продажами  и закупками, запасами, взаиморасчетами, маркетингом, мерчендайзингом и другими процессами.

Но наряду с  выявленными сильными возможностями  и сторонами деятельности в области формирования и совершенствования ассортимента анализируемого торгового предприятия следует отметить и проблемы. Для того, а для того чтобы можно было  выявить возможные проблемы в области формирования и представления ассортимента необходимо детально проанализировать выкладку товаров в торговом зале.

Как ранее было отмечено, ТД «Челны-Хлеб» в основном в своей деятельности использует открытый метод выкладки, т.е. самообслуживание. Основным принципом такого метода продажи товаров  должно являться обеспечение высокой степени удобства для покупателя в процессе отбора и покупки товаров. Покупатель должен иметь возможность беспрепятственно ознакомится с товаром, для чего товар должен быть выложен аккуратно, чтобы покупателю была четко видна вся продуктовая линейка конкретного вида товара и в случае, если покупатель не выбрал этот товар, он мог спокойно положить его обратно и переключить свое внимание на другую торговую марку. То есть, можно сказать, что ассортимент должен быть обозримым и доступным для покупателя. Но зачастую ввиду того, что данное торговое предприятия является достаточно популярным среди населения

г. Набережные Челны, продавцы стремятся как можно больше товаров выложить на полки и стеллажи. Таким образом, товар выкладывается не по принципу удобства для покупателя, а по принципу большей вместимости на торговое оборудование. Кроме того, следует отметить, что в процессе изучения эффективности выкладки товаров, было выявлено, что часть товаров невидна покупателю, что связано, с тем, что товар закрывается либо стеллажами, либо очередью покупателей в час пик. Причиной этого может служить неэффективная планировка торгового предприятия (см. Приложение 1). Также следует отметить, ТД Челны-Хлеб часто в своей практике использует проведение акций на товары, с целью повышения уровня его сбыта. Для того чтобы как - то проинформировать об этом покупателя, продукты по акции часто  выкладываются сразу в нескольких местах, что ведет к неэффективному использованию торговых площадей. Для того чтобы ликвидировать данный недостаток, необходимо выделить постоянную зону для товара, который будет  продаваться по акционной цене.

Таким образом, проанализировав выше процесс выкладки товаров в торговом зале, можно  выделить следующие проблемы:

Среди них можно выделить:

  1. Недостаточно совершенная выкладка товара на полках торгового предприятия, ввиду не соблюдения принципа удобства для покупателя.
  2. Несовершенная планировка торгового зала.
  3. Неэффективное использование торговых площадей.
  4. Нарушение структуры выкладки ассортимента, а именно несоответствие цены ценнику на товар, выкладка товара без учета торговой классификации товаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что ассортиментная политика торгового предприятия  находится на удовлетворительном уровне и требует определенной работы, направленной на совершенствование деятельности в области формирования ассортимента торгового предприятия.

Информация о работе Формирование розничного ассортимента торгового предприятия на примере ООО ТД «Челны ˗ Хлеб» магазин № 28