Формирование розничного ассортимента торгового предприятия на примере ООО ТД «Челны ˗ Хлеб» магазин № 28

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики, основанной на комплексном анализе его финансово - экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
проанализировать особенности формирования ассортимента в ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28;
проанализировать организационную структуру управления предприятием.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3
1.
Теоретические основы формирования торгового ассортимента предприятий розничной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях.
6

1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9
2.
Анализ особенностей формирования ассортимента в ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16

2.1 Краткая характеристика ООО ТД «Челны – Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.2 Анализ ассортиментной политики и управления ассортимента ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . .

23

2.3 Факторы, снижающие эффективность деятельности в ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Список используемой литературы . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

 

2.3. Факторы, снижающие эффективность деятельности  в ООО ТД «Челны-Хлеб» магазин №28

Несмотря на то, что ТД «Челны - Хлеб» динамично развивающиеся современное торговое предприятие, у него также имеют место факторы, которые снижают  эффективность его деятельности.

Рассмотрим  их более подробно.

1.  Сравнительно невысокий уровень квалификации управленческих кадров торгового предприятия в области менеджмента. Так для сравнения 90% управленческих кадров предприятий-конкурентов, таких как ЗАО «Перекресток», ЗАО «Тандер» и др. имеют высшее образование в области управления, либо проходят периодически повышение квалификации, в нашем случае высшее образование именно в управленческой сфере имеет только 76% управленческих кадров, что сравнительно ниже.

Данный фактор имеет достаточно важное значение ввиду  того, что на сегодняшний день, менеджмент современной торговой организации   в свою очередь представляет собой сложный механизм, реализация которого требует от руководителя  наличия глубоких  профессиональных знаний и практического опыта. Его нельзя отнести только к простому обеспечению торгово – технологического процесса, связанного с закупкой и продажей товаров.

2. Нехватка основного  (оперативного) персонала: продавцов, кассиров.

Так как  розничная  торговля одна из сфер человеческой деятельности, которая довольно трудно поддается  автоматизации и механизации, то имеет место довольно высокая доля ручного и живого труда, которая создает дополнительную  нагрузку в течении рабочего  дня на неукомплектованный в полной мере штат работников, а это в свою очередь отражается на результатах и показателях деятельности. О нехватке основного (оперативного) персонала свидетельствует анализ штатного расписания данного торгового предприятия (см. Приложение 2).

  1. Несовершенная организационная структура предприятия.

Организационная структура данного торгового  предприятия, которая наглядно представлена на рисунке 2.1 имеет ряд недостатков. Так, как видно на схеме организационной структуры, продавцы подчиняются старшему кассиру, в свою очередь было бы гораздо эффективнее, если продавцы непосредственно подчинялись заведующему складом, так как старший кассир, как правило, постоянно занят подсчетом и сдачей выручки от кассиров, и не имеет возможности более эффективно руководить работой оперативного персонала. Старшего кассира в свою очередь следует поставить на руководство кассирами торгового предприятия.

Данный   фактор   также   имеет   достаточно  важное  значение,  так  как

состав,  принцип  построения  организационной  структуры  ООО ТД «Челны -

Хлеб» влияет на качество, сроки выполнения и делегирования полномочий, целей, задач всего персонала, а это в сою очередь отражается на результатах деятельности торгового предприятия.

4. Высокая степень конкуренции.

Конкуренция представляет собой определенную форму соперничества  и борьбы за потребителя. Для ТД «Челны – Хлеб» конкурентами являются представители средних и крупных сетей розничной торговли, среди которых можно выделить: ЗАО «Тандер» магазин Магнит, сеть магазинов «Пятерочка +», ЗАО «Перекресток» и т.д. Причем зачастую расположение магазинов, реализующих аналогичный ассортимент, а именно расстояние между ними, не соответствует нормам ГОСТ, поэтому ТД «Челны - Хлеб» теряет часть потенциальных клиентов, и соответственно, часть прибыли предприятия.

Также на снижение  эффективности деятельности любого торгового предприятия, в том числе и ТД «Челны – Хлеб», могут оказывать влияния следующие факторы: несовершенная ассортиментная политика предприятия; нехватка торговой площади, многие из магазинов в составе сети «Челны - Хлеб» располагаются в помещениях, которые изначально не были предназначены для розничного магазина. Это в свою очередь ведет к неэффективному использованию торговых площадей и создает определенные неудобства для покупателей.

Нехватка помещений  для складирования достаточного количества страхового запаса товаров. В связи с этим могут возникнуть перебои с реализацией товара, особенно это актуально для маленьких магазинов, рассчитанных на обслуживание покупателей определенного комплекса или района города. Каждый из перечисленных факторов должен постоянно отслеживаться и анализироваться со стороны руководства и специалистов торгового предприятия, с целью их ликвидации, что в свою очередь поможет повысить эффективность деятельности.

 

Заключение

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

На предприятиях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной  формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

Постоянное  внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Таким образом, экономическое значение розничной  торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя.

Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Социальное  значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

Формирование  товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый  ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Анализ ассортимента дает наиболее точные данные только при использовании различных методик анализа. Поэтому наряду с проведением операционного анализа необходимо проводить ABC и XYZ анализ в комплексе. В настоящей работе проведено исследование управления ассортиментом на примере ООО ТД «Челны - Хлеб» магазин №28 в Набережных Челнах. По результатам работы можно сделать следующие выводы.

Анализ ассортимента показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая  тенденция для всего ассортимента - рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Относительная стабильность в общей динамике реализации объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию. Хлебобулочные изделия это наиболее весомая и прибыльная часть ассортимента, поэтому она должна подвергаться более тщательному контролю управления.

Управление  ассортиментной политикой в рассматриваемом  магазине организовано по упрощенной схеме. Это связано с упрощенностью структуры организации и ее небольшими размерами. Управлением ассортиментной политикой заняты отдел по работе с клиентами, включая руководителя данного отдела. Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента. Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.

Существуют  разнообразные методы прогнозирования  товарно - групповой структуры потребительского спроса. Однако применение каждого  метода в отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует об эффективности многовариантных расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных методов. Этим достигается синтез генетических прогнозов, основанных на использовании сложившихся закономерностей развития спроса, и нормативных прогнозов, ориентированных на рациональную структуру потребления и спроса. В результате будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и ассортимент, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно.

ООО ТД «Челны - Хлеб» является одним из ведущих предприятий города и региона реализующим продукты питания, которое располагает современным высокотехнологическим оборудованием, применение которого позволяет непрерывно увеличивать объемы реализации продукции.

Важным направлением снижения эффективности ассортиментной политики в ООО ТД «Челны - Хлеб»  магазин №28  является:

1. Сравнительно невысокий уровень квалификации управленческих кадров торгового предприятия в области менеджмента.

2. Нехватка основного  (оперативного) персонала: продавцов, кассиров.

3. Несовершенная организационная структура предприятия.

4. Высокая степень конкуренции.

Все выявленные направления прямо пропорционально влияют на эффективность ассортиментной политики торгового предприятия. Чем выше уровень квалификации персонала, чем совершеннее  организационная структура, тем эффективнее будет строится ассортиментная политика предприятия.

Также на снижение  эффективности деятельности любого торгового предприятия, в том  числе и ТД «Челны – Хлеб», могут оказывать влияния следующие факторы:

  • Несовершенная ассортиментная политика предприятия;
  • Нехватка торговой площади, многие из магазинов в составе сети «Челны - Хлеб» располагаются в помещениях, которые изначально не были предназначены для розничного магазина.
  • Нехватка помещений  для складирования достаточного количества страхового запаса товаров.

Каждый из перечисленных  факторов  должен постоянно отслеживаться  и  анализироваться со стороны  руководства и специалистов торгового предприятия, с целью их ликвидации, что в свою очередь поможет повысить эффективность деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы

  1. Байкова О.С. «Торговое право», Учебное пособие, - М:, издательство торговая корпорация «Дашкова и К'» 2009г.
  2. Брагина Л.А., Данько Т.П. «Торговое дело: экономика и организация»: Учебник/Под общ. ред. - М.: ИНФРА-М, 2001.
  3. Брагина Л.А. «Экономика торгового предприятия: Торговое дело»: Учебник / Под ред. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 314 с.
  4. Боровикова JI.A. Исследование продовольственных товаров.- М.: Экономика, 2007. - 256 с.
  5. Великанов Л.В. Современные технологии в розничной торговле и их применение.//Практический маркетинг.- 2006. - №5.
  6. Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: Экономика, 2008. - 185 с.
  7. Дашков, Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая компания «Дашкоф и К», 2008.- 508 с.
  8. Коновалова Т. Ю. Ассортимент и качество, М., 2002. - 125 с.
  9. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. «Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, «обновление» - М: Внешторгиздат, 1993г.
  10. Новикова А.М., Никифорова Н.С., Голубкина Т.С. и др. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник. - М.: ПрофОбрИздат, 2008.
  11. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. JI.A. Брагина, д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 303 с.
  12. Рубцова Л.И., Тимофеева В.А. Основы организации торговли продовольственными товарами: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс,2007.
  13. Соломатина А.Н. «Экономика и организация деятельности торгового предприятия»: Учебник для вузов / Под ред. - 2 изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М,2007. - 292с. - (Высшее образование).
  14. Теплов В.И. «Коммерческое товароведение». Учебник. М.: Дашков и Ко. 2008. - 257с.
  15. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник (Высшее образование): М.: ИНФРА - М, 2006.
  16. Чкалов О.В. «Торговое дело. Эконом<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" f

Информация о работе Формирование розничного ассортимента торгового предприятия на примере ООО ТД «Челны ˗ Хлеб» магазин № 28