Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций
В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.
Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139
Основанием освобождения от отбывания наказания выступает и отсрочка от отбывания наказания осужденным женщинам, имеющим малолетних детей.
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, отбывающим наказание в исправительной колонии, судом может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания в период беременности и до достижения ребенком 14 лет (ст. 86 УК РФ).
Отсрочка отбывания наказания не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности.
В законодательстве не установлен срок, требуемый для предоставления отсрочки отбывания наказания. Администрация исправительного учреждения самостоятельно решает, когда осужденная женщина, имеющая малолетнего ребенка, может быть представлена к отсрочке отбывания наказания. Условием отсрочки является убежденность администрации исправительного учреждения в том, что женщина достигла необходимой степени исправления и может жить в условиях свободы. У осужденной женщины или у ее родственников должны быть жилье и другие условия, обеспечивающие ее нормальное проживание с ребенком. Если осужденная женщина будет проживать в семье или с родственниками, то закон требует письменного согласия членов семьи или родственников принять осужденную с ребенком для самостоятельного проживания.
Администрация исправительного учреждения направляет в суд представление, к которому прилагаются характеристика осужденной, справка о согласии родственников принять ее и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания либо справка о наличии у нее жилья и необходимых условий проживания, медицинское заключение о беременности либо справка о наличии ребенка, а также личное дело осужденной.
Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденной, освобождает ее.
С нее берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию в 3-дневный срок со дня прибытия.
Осужденная следует к месту жительства самостоятельно, за счет государства. Уголовно-исполнительная инспекция, получив копию определения суда об отсрочке отбывания наказания, ставит осужденную на учет и осуществляет контроль за ее поведением, о чем в 3-дневный срок сообщает в исправительное учреждение по месту освобождения осужденной.
В случае неприбытия осужденной в 2-недельный срок уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия и при недостижении результатов объявляет розыск осужденной.
За повторное нарушение
общественного порядка или
Если осужденная отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от его воспитания, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление об отмене отсрочки.
Осужденная считается уклоняющейся от воспитания ребенка, если она, официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом, либо ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, либо оставила ребенка родственникам или иным лицам, либо скрылась, либо совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка.
По достижении ребенком 14 лет либо в случае его смерти уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденной с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осужденной, ее отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания направляет в суд представление об освобождении осужденной от отбывания оставшейся части наказания или о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
3. Помощь осужденным,
освобождаемым от отбывания
Содействие администрации исправительных учреждений в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных
В настоящее время в условиях нестабильности общества, роста безработицы осужденные, освобождающиеся из исправительных учреждений, испытывают значительные трудности, особенно в трудовом и бытовом устройстве, что нередко подталкивает их к совершению новых преступлений. Администрация уголовно-исполнительных учреждений, территориальные органы внутренних дел во взаимодействии с органами местного самоуправления проводят большую работу по подготовке осужденных к освобождению.
Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения или лишения свободы, администрация учреждения уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
В отношении осужденных несовершеннолетних, не имеющих родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, а также несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет такую информацию в комиссию по делам несовершеннолетних по избранному освобождаемым месту постоянного жительства для оформления опеки или попечительства.
Инвалиды I и II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Непосредственно этап подготовки к освобождению начинается с того, что с осужденного берется заявление в установленной форме, где он указывает, в какой помощи он нуждается. На основе этого заявления администрация учреждения направляет запрос в органы внутренних дел о возможности проживания осужденного по избранному месту жительства. В необходимых случаях в письме содержится просьба решить через мэрию или местную администрацию вопрос о предоставлении осужденному жилья и работы.
Если освобождаемый не нуждается в помощи, то заявление не направляется в органы внутренних дел.
Нередки случаи, когда оттуда поступают ответы о невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства.
В этом случае старший инспектор по трудовому и бытовому устройству ставит в известность осужденного и с его согласия принимает меры к решению вопроса о трудовом и бытовом устройстве в других местах38.
Оказание помощи освобождаемым осужденным
Ограничение свободы, арест и лишение свободы являются наказаниями, которые могут отбываться вне места жительства.
Осужденным, освобожденным от этих видов наказаний, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства в жестких общих вагонах пассажирских поездов и каютах 3-го класса на судах пассажирских линий.
Беременным женщинам с 5-го месяца беременности и с детьми до трех лет, несовершеннолетним до 16 лет, инвалидам и больным выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса.
Если на данное
направление нет
На время проезда они обеспечиваются продуктами питания, а при отсутствии сезонной одежды и средств на ее приобретение – и одеждой за счет государства39.
При отсутствии денег на лицевом счете осужденного ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере одного минимального размера оплаты труда, а освобожденным из воспитательной колонии – до двух минимальных размеров оплаты труда.
В исключительных случаях осужденному, следующему к месту жительства или работы и находящемуся в тяжелом материальном положении, уголовно-исполнительной инспекцией или Управлением исполнения наказаний может быть выдано дополнительное единовременное пособие в размере до 1/10 минимального размера оплаты труда.
При освобождении осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних до 16 лет администрация учреждения заблаговременно ставит в известность родственников либо иных лиц.
Указанные категории освобождающихся направляются к месту жительства в сопровождении родственников, иных лиц либо работника исправительного учреждения.
Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи
Гражданин, отбывший уголовное наказание, имеет права, установленные для граждан Российской Федерации. Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.
Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы Федеральной службы занятости по месту жительства. Для этого необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства.
Гражданин, обратившийся в службу занятости, должен представить паспорт и документ об образовании (если он есть). При отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделе Федеральной миграционной службы. Помимо этого, представляется трудовая книжка, а в случае ее отсутствия – справка с последнего места работы. Освобожденные из мест лишения свободы представляют также справку об освобождении.
Обратившемуся гражданину подбирается работа, и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное там время явиться для оформления. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью. Этот документ возвращается в службу занятости, которая подбирает другую работу.
Ввиду того, что в ряде регионов страны существует безработица, возникает вопрос о праве освобожденного на пособие по безработице, если с его трудоустройством возникли трудности.
Для начисления пособия
по безработице освобожденный
Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного во время отбывания наказания, но, во всяком случае, он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы.
Пособие выплачивается
до решения вопроса о
Освобождаемый, имевший до осуждения жилую площадь, при согласии проживающих там жильцов на регистрацию (прописку) может беспрепятственно возвратиться по прежнему месту жительства независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания освобождения.
Отмена ограничений в регистрации (прописке) по мотивам судимости не означает права освобожденного на проживание в любом населенном пункте России. В ряде крупных городов установлены ограничения на регистрацию (прописку) вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости, касаются всех граждан и вызываются лишь перенаселенностью этих крупных городов. К их числу относятся Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие. Эти ограничения не касаются супруга (независимо от размера жилой площади). Поэтому лица, женившиеся (вышедшие замуж) во время отбывания наказания или после освобождения, могут быть зарегистрированы (прописаны) к супругу (супруге), независимо от того, где они проживали до ареста, разумеется, при согласии всех проживающих на данной жилой площади.
Если сохранилась жилая площадь, на которой лицо проживало до ареста, осужденный может быть зарегистрирован там после освобождения. Для этого требуется согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих на той же жилой площади. Возражения даже одного из них достаточно, чтобы проживание стало невозможным. Естественно, что никаких препятствий не может быть, если у освобожденного есть приватизированная или иным образом приобретенная им собственная жилая площадь. Освобожденный от наказания, как и любой другой гражданин, может получить жилье по наследству, в силу договора купли-продажи, дарения и т. д. В этом отношении правовое положение освобожденного и других граждан ничем не различается.
Осужденные при отсутствии
необходимой жилой площади
Как видим, законодательство предусматривает оказание освобождаемым из мест лишения свободы различной помощи с целью облегчения их социальной адаптации. Однако в целом ряде случаев эти меры не приводят к решению проблем, стоящих перед освобожденными.
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
Контроль играет важную роль в закреплении результатов исправления и предупреждения рецидива со стороны лиц, отбывших уголовные наказания.