Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций
В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.
Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139
Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает три организационно-правовые формы контроля.
За условно-досрочно освобожденными от исправительных работ или лишения свободы контроль осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией. В отношении военнослужащих контроль осуществляется командованием воинских частей и учреждений. В ходе этого контроля проверяется, как условно-досрочно освобожденный выполняет обязанности, возложенные на него судом не менять место жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и др.
Контроль за условно осужденными в течение испытательного срока осуществляется условно-исполнительной инспекцией, а в отношении военнослужащих – командованием их воинских частей. К осуществлению контроля могут привлекаться работники других служб органов внутренних дел и юстиции.
Уголовно-исполнительной инспекцией осуществляется персональный учет условно осужденных и контролируется исполнение ими возложенных судом обязанностей.
В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда и иные документы, необходимые для осуществления контроля за поведением условно осужденного. Условно осужденный обязан отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на него судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию.
При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.
Суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного исполнение следующих обязанностей:
а) не менять постоянного места жительства, работы и учебы;
б) не посещать определенные места;
в) пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;
г) осуществлять материальную поддержку семьи.
Суд может возложить на условно осужденного и иные обязанности.
При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей или при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция делает ему письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения.
В случае неисполнения условно осужденным возложенных на него обязанностей и неявки в уголовно-исполнительную инспекцию ее начальник вносит в суд представление о возложении на условно осужденного других обязанностей или о продлении испытательного срока.
В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него обязанностей или сокрытия его от контроля (а таковыми считается неустановление его места нахождения в течение 30 дней) начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения.
Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно-осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
Содержание контроля за осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, в основном совпадает с контролем за поведением условно осужденных. Уголовно-исполнительная инспекция также имеет право вызывать таких женщин для бесед, требовать от них отчета о своем поведении, посещать осужденных по месту их работы и жительства с целью контроля за поведением, выносить в установленном порядке постановление об их приводе в случае неявки по вызову без уважительных причин. В то же время, в отличие от условно осужденных, закон не предусматривает возможности возложения судом на таких женщин дополнительных обязанностей и запретов. Имеются определенные отличия и в основаниях отмены отсрочки отбывания наказания и условного осуждения.
Женщина, к которой применена отсрочка отбывания наказания, обязана соблюдать общественный порядок и трудовую дисциплину, осуществлять уход за ребенком и его воспитание. За нарушение этих обязанностей уголовно-исполнительная инспекция объявляет ей предупреждение.
В случае, если осужденная отказалась от ребенка либо, несмотря на объявленное предупреждение, продолжает уклоняться от воспитания и ухода за ребенком, уголовно-исполнительная инспекция по месту ее жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки и исполнении назначенного наказания или неотбытой его части. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.
Сами по себе нарушения
общественного порядка или
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1960 г. предусматривал еще одну специальную меру контроля за освобожденными из мест лишения свободы лицами – административный надзор (гл. 20 ИТК РСФСР). Он устанавливался в отношении лиц, судимых за тяжкие преступления или судимых два или более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания на срок от шести месяцев до одного года. При необходимости он мог быть каждый раз продлен еще на шесть месяцев, но не свыше сроков судимости.
К лицам, в отношении которых устанавливался административный надзор, могли применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома (квартиры) в определенное время, запрещения пребывания в определенных пунктах района, города, запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города. Этих лиц могли обязать являться в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Конкретные ограничения применительно к каждому лицу устанавливались начальником органа внутренних дел в полном объеме либо частично в зависимости от поведения поднадзорного, его семейного положения, места и графика работы и других обстоятельств. Ограничения могли изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы и т.д.
Согласно ст. 183 действующего УИК РФ за всеми лицами, освобожденными от отбывания наказания (не только за освобожденными из мест лишения свободы и независимо от их поведения), осуществляется контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Однако мы не находим ни законодательства, ни правовых актов, к которым отсылает эта статья. В то же время Положение об административном надзоре от 26 июля 1966 г. (с изм. и доп.) формально-юридически продолжает действовать.
Несмотря на столь искаженную нормативную основу, административный надзор устанавливался как администрациями исправительных учреждений, так и органами внутренних дел вплоть до последнего времени. Лишь с изданием приказа МВД России от 12 февраля 2003 г. № 98 «О признании неприменяемыми нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР, МВД РСФСР», данная мера перестала применяться.
В 2004 г. внимание специалистов привлекла информация о встрече Президента РФ с руководителями Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, на которой глава государства предложил обсудить проблему возможности возвращения к административному надзору за лицами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления и отбывшими срок наказания в местах лишения свободы. По словам Президента, в настоящее время более трети освобожденных из мест лишения свободы вновь встают на преступный путь, и эта негативная тенденция обусловлена тем, что в последнее время с лиц, отбывших наказание, был снят административный надзор. Руководители судов в целом одобрили идею восстановления административного надзора, высказав ряд замечаний, связанных с необходимостью приведения механизма его реализации в соответствие с принципами построения правового государства. Разработан и соответствующий законопроект.
В поддержку намерения, высказанного на необычно высоком для него уровне, подчеркнем, что административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является испытанным многолетней практикой (более сорока лет!) эффективным принудительным правовым средством предупреждения рецидива преступлений, и его юридическое восстановление, безусловно, повысит действенность работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Мы поддерживаем позицию правоведов, считающих необходимым условием такого восстановления модернизацию механизма реализации рассматриваемой меры путем введения судебного порядка установления и продления надзора, избрания поднадзорному ограничений и возложения обязанностей, рассмотрения дел об их нарушении, а также обжалования незаконных действий и решений надзирающих органов40.
В заключении необходимо отметить, что для успешной адаптации освобожденного нужен четкий двусторонний контроль: с одной стороны, за выполнением органами власти и управления обязанностей по приобщению освобожденных к труду и проведению с ними действенной воспитательной работы, с другой стороны – за поведением освобожденных от наказания, за соблюдением ими установленного в обществе правопорядка, за их отношением к труду, к выполнению ими семейных и иных гражданских обязанностей (особое внимание следует уделять прибывшим из мест лишения свободы). Представляется, что в целях наиболее эффективной реализации указанных выше направлений деятельности правоохранительных органов следует широко привлекать различные формы общественности и частных лиц. Как удалось установить, социальная адаптация – одна из актуальных сегодняшних проблем – имеет давнюю и богатую историю. Именно благодаря усилиям представителей общественности в России начала XIX века возник и начал развиваться институт покровительства, оказания социально-правовой помощи лицам, освобождаемым из мест заключения, именуемый патронатом.
Нормативные правовые акты и литература по теме
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе и формирование уголовно-исполнительного законодательства.
2. Наука уголовно-исполнительного права: понятие, содержание и значение.
3. Международные нормы-стандарты в области исполнения наказаний.
4. Европейские пенитенциарные правила в системе международных актов по правам человека
5. Система уголовно-исполнительного законодательства.
6. Уголовно-исполнительное законодательство в дореволюционный период развития Российского государства.
7. Уголовно-исполнительная система России.
8. Международный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
9. Религиозные организации и их роль в исправлении осужденных.
10. Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах лишения свободы.
11. Уголовно-исполнительная инспекция в системе органов и учреждений, исполняющих наказания.
12. Воспитательные колонии в системе учреждений и органов, исполняющих наказание.
13. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы.
14. Исполнение (отбывание) наказания в виде пожизненного лишения свободы.
15. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных-военнослужащих.
16. Исполнение наказания в виде лишения свободы в зарубежных государствах.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ