Расследование автотранспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений, теоретических концепций проведения первоначальных и последующих следственных действий.

Задачами курсовой работы являются:

•изучение криминалистической и уголовно-правовой характеристики данной категории преступлений;
•выявление особенностей проведения первоначальных следственных действий по делам об автотранспортных преступлениях;
•изучение вопросов назначения различных судебных экспертиз по указанной категории уголовных дел.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1.Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу………5
2.Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий…………………………....9
2. Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования по делам об автотранспортных преступлениях:

1.Возбуждение уголовного дела и планирование расследования...15
2.Осмотр места происшествия………………………………………18
3.Осмотр транспортного средства…………………………………..24
3. Дальнейшее расследование уголовного дела об автотранспортном преступлении:

1.Допрос водителя……………………………………………………27
2.Допросы свидетелей и потерпевших……………………………...28
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП…………………………...31
4. Особенности профилактики и предупреждения автотранспортных преступлений…………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...48

Файлы: 10 файлов

3.1..docx

— 36.33 Кб (Открыть, Скачать)

3.2..docx

— 18.79 Кб (Открыть, Скачать)

3.3..docx

— 29.05 Кб (Открыть, Скачать)

4.1..docx

— 22.10 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.21 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1.docx

— 31.98 Кб (Скачать)

1. Криминалистическая  характеристика преступлений, связанных с нарушением  правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств 

    1. Криминалистическая  характеристика дорожно-транспортных преступлений как  элемент предмета доказывания по делу
 

      В соответствии с Правилами дорожного  движения (далее ПДД)1 дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

      В отличие от дорожно-транспортного  происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое  вызвало последствия, предусмотренные  уголовным законодательством. Они  предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)2: «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ), «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» ст. 265 УК РФ), «Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ), «Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения» (ст. 267 УК РФ). По статистике в числе дорожно-транспортных происшествий основное место занимает статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

      Наряду  с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации транспортных средств (далее ТС) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

      Объектом  дорожно-транспортного преступления  являются в широком смысле – общественная безопасность; а непосредственным объектом – безопасность движения и эксплуатация транспортных средств, дополнительным объектом – здоровье потерпевшего, либо собственность.

      Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования  транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие  эксплуатации двумя условиями. Первое – эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством. В этой связи она включает технический осмотр транспортного  средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие  относится к содержанию и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения. Например, требования перевозки  соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так  далее. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому  их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов  перевозимого груза связаны с  безопасностью движения, то есть в  этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.3

      Порядок эксплуатации регламентируется как  Правилами дорожного движения, так  и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру  транспортных средств, транспортировке  отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.

      Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта людьми, управляющими транспортными  средствами, является материальным составом преступления, объективная сторона  которого включает в себя действие или бездействие лица, управляющего транспортным средством, которое и  противоречит Правилам дорожного движения, наступление общественно опасных  последствий, предусмотренных нормой уголовного закона, причинную связь  деяния и общественно опасных  последствий. Объективными причинами считаются недостатки в планировании улиц автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств. Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ, необходимо установить, допущено ли им нарушение Правил дорожного движения, в чем оно выразилось, и какие пункты Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств нарушены. Нужно установить наличие причинной связи между допущенным нарушением правил и наступившими вредными последствиями. Следует учитывать, что, например, физический контакт между движущимся транспортом и пострадавшим лицом еще не свидетельствует о причинной связи. Такой вывод может быть сделан лишь при наличии у водителя технической возможности избежать вредного последствия.4

      Преступление  может быть совершено как действием, так и бездействием. Нарушение  правил дорожного движения может  выражаться в превышении скорости, неподчинение сигналам светофора и  жестам регулировщика, несоблюдением  очередности проезда перекрестков, неправильном обгоне, игнорирование  дорожных знаков и так далее. К  видам нарушения правил эксплуатации относятся: эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов и так далее. Нарушение Правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при различных видах работ – ремонтных, разгрузочно-погрузочных – не посягают на общественную безопасность, поэтому не могут квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Лица, допустившее подобные нарушения, подлежит ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

      Состав  преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, сформулирован законодателем  как материальный. Ответственность  за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств  может наступить лишь при определенных последствиях, вызвавших ДТП. В качестве таких последствий закон называет принесение крупного ущерба, смерть одного, двух и более лиц. Законодатель не расшифровывает понятия крупный ущерб.

      Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, может быть только лицо, управляющее  средством, независимо от права на такую  деятельность. Субъектом этого вида преступления может быть вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста. Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств  – преступление неосторожное. Субъективная сторона этого преступления включает: неосторожность к наступившим вредным последствиям, когда водитель предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействие), но без достаточных к тому оснований рассчитывает их предотвратить (преступное легкомыслие), либо не предвидит такие последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был реально их предвидеть (преступная небрежность); а также неосторожность или умысел относительно самого нарушения ПДД. При этом если водитель допустил нарушение в состоянии крайней необходимости или не мог по объективным причинам предотвратить их, вина водителя исключается. Но если же водитель использовал транспортное средство как орудие убийства или причинения вреда здоровью своей жертвы, то это уже будет не ДТП и не дорожно-транспортное преступление, а умышленное убийство или умышленное причинение телесных повреждений и действия обвиняемого будут квалифицироваться по иным статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

      Практика  расследования ДТП показывает, что  наиболее типичными их причинами  являются:

    1. нарушение водителем либо водителем дорожного движения Правил дорожного движения (ПДД);
    2. нарушение им (ими), а равно другими ответственными лицами Правил эксплуатации транспортных средств;
    3. грубая неосторожность самого потерпевшего;
    4. самоубийство пострадавшего;
    5. случайное стечение обстоятельств, не охватываемое предвидением водителя и другими участниками дорожного движения;
    6. умышленное убийство с использованием механического транспортного средства в качестве орудия убийства;
    7. инсценировка ДТП с целью сокрытия другого, как правило, более тяжкого преступления.5
 
    1. Классификации аварийной дорожной обстановки и видов  дорожно-транспортных происшествий
 

      Карточка  учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет показатели, характеризующие состояние транспортного  средства, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия, в которых протекало движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения. Всего действующая карточка учета ДТП включает 76 таких показателей. Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителя транспортных средств. Среди них: превышение скорости в опасных условиях; выезд на полосу встречного движения; несоблюдение дистанции; управление транспортом в состоянии опьянения и др. Среди причин, связанных с поведением водителя, подлежат учету и такие, как физический недостаток водителя, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность водителя и другие. Всего в карточке перечисляются 25 подобных причин. Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств, - неисправные тормоза и рулевое управление, неисправные или не отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др. Эти причины проявляют себя в 3% ДТП. Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они, согласно статистике, оказывают влияние на 8% происшествий. Самой главной субъективной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения. Под дорожным движением понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Данное определение может иметь существенное значение и на практике. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции, положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки, однако они не должны противоречить ПДД.6

      В соответствии с существующей классификацией ДТП подразделяются на 9 видов.

      Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся: столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или технической неисправности) и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившемся (оставленным на путях) транспортным средством.

      Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, обусловленные другим происшествием.

      Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп и полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

      Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, масла, строительные материалы, ограждения и так далее).

      Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и так далее).

      Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство.

      Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущиеся транспортные средства.

      Наезд на животных – происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

      Прочие  происшествия – происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого и отброшенного колесами транспортного средства предмета на человека, животного или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.7

Глава 2.docx

— 35.15 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 17.38 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.17 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 21.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Расследование автотранспортных преступлений