Расследование автотранспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений, теоретических концепций проведения первоначальных и последующих следственных действий.

Задачами курсовой работы являются:

•изучение криминалистической и уголовно-правовой характеристики данной категории преступлений;
•выявление особенностей проведения первоначальных следственных действий по делам об автотранспортных преступлениях;
•изучение вопросов назначения различных судебных экспертиз по указанной категории уголовных дел.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1.Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу………5
2.Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий…………………………....9
2. Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования по делам об автотранспортных преступлениях:

1.Возбуждение уголовного дела и планирование расследования...15
2.Осмотр места происшествия………………………………………18
3.Осмотр транспортного средства…………………………………..24
3. Дальнейшее расследование уголовного дела об автотранспортном преступлении:

1.Допрос водителя……………………………………………………27
2.Допросы свидетелей и потерпевших……………………………...28
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП…………………………...31
4. Особенности профилактики и предупреждения автотранспортных преступлений…………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...48

Файлы: 10 файлов

3.1..docx

— 36.33 Кб (Открыть, Скачать)

3.2..docx

— 18.79 Кб (Открыть, Скачать)

3.3..docx

— 29.05 Кб (Открыть, Скачать)

4.1..docx

— 22.10 Кб (Скачать)

     4. Особенности профилактики и предупреждения автотранспортных преступлений 

     Обеспечение безопасности дорожного движения – сложная многоплановая проблема. Поэтому меры по предупреждению ДТП и дорожно-транспортных преступлений должны носить комплексный характер.

       Следует иметь в виду, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно  влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между  ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть (и бывают) совершенно идентичны, профилактическая работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортных преступлений, может быть в целом качественно  однородна.1

       Мероприятия по предупреждению автотранспортной аварийности  и обеспечения безопасности движения следует проводить на основе анализа  статистических данных учета дорожно-транспортных происшествий, изучения и обобщения  следственной и судебной практики.

       Анализом  статистических материалов необходимо определить общее состояние автотранспортной аварийности в автохозяйстве, районе, области, выявить намечающиеся тенденции  роста или снижения отдельных  видов происшествий, причин и факторов, способствующих их возникновению, определить устойчивые и вновь возникающие  очаги аварийности, неблагоприятные  участки улиц, дорог и т. п., проводя  для этого сопоставления и  сравнения с соответствующим  периодом прошедших лет.

       Успешной  предпосылкой разработки профилактических мер, направленных на обеспечение безопасности автотранспортного и пешеходного  движения, является всесторонний анализ распределения происшествий, возникших  по вине водителей, пешеходов, пассажиров и других участников движения. При анализе состава водителей, виновных в автодорожных происшествиях, следует обратить особое внимание на их стаж работы, квалификацию, возраст, состояние здоровья, продолжительность рабочего дня, моральные качества. Столь же тщательно подлежит исследованию состав пострадавших.2

       Важное  значение имеют сводные данные о  распределении происшествий по времени  суток, дня, недели, месяца, года. Профилактические мероприятия должны быть основаны также  на изучении интенсивности движения транспортных потоков, пешеходного  движения, средств регулирования  технического состояния дорог или  транспортных средств и т. п.

       Эффективность мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий зависит от того, насколько  глубоко и правильно будет  проведен анализ автотранспортной аварийности, вскрыты причины и факторы, порождающие  происшествия. Не всегда бросающиеся  в глаза обстоятельства являются действительными причинами аварий. Поэтому, например,  введение  без  достаточных  оснований различных  запрещений и ограничений на отдельных  участках дорог и улиц не способствует обеспечению безопасности движения. Любое происшествие, как правило, обусловлено не одной, а несколькими  причинами. Следовательно, и мероприятия  по их предупреждению должны быть по своему содержанию комплексными, направленными  одновременно на улучшение организации  движения транспорта и пешеходов, на повышение требовательности к техническому состоянию транспортных средств, дорог и улиц, усилению надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности, на улучшение пропаганды правил движения среди участников движения.

     В профилактической деятельности важное место отводится надзору за техническим состоянием транспортных средств. Проведение периодических технических осмотров, контроль за осуществлением автотранспортными предприятиями мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии, выборочный контроль исправности транспорта на улицах и дорогах и т.д. – важное условие безаварийной работы транспорта, предупреждения возможных дорожно-транспортных происшествий и преступлений.

     Осуществляемый  контроль за состоянием дорожной сети также имеет большое профилактическое значение, поскольку направлен на снижение числа ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог.

     Важно также вести учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения. От того, на сколько хорошо налажены учет и анализ, в известной мере зависит эффект профилактических мероприятий. Данные об аварийности с целью выявления присущих ей тенденций могут анализироваться по времени года и суток, дням недели; по местам возникновения ДТП; по определенным автопредприятиям и т.д. Результаты такого анализа позволяют не только выявить причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий и преступлений, но и разрабатывать конкретные, целенаправленные и эффективные меры по их профилактике3.

     Определенное  внимание в этой работе следует уделять  и анализу сведений о лицах, пострадавших в ДТП. Обобщенные данные помогают точнее определить объекты профилактического  воздействия и повысить его действенность.

     Агитационно-пропагандистская, правовоспитательная работа среди  водителей автотранспортных средств, широких слоев населения включает: разъяснение законодательства, правительственных документов по вопросам безопасности дорожного движения, информирование граждан о дорожно-транспортных происшествиях и преступлениях, их причинах, условиях и последствиях, а также о проделанной и планируемой на перспективу работе по повышению безопасности дорожного движения. Эта работа может проводиться с использованием как средств массовой информации (печати, радио, телевидения), так и устной пропаганды (лекций, бесед, докладов, консультаций), наглядной агитации (плакатов, памяток, проспектов, информационных листовок и т.п.)

     Специфической формой воспитательно-профилактического  воздействия на участников дорожного  движения (водителей, пассажиров, пешеходов) являются смотры по безопасности дорожного  движения, операции, рейды, тематические конкурсы и кинофестивали, агитпробеги.

     В деле предупреждения дорожно-транспортных происшествий и преступлений наряду с организационными, техническими и  воспитательными мерами определенное место занимают и правовые меры.

Применение  к нарушителям административно-правовых норм оказывает профилактическое воздействие  на все категории участников дорожного  движения (водителей, пассажиров, пешеходов), население в целом4.

     Свой  вклад в профилактику ДТП и  преступлений вносят и следственные аппараты, реализуя возложенную на них уголовно-процессуальным законом  обязанность внесения представлений  о причинах и условиях совершения преступлений по каждому конкретному  уголовному делу. Большое профилактическое значение имеют публичные выступления сотрудников перед населением с лекциями и беседами по разъяснению действующего законодательства об уголовной ответственности за дорожно-транспортные преступления5.

       Поскольку подавляющая часть автопроисшествий возникает в результате неправильных действий водителей и пешеходов, особое значение имеет систематическая  и серьезная подготовка указанных  лиц к современным условиям автотранспортного  и пешеходного движения. Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения, на которую возложена обязанность обеспечить безопасность автотранспортного и пешеходного движения, стремится использовать различные формы обучения и пропаганды правил движения, привлекая для этого общественность, радио, телевидение, кино и печать.

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.21 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1.docx

— 31.98 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.docx

— 35.15 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 17.38 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.17 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 21.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Расследование автотранспортных преступлений