Расследование автотранспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений, теоретических концепций проведения первоначальных и последующих следственных действий.

Задачами курсовой работы являются:

•изучение криминалистической и уголовно-правовой характеристики данной категории преступлений;
•выявление особенностей проведения первоначальных следственных действий по делам об автотранспортных преступлениях;
•изучение вопросов назначения различных судебных экспертиз по указанной категории уголовных дел.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1.Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу………5
2.Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий…………………………....9
2. Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования по делам об автотранспортных преступлениях:

1.Возбуждение уголовного дела и планирование расследования...15
2.Осмотр места происшествия………………………………………18
3.Осмотр транспортного средства…………………………………..24
3. Дальнейшее расследование уголовного дела об автотранспортном преступлении:

1.Допрос водителя……………………………………………………27
2.Допросы свидетелей и потерпевших……………………………...28
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП…………………………...31
4. Особенности профилактики и предупреждения автотранспортных преступлений…………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...48

Файлы: 10 файлов

3.1..docx

— 36.33 Кб (Открыть, Скачать)

3.2..docx

— 18.79 Кб (Открыть, Скачать)

3.3..docx

— 29.05 Кб (Открыть, Скачать)

4.1..docx

— 22.10 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.21 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1.docx

— 31.98 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.docx

— 35.15 Кб (Скачать)

2. Возбуждение уголовного  дела  и первоначальный  этап расследования  по делам ОБ автотранспортных преступлениях 

    2.1. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования 

     Поводами  для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД  признаков преступления; заявления  потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников  медицинских учреждений и транспортных организаций.

     В большинстве случаев уголовные  дела о ДТП возбуждают следователи  органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД.1

     Лица, совершившие ДТП, в основном действуют  по неосторожности, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для  сокрытия следов другого преступления либо маскировки другого преступления под ДТП.

Практическая  деятельность по расследованию ДТП  позволила сформировать типовые  ситуации, а на их основе выдвинуть  ряд типовых следственных версий. По делам о любых видах ДТП  типовыми ситуациями и следственными  версиями являются следующие:

     1) обстановка на месте происшествия  зафиксирована без существенных  изменений, водитель известен (он  и транспортное средство находятся  на месте происшествия). Следственные  версии в такой наиболее распространенной  ситуации следующие: а) происшествие  возникло в результате нарушения  правил дорожного движения водителем  (неправильный расчет минимального  остановочного пути при различных  скоростях движения и состояния  проезжей части и др.); б) происшествие  возникло в результате грубого  нарушения правил дорожного движения  пешеходом (внезапный выход из неосвещенной зоны дороги и др.); в) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тормозной части и др.); г) происшествие возникло в результате непреодолимой силы природы (обвал, землетрясение и т.д.), а также случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП;

     2) обстановка на месте происшествия  изменена его участниками. В  данной ситуации необходимо дополнить  названные версии следующей: изменение  обстановки, реально характеризующей  результаты ДТП, произведено с  целью восстановления безопасности  движения по транспортной артерии  либо уничтожения материальных  следов, указывающих на виновность  кого-либо из участников происшествия;

     3) обстановка на месте происшествия  не изменена, в ней сохранены  элементы ДТП, но водитель на  автомашине скрылся с места  происшествия (чаще всего эта  ситуация встречается при серьезных  вредных последствиях, либо при  совершении ДТП в состоянии  алкогольного или наркотического  состояния, или при угоне транспортного  средства). Наряду с версиями, перечисленными  в первой ситуации, должны быть  выдвинуты и версии о том,  какое конкретное транспортное  средство участвовало в ДТП, и кто им управлял. В такой ситуации должна быть поставлена задача диагностирования обстоятельств происшествия, включая определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам наложения на теле и одежде жертвы;

     4) обстановка, при которой в зоне  дорожного движения обнаружен  труп, но нет специфических признаков  ДТП. В этом случае может  быть выдвинута версия о попытке  инсценировки ДТП с целью сокрытия  другого преступления;

     5) обстановка, при которой обнаружен  труп, но не на трассе движения (на обочине, в лесном массиве  и т.д.), при этом комплекс повреждений  на теле и следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и др.), следы волочения, свидетельствуют о совершенном ДТП.2

       Следственные версии при такой  ситуации: а) произошло ДТП, замаскированное  под другое преступление; б) произошло  иное преступление, инсценированное  под ДТП. В данном случае  суждения о характере смерти  потерпевшего могут быть разрешены  проверкой версий о давности  и месте ее наступления, о  механизме происшествия, о виновных  в его совершении. В соответствии  с полученной информацией о  месте события и иных обстоятельствах,  которые помогут ретроспективно  воспроизвести картину происшедшего, а также при помощи логических  приемов мышления можно установить  причинную связь с расследуемым  преступлением.3

     Сложная деятельность следователя при расследовании  ДТП не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом  спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося  расследования вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначально  полученных фактических данных о  ДТП составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций, а  в случае надобности и оперативно-розыскных  мероприятий, направленных на розыск скрывшегося  водителя и транспортного средства с места ДТП.

     На  первом месте в плане расследования  следует предусмотреть необходимые  следственные осмотры; установление личности потерпевших (путем изучения документов, допросов); выявление очевидцев и  иных свидетелей и их допрос, допрос водителя (водителей) транспортных средств, участвовавших в ДТП; судебно-медицинское  освидетельствование водителя и  потерпевшего; назначение и проведение необходимых экспертиз (автомеханическая, судебно-медицинская, трасологическая, веществ, материалов и изделий и др.)4. 

2.2. Осмотр места происшествия 

      Для качественного осмотра ДТП следователь  должен иметь следственный чемодан, в комплекте которого должны быть представлены: рулетка длинной не менее 20 метров; электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦ ИП); планшет для ведения  записей; чертежные принадлежности  - следственная линейка, цветные карандаши  для составления схемы ДТП; электрический  фонарик; мелок; стандартные бланки протокола осмотра; миллиметровая  бумага, для составления масштабных схем; мерное колесо для измерения  закруглений автодороги; уровень  и линейки для измерения уклона автодороги.

      При поступлении сообщений о дорожно-транспортном происшествии, с учетом полученных сведений, следователь определяет состав участников выезда (специалист-криминалист; специалист-автотехник; судебно-медицинский эксперт; работники уголовного розыска, если нарушитель скрылся; понятые, если по полученному сообщению на месте их трудно найти). Решают вопрос о необходимости применения технических средств для высвобождения потерпевшего или очистки проезжей части от поврежденного транспорта.5

      Своевременное присутствие следователя на месте  ДТП позволяет ему правильно  зафиксировать обстановку ДТП в  протоколе осмотра. Прежде чем удалить  с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать  взаимное положение машин, следов и  иных вещественных доказательств, путем  фотографирования, замеров и так  далее. Задачами осмотра места происшествия являются: выяснение обстановки; установление места происшествия, а также его последствий. Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств определение технического состояния транспортного средства для установления технических причин и условий, повлекших происшествие. Поиск ориентирующей информации о марке, моделях, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определению их движения после происшествия. Установление причины происшествия и условий, способствующих его совершения. Построение и проверка версий об обстоятельствах происшествия.

      Нужно помнить, что успех расследования ДТП во многом зависит от поиска и соответствующей интерпретации доказательств. Они не всегда проясняют то, что произошло во время происшествия, но часто помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, а также подтвердить или опровергнуть уже данные свидетелями показания. В том случае, когда отсутствуют надежные свидетели, вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением ряда более или менее вероятных вариантов механизмов возникновения ДТП.6

      В расследовании ДТП преступление считается раскрытым, если установлено: а) нарушение правил дорожного движения, технической эксплуатации автомобильного или городского электротранспорта, пользования трамваем, троллейбусом и автобусом, в результате которого принесен тяжкий вред здоровью человека, либо причинен крупный ущерб; б) лицо, нарушившее указанные правила; в) наличие  причинной связи между действиями лица допустившего нарушение этих правил и наступившими общественно-опасными последствиями; г) наличие в действиях (бездействии виновного лица) деяния, совершенного в форме легкомыслия  или небрежности.

      В случаях причиненного ДТП имущественного ущерба задачами расследования являются установление ущерба и развития мер  к его возмещению либо к созданию предпосылок для возмещения ущерба судом.

      В соответствии с принципом публичности  органы предварительного расследования  обязаны установить все обстоятельства ДТП, как изобличающие обвиняемого, так и определяющие или смягчающие его ответственность.

      Конечной  целью предварительного расследования  по делам о ДТП является правильное применение уголовного закона, которое  находит свое выражение в вынесении  постановления о привлечении  конкретного лица в качестве обвиняемого, а по окончании расследования  – обвинительного заключения или  постановления о прекращении  дела в связи с отсутствием  события, либо отсутствием в деяниях  лица состава преступления, или за недосказанностью  участия обвиняемого  в совершении преступления. Эти задачи решаются с момента получения  информации о ДТП и до окончания  производства по уголовному делу7.

      На  практике, при расследовании ДТП  необходимо помнить о сложности  любого ДТП, каждое ДТП является индивидуальным автопроисшествием как по характеру, так и по совокупности фактических  обстоятельств, комплексу причин вызвавших  его, а также непосредственной причине  связи между действием и наступившими последствиями. В следственной и  судебной практике из-за ошибок, допущенных в стадии предварительного следствия: не выясняют, какие конкретно правила  безопасности движения и эксплуатации транспортных средств нарушены, не всегда правильно устанавливают  последствия допущенного нарушения, размер материального ущерба.8

      При осмотре места происшествия понятых  следует выбирать из лиц имеющих  водительское удостоверение, разбирающихся  в обстановке ДТП и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах.

      Прежде  чем удалить с проезжей части  транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального  движения, надо зафиксировать расположение машин, следов и иных вещественных доказательств  путем фотографирования, замера и  так далее.

      Фотографирование  целесообразно производить с  возвышенного места, например с крыши грузовой машины. Особенностью осмотра места происшествия ДТП является то, что начинать следует не с осмотра трупов и не с потерпевшей аварию техники, а с того участка дороги, на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежания порчи. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты фиксируют на схеме ДТП.9

    Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспечить безопасность его  проведения (для чего выставляются соответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.). В состав следственно-оперативной группы целесообразно включить помимо следователя сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста криминалиста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не выявлены свидетели), кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами или необходимо изъять следы биологического происхождения). Если к моменту прибытия на место происшествия работники следственной группы застанут потерпевших, то им должна быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и обеспечен вызов бригады скорой медицинской помощи.

      Приступая к осмотру необходимо как можно  быстрее восстановить нормальную работу транспорта, следует осмотреть наименее устойчивые следы, к которым относятся:

    1. следы, указывающие на точку или место столкновения машин;
    2. следы крови;
    3. следы вещества, которым был загружен транспорт;
    4. следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви потерпевшего.

     Затем следователь переходит к осмотру  следов протектора, торможения, повреждений  на машинах и так далее.

Заключение.docx

— 17.38 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.17 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 21.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Расследование автотранспортных преступлений