Расследование автотранспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений, теоретических концепций проведения первоначальных и последующих следственных действий.

Задачами курсовой работы являются:

•изучение криминалистической и уголовно-правовой характеристики данной категории преступлений;
•выявление особенностей проведения первоначальных следственных действий по делам об автотранспортных преступлениях;
•изучение вопросов назначения различных судебных экспертиз по указанной категории уголовных дел.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1.Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу………5
2.Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий…………………………....9
2. Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования по делам об автотранспортных преступлениях:

1.Возбуждение уголовного дела и планирование расследования...15
2.Осмотр места происшествия………………………………………18
3.Осмотр транспортного средства…………………………………..24
3. Дальнейшее расследование уголовного дела об автотранспортном преступлении:

1.Допрос водителя……………………………………………………27
2.Допросы свидетелей и потерпевших……………………………...28
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП…………………………...31
4. Особенности профилактики и предупреждения автотранспортных преступлений…………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...48

Файлы: 10 файлов

3.1..docx

— 36.33 Кб (Скачать)

      3. Дальнейшее расследование уголовного дела об автотранспортном преступлении 

      3.1. Допрос водителя 

      Допрос  не только подтверждение следственной версии, но и процессуальное следственное действие, имеющее определенную доказательственную силу, как на предварительном следствии, так и в суде.

     Допрашивая  водителя, следователь должен выявить  его версию обстоятельств расследуемого  события, а также было ли исправно управляемое ТС и если неисправно, то в чем эта неисправность  выражалась, когда обнаружена и какие  меры он принял для ее устранения. Важными  обстоятельствами, подлежащими проверке, являются вопросы о скорости движения, обзорности, размещения ТС на проезжей части, какие меры принимались водителем  для предотвращения происшествия, каковы были в момент происшествия метеорологические  условия, и каково было состояние дорожного покрытия, в зоне действия каких знаков дорожного движения проезжал водитель, какой сигнал был на светофоре, какие действия он совершил на месте непосредственно после происшествия, какие меры были приняты для оказания помощи потерпевшим, кто кроме него находился в ТС.

    При допросе водителя следует выяснить, как протекал весь процесс ДТП, какие  были его действия и потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью  двигалось ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных  последствий (торможение, маневр или то и другое), оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных следов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д.1

     При необходимости осуществляется розыск скрывшегося водителя и автомашины. Для этого проводится комплекс следственных и оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых используются данные о следах, оставшихся на проезжей части — ширине колеи передних и задних колес, базе, модели шины, а также сведения об отделившихся от ТС частей и деталей, осыпи перевозимого груза, следах на теле и одежде потерпевшего, на вертикально расположенных предметах окружающей среды. Помощь в поиске могут оказать очевидцы, потерпевшие. Ориентирующие и справочные сведения, полученные в процессе произведенных мероприятий, немедленно сообщаются подразделениям ГИБДД и соседним территориальным органам милиции. При возможности проводится розыск по «горячим следам», не дожидаясь окончания осмотра. При этом осматриваются гаражи, автостоянки и другие места с целью обнаружения проверяемой машины. Для розыска используют печать, радио и телевидение. 

      3.2. Допрос свидетелей  и потерпевших 

    Свидетельские показания иногда являются единственным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть водители ТС, не участвовавших в ДТП, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. Из числа свидетелей важно выделить очевидцев, непосредственно воспринимавших динамику и механизм ДТП. Однако при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП. Поэтому важно выявить всех свидетелей, совокупность показаний которых поможет максимально полно воспроизвести обстановку, роли ее участников в ДТП. Следователь в ходе допроса свидетеля-очевидца должен выяснить, где в момент происшествия находился последний, чем он занимался, что конкретно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего пешехода непосредственно перед ДТП и в момент его, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части улицы произошел наезд, какой частью ТС был нанесен ему удар. Вместе с тем следует выяснить, каковы действия водителя до происшествия, характер движения ТС (с какой примерно скоростью ехала автомашина). При этом нужно выяснить, как свидетели умеют ориентироваться в определении расстояний и скорости движения. Целесообразно с целью более правильного воссоздания происшествия свидетелей-очевидцев допросить непосредственно на месте аварии либо дать возможность самому составить схему места происшествия и обозначить на ней свое местонахождение в момент ДТП и других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на ТС скрылся с места происшествия, следователю предстоит выяснить признаки внешности водителя и приметы ТС, которые удалось запомнить свидетелю. При допросе работников медицинских учреждений необходимо выяснить, не сообщил ли пострадавший какой-либо информации, относящейся к делу.2

    В ходе допроса свидетелей следователь  должен фиксировать их показания  не только в процессе допроса, но и  чтобы они нарисовали самостоятельную  схему увиденного ими ДТП. В таких  случаях к протоколу допроса  прилагается схема, подписанная  свидетелем.

      При допросе потерпевшего следователь  должен на основании ст. 53 УПК РСФСР  разъяснить ему права, в том числе  предъявление гражданского иска за вред и убытки как потерпевшего, связанные  с лечением, утратой трудоспособности, повреждением или уничтожением имущества  потерпевшего. Об этом делается отметка  в протоколе допроса потерпевшего.

      Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут  быть необъективными. Как показывает следственная практика, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и поэтому  могут быть ошибочными, нечеткими. Поэтому необходима критическая оценка его показаний.3

      По  делам о ДТП при допросе  свидетелей чаще всего допрашивают: а) свидетелей-очевидцев происшествия; б) лиц, могущих дать характеристику участника ДТП; в) медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему; г) сотрудников  милиции, непосредственно осведомленных  о происшествии и др.

    Допросы потерпевших целесообразно проводить  в первую очередь, так как именно они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах происшествия. Если потерпевшие получили повреждения, не опасные для жизни, они допрашиваются прямо на месте происшествия. При допросе потерпевших выясняется: как происходило ДТП, с целью уяснения последовательности действий потерпевшего и других участников события; каковы причины происшествия (по мнению потерпевшего); не имеют ли потерпевшие каких-либо физических недостатков, мешающих им правильно ориентироваться в окружающей среде или быстро передвигаться (по этому вопросу дополнительно целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом или допросить родственников, знакомых потерпевшего). Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего следует выяснить вид, марку и другие внешние признаки транспортного средства (ТС), признаки внешности скрывшегося водителя (пол, возраст и проч.), направление, в котором он скрылся. Необходимо получить ответы на вопросы: где находился потерпевший в момент развития события, в каком направлении, каком темпе двигался, видел ли он движущийся транспорт, какие меры предпринимал водитель для предотвращения наезда или столкновения, какие сигналы светофора заметил потерпевший в момент происшествия. При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они Могут находиться в состоянии добросовестного заблуждения (травмированная психика вызывает иногда ретроградную амнезию).4 

     3.3. Судебные экспертизы  по делам о ДТП 

      Одной из особенностей расследования ДТП  являются многочисленные экспертизы. По делам о ДТП необходимость  в назначении экспертиз возникает  при необходимости получения  ответов на ряд вопросов: о степени  тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате ДТП; о  размере ущерба причиненного в результате ДТП о наличии водителя технической  возможности предотвратить наезд  на потерпевшего в результате ДТП; о  принадлежности частей кожного покрова  или мышечной ткани конкретному  человеку; об однородности горюче-смазочных  материалов (далее ГСМ), обнаруженных на месте ДТП и ГСМ, которые  исследовались при эксплуатации данных ТС и так далее. Для разрешения возникающих вопросов по уголовному делу о ДТП назначаются судебные экспертизы.

      Вопрос  о необходимости назначения экспертизы по делу о ДТП решает следователь, в производстве которого находится  уголовное дело, за исключением случаев, когда производство экспертизы является обязательным. В зависимости от обстоятельств  расследованного дела на экспертизу могут быть направлены: труп потерпевшего в результате ДТП; материальные объекты  сохранившие следы ДТП; материалы  уголовного дела, содержащие сведения необходимые экспертам для дачи заключения и т.п.5

      Отмечается, что использование экспертом  научно-технических правил, относящихся  к области его специальных  познаний и изложенных в нормативных  актах (например, в правилах по технике  безопасности) не являются вторжением в сферу права. При этом решается вопрос не о вине, а о соответствии действий лица в данной обстановке техническим требованиям. Экспертом может быть поставлен вопрос, требующий оценки заключения предыдущего эксперта или сопоставительного анализа доказательств (например, о соответствии показаний водителя о моменте торможения имеющимся следам).6

      Виды  экспертиз, назначаемых по делам  о ДТП, в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и характера специальных  показаний, необходимых для разрешения вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Обычно, по делам о ДТП  назначают следствие экспертизы: автотехническую; транспортно-трасологическую, металловедческую; веществ и материалов; лакокрасочных материалов и покрытии; нефтепродуктов и ГСМ, биологическую; почвоведческую; дорожно-транспортную; судебно-медицинскую; автотовароведческую; психофизиологическую экспертизу водителя; комплексные и иные экспертизы.

      При расследовании дел о ДТП трассологическая экспертиза назначается с целью  идентификации конкретного ТС по его следам, оставленным на месте  происшествия.

      Трасологическая экспертиза делам о ДТП может  быть назначена для определения  возможных повреждений шин ТС с целью его установления и  для разрешения других споров, возникающих  в ходе предварительного следствия. Также она может быть назначена  с целью идентификации ТС (по следам столкновения, образовавшимся от удара  как на ТС, так и на других предметах).7

      При расследовании ДТП судебная металловедческая экспертиза проводится довольно редко, а если и проводится, то в основном в виде комплексной экспертизы: трасологической  и металловедческой либо автотехнической, трасологической и металловедческой. Однако особенности некоторых ДТП обуславливают необходимость назначения металловедческой экспертизы, без которой невозможно принять правильные решения о виновности или невиновности водителя. Металловедческие экспертизы при расследовании ДТП проводятся в целях исследования качественного и количественного состава металлов и сплавов и изделий из них (запасных частей, отдельных агрегатов; узлов и деталей ТС), установления соблюдения нормативной технологии и времени изготовления металла и сплавов, условий их эксплуатации, видоизменений, связанных с обстоятельствами ДТП, а также для установления причины и времени разрушения деталей ТС: до начала ДТП; в момент ДТП; после ДТП.

      Криминалистические  экспертизы материалов, веществ и  изделий (далее КЭМВИ), их предметом  являются фактические данные, устанавливаемые  путем экспертных исследований вещественных доказательств в виде возможных  материалов; веществ, изделий и их частей, а также предметов-носителей  микрообъектов определенной природы, с использованием специальных технологических  и естественно-технических знаний8.

      Экспертиза  нефтепродуктов (далее НП) и ГСМ  проводится в целях обнаружения  на объектах нефтепродуктов; установлению вида, сорта и марки НП или ГСМ  их следов (например, обнаружение на одежде данного лица следов смазочных  материалов и относительности их к конкретному ДТП). На практике следы  ГСМ и НП остаются на месте ДТП  редко, но их можно эффективно использовать при расследовании уголовных  дел данной категории.9

      Основными задачи биологической экспертизы является установление природы вещественных доказательств, являющихся объектами  растительного и животного происхождения. При расследовании ДТП хоть и  редко, но все же имеют место случаи, когда на месте происшествия, в том числе и на самом ТС и на одежде потерпевшего, остаются следы листьев, травы, растений, овощей, дикорастущих ягод и других объектов биологического происхождения. Указанные следы требуют их выявления, фиксации и изъятия в целях: установления механизма травмирования потерпевшего животного; реконструкции механизма ДТП; установление причастности водителя и ТС к событию ДТП; установление других причин, имеющих существенное значение для разрешения уголовного дела. Заключительная экспертиза по делам о ДТП проводится крайне редко в целях обнаружения микрообъектов зоологического происхождения, например, волос или шерсти животных сбитых ТС.

      При расследовании дел о ДТП почвоведческая экспертиза проводится, как правило, в целях установления факта нахождения конкретных ТС на данном участке местности, факта контактов взаимодействия и в других случаях, когда возникает  необходимость в установлении общности почвы в месте ДТП с наслоением почвы, обнаруженном на ТС или общности наслоений почвы на ТС и одежде потерпевшего. В отдельных случаях  с помощью почвоведческой экспертизы устанавливаются причины и условия, способствующие возникновению ДТП.10

      Объектами почвоведческой экспертизы являются почвенные  наслоения на предметах-носителях, предметы с загрязнениями похожими на почву: на одежде, обуви, транспортных средствах, орудиях и инструмента.

3.2..docx

— 18.79 Кб (Открыть, Скачать)

3.3..docx

— 29.05 Кб (Открыть, Скачать)

4.1..docx

— 22.10 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.21 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1.docx

— 31.98 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.docx

— 35.15 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 17.38 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.17 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 21.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Расследование автотранспортных преступлений