Расследование автотранспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений, теоретических концепций проведения первоначальных и последующих следственных действий.

Задачами курсовой работы являются:

•изучение криминалистической и уголовно-правовой характеристики данной категории преступлений;
•выявление особенностей проведения первоначальных следственных действий по делам об автотранспортных преступлениях;
•изучение вопросов назначения различных судебных экспертиз по указанной категории уголовных дел.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1.Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу………5
2.Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий…………………………....9
2. Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования по делам об автотранспортных преступлениях:

1.Возбуждение уголовного дела и планирование расследования...15
2.Осмотр места происшествия………………………………………18
3.Осмотр транспортного средства…………………………………..24
3. Дальнейшее расследование уголовного дела об автотранспортном преступлении:

1.Допрос водителя……………………………………………………27
2.Допросы свидетелей и потерпевших……………………………...28
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП…………………………...31
4. Особенности профилактики и предупреждения автотранспортных преступлений…………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...48

Файлы: 10 файлов

3.1..docx

— 36.33 Кб (Скачать)

      В почвоведческой экспертизе исследования образцов разделяются на сравнительные  и контрольные.

      Сравнительные образцы отбираются с проверяемого участка. Контрольные образцы с  окружающих участков местности.

      Современная дорожно-техническая экспертиза (далее  ДТЭ) как вид автотехнической  или дорожно-транспортной – это  экспертное исследование участка дороги на месте происшествия, непосредственно приникающих к нему участках с дорогой.

      ДТЭ назначается в случае необходимости  установить по делу о ДТП признаков, указывающих на возможное несоответствие технического состояния дороги на участке  ДТП требованиям нормативно-технической  документации (далее НТД). Статистически  ДТП показывает, что наиболее частым результатом негативного проявления дорожно-технического фактора является ДТП, связанные с заносом ТС.

      Предметом исследования ДТЭ являются связанные  с ДТП фактические данные о  строительных и эксплуатационных качествах  автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условий и окружающей среде, а также параметров дороги с элементами автомобиля. Перечень вопросов следователя  к эксперту зависит от конкретных обстоятельств ДТП.11

      Основанием  для назначения психофизиологической экспертизы водителя ТС по уголовным  делам о ДТП являются сомнения следователя в соответствии индивидуальных психофизиологических особенностей водителя условиям, в которых произошло  ДТП. Эти данные могут относиться к особенностям конкретной ситуации и условиям деятельности водителя перед  и в момент ДТП, к индивидуальным особенностям зрительного восприятия и реакции водителя.

      Судебная  психологическая экспертиза  автотранспортного  средства, совершившего ДТП обычно назначается после автотехнической  экспертизы и только в том случае если эксперт – автотехник пришел к выводу о наличии у водителя данного автотранспортного средства технической возможности предотвратить  ДТП. Отмечается, что «при проведении судебно-психологической, психиатрической, наркологической экспертиз подозреваемого, обвиняемого, подсудимого он становится объектом исследования его поведения, состояния, личности. Беседа обвиняемого  с экспертом об обстоятельствах деяния, в котором он изобличается, проводится в независимости от желания подэкспертного».

      Основной  задачей судебной психофизической  экспертизы свидетелей автотранспортного  средства, совершившей ДТП, является установление с использованием специальных  знаний в области данного вида экспертиз соответствию индивидуальных особенностей водителя требованиям  дорожно-транспортной, предшествующей ДТП.

      Особенностью  расследования дел о ДТП нередко  возникает необходимость назначению таких комплексных судебных экспертиз  как автотехническая и трасологическая; трасологическая и судебно-медицинской, автотехнической и судебно-медицинской; дорожно-транспортной и психофизиологической; трасологической и металловедческой; биологической и почвоведческой и др.

      Особенности различных ДТП, в основном с такими последствиями в ДТП сопряженные  с взрывами, пожарами, падениями  ТС в овраги, пропасти, воду, туров  ТС и т.д., требует от следователя  назначения судебных экспертиз, не типичных для расследования данной категорией уголовных дел. Такими экспертами являются: пожарно-технической, электротехническая, взрывотехническая.

      Из-за многообразия, разноплановости объектов, эти экспертизы часто выполняются  в комплексе с другими экспертизами.

      Анализ  следственной практики приводит к выводу, что в ходе расследования ДТП  нередко складываются процессуальные ситуации; когда решение вопроса  о виновности или невиновности водителя ТС определяется по заключению автотехническая  экспертиза. Автотехническая экспертиза охватывает широкий круг вопросов, для разрешения которых используются специальные познания и это и  получить доказательства для формирования следователем заключения об обстоятельствах  расследуемого ДТП12.

     Также следователю нужно провести действия по установлению и возмещению ущерба причиненного ДТП.

      В действующем уголовно-процессуальном законодательстве различаются моральный, физический и имущественный вред или ущерб.

      Моральный вред может быть причинен как физическим, так и юридическим лицом, однако по уголовным делам о ДТП факт причинения юридическим лицом этого  не входит предмет доказывания, а  потому может быть установлен в порядке  гражданского судопроизводства.

      В отношении физических лиц моральный  вред имеет значение в тех случаях, когда в результате ДТП погиб  потерпевший и закон, признающий презюмирует, что факт его гибели причиняет нравственные страдания  его близким родственникам, которые  должны признаваться потерпевшим. Факт причинения морального вреда может  послужить основанием для предъявления гражданского иска, при условии причинения в результате ДТП тяжкого или  средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, либо крупного ущерба.

      Физический  вред по делам о ДТП выражается в наступлении смерти потерпевшего либо в причинении или среднего вреда  здоровью потерпевшего.

      Материальный  ущерб состоит в том, что в  результате совершения ДТП уменьшается  объем имущественных благ определенного  гражданина, учреждения или организации.

      Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации ТС повлекшее причинение материального  ущерба, может быть квалифицированно по ст. 264 УК РФ при условии, что причиненный  ущерб является крупным. Но в ст. 264 УК РФ не указан размер ущерба, причиненный  в ДТП, который можно считать  крупным; поскольку вопрос о размере  причиненного ущерба решается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств  дела. В частности крупный ущерб  может быть сугубо материальным (например, в результате ДТП автомашина уничтожена или ей причинены повреждения, требующие капитального ремонта; уничтожено или значительно повреждено строение, сооружение или иной материальный объект), организациям (например, нарушение работы транспорта на длительное время), либо экологическим (например, заражение окружающей среды истекающим в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими веществами.

      Материальный  ущерб по делам о ДТП может  быть обусловлен тем, что вследствие причиненного физического вреда  потерпевший временно утрачивает трудоспособность и соответствующую часть заработка. По этой же причине потерпевший или  его законный представитель вынуждены  понести денежные расходы на лечение, протезирование, усиленное питание, погребение и т.д. Затраченные при  этом суммы включаются в понятие  материального ущерба от преступления13.

      Многие  автотранспортные происшествия проходят при повышенных скоростях движения автомобиля, за относительно короткое время и нередко при отсутствии свидетелей. Перед судебно-медицинской  экспертизой ставится задачи, которые  не могут быть ограничены только условием причины смерти и характера повреждений. Воссоздание обстоятельств происшествия требует от судебно-медицинского эксперта решения широкого комплекса вопросов, связанных с механизмом причинения как травмы в целом, так и отдельных  ее этапов (фаз оценки их с учетом данных осмотра места происшествия и ТС, особенностью данных происшествия).

      На  разрешение судебно-медицинской экспертизы ставятся обычные вопросы:

    1. каковы причины смерти потерпевшего;
    2. какой характер телесных повреждений, их локализация (очаг);
    3. когда (между какими часами) наступила смерть потерпевшего;
    4. наступила ли смерть пострадавшего в результате ДТП или она последовала до автопроисшествия (инсценировка гибели в ДТП).

     Судебно-медицинская  экспертиза может также установить:

    1. имел ли место факт переезда человека или повреждения получены им в результате удара;
    2. в каком положении находится потерпевшим в момент ДТП;
    3. в каком физическом состоянии он находился в момент автоаварии (в трезвом или в состоянии опьянении и т.п.);
    4. имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для тех технических повреждений, которые обычно (при сравнимых обстоятельствах) причиняется в соответствующих случаях водителям, пассажирам, пешеходам во время ДТП;
    5. имеются ли следы волочения потерпевшего, причем пожизненные или посмертные;
    6. возможен ли факт того, чтобы труп был «отброшен» от места столкновения ТС с участниками дорожного движения на «такое-то» расстояние;
    7. как быстро наступила смерть пострадавшего.

      Причиненные при ДТП телесные повреждения  можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные.14

      Специфические повреждения передают некоторые  свойства деталей транспортного  доступа (размер, форму), например, отпечатки  протектора-шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

      Характерные – возникают только в условиях характерных обстоятельств дорожно-транспортного  происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

      Могут возникнуть и нехарактерные повреждения, не имеющие присущих двери первым группам признаков. Они возникают  от воздействия на тело человека любого тупого или постороннего предмета.

3.2..docx

— 18.79 Кб (Открыть, Скачать)

3.3..docx

— 29.05 Кб (Открыть, Скачать)

4.1..docx

— 22.10 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.21 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1.docx

— 31.98 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.docx

— 35.15 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 17.38 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.17 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 21.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Расследование автотранспортных преступлений