Расследование автотранспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений, теоретических концепций проведения первоначальных и последующих следственных действий.

Задачами курсовой работы являются:

•изучение криминалистической и уголовно-правовой характеристики данной категории преступлений;
•выявление особенностей проведения первоначальных следственных действий по делам об автотранспортных преступлениях;
•изучение вопросов назначения различных судебных экспертиз по указанной категории уголовных дел.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1.Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу………5
2.Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий…………………………....9
2. Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования по делам об автотранспортных преступлениях:

1.Возбуждение уголовного дела и планирование расследования...15
2.Осмотр места происшествия………………………………………18
3.Осмотр транспортного средства…………………………………..24
3. Дальнейшее расследование уголовного дела об автотранспортном преступлении:

1.Допрос водителя……………………………………………………27
2.Допросы свидетелей и потерпевших……………………………...28
3.Судебные экспертизы по делам о ДТП…………………………...31
4. Особенности профилактики и предупреждения автотранспортных преступлений…………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...48

Файлы: 10 файлов

3.1..docx

— 36.33 Кб (Открыть, Скачать)

3.2..docx

— 18.79 Кб (Скачать)

      3.2. Допрос свидетелей и потерпевших 

    Свидетельские показания иногда являются единственным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть водители ТС, не участвовавших в ДТП, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. Из числа свидетелей важно выделить очевидцев, непосредственно воспринимавших динамику и механизм ДТП. Однако при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП. Поэтому важно выявить всех свидетелей, совокупность показаний которых поможет максимально полно воспроизвести обстановку, роли ее участников в ДТП. Следователь в ходе допроса свидетеля-очевидца должен выяснить, где в момент происшествия находился последний, чем он занимался, что конкретно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего пешехода непосредственно перед ДТП и в момент его, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части улицы произошел наезд, какой частью ТС был нанесен ему удар. Вместе с тем следует выяснить, каковы действия водителя до происшествия, характер движения ТС (с какой примерно скоростью ехала автомашина). При этом нужно выяснить, как свидетели умеют ориентироваться в определении расстояний и скорости движения. Целесообразно с целью более правильного воссоздания происшествия свидетелей-очевидцев допросить непосредственно на месте аварии либо дать возможность самому составить схему места происшествия и обозначить на ней свое местонахождение в момент ДТП и других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на ТС скрылся с места происшествия, следователю предстоит выяснить признаки внешности водителя и приметы ТС, которые удалось запомнить свидетелю. При допросе работников медицинских учреждений необходимо выяснить, не сообщил ли пострадавший какой-либо информации, относящейся к делу.1

    В ходе допроса свидетелей следователь  должен фиксировать их показания  не только в процессе допроса, но и  чтобы они нарисовали самостоятельную  схему увиденного ими ДТП. В таких  случаях к протоколу допроса  прилагается схема, подписанная  свидетелем.

      При допросе потерпевшего следователь  должен на основании ст. 53 УПК РСФСР  разъяснить ему права, в том числе  предъявление гражданского иска за вред и убытки как потерпевшего, связанные  с лечением, утратой трудоспособности, повреждением или уничтожением имущества  потерпевшего. Об этом делается отметка  в протоколе допроса потерпевшего.

      Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут  быть необъективными. Как показывает следственная практика, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и поэтому  могут быть ошибочными, нечеткими. Поэтому  необходима критическая оценка его  показаний.2

      По  делам о ДТП при допросе  свидетелей чаще всего допрашивают: а) свидетелей-очевидцев происшествия; б) лиц, могущих дать характеристику участника ДТП; в) медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему; г) сотрудников  милиции, непосредственно осведомленных  о происшествии и др.

    Допросы потерпевших целесообразно проводить  в первую очередь, так как именно они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах происшествия. Если потерпевшие получили повреждения, не опасные для жизни, они допрашиваются прямо на месте происшествия. При допросе потерпевших выясняется: как происходило ДТП, с целью уяснения последовательности действий потерпевшего и других участников события; каковы причины происшествия (по мнению потерпевшего); не имеют ли потерпевшие каких-либо физических недостатков, мешающих им правильно ориентироваться в окружающей среде или быстро передвигаться (по этому вопросу дополнительно целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом или допросить родственников, знакомых потерпевшего). Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего следует выяснить вид, марку и другие внешние признаки транспортного средства (ТС), признаки внешности скрывшегося водителя (пол, возраст и проч.), направление, в котором он скрылся. Необходимо получить ответы на вопросы: где находился потерпевший в момент развития события, в каком направлении, каком темпе двигался, видел ли он движущийся транспорт, какие меры предпринимал водитель для предотвращения наезда или столкновения, какие сигналы светофора заметил потерпевший в момент происшествия. При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они Могут находиться в состоянии добросовестного заблуждения (травмированная психика вызывает иногда ретроградную амнезию).3 

3.3..docx

— 29.05 Кб (Открыть, Скачать)

4.1..docx

— 22.10 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.21 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1.docx

— 31.98 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.docx

— 35.15 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 17.38 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.17 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 21.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Расследование автотранспортных преступлений