Предупреждение автотранспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.

Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно стоят в поле зрения не только отдельных ведомств и организаций и всей общественности нашей страны.

Оглавление

1.Введение...............................................................................................................2
2. Основные черты административного процесса и его понятие………….......3
3. Понятие и виды автотранспортных преступлений......…………….........4
4. Статистика автотранспортных преступлений...........……………….......6
5. Причины автотранспортных преступлений.....................…………….....8
6. Предупреждение автотранспортных преступлений...........………….....11
7. Заключение……………………………………………………………….......13
9. Литература........................................................................................................15

Файлы: 1 файл

Криминалогия.docx

— 32.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Волжская государственная академия водного транспорта»

 

  

 

 

Отделение заочного обучения

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

Контрольная работа

По дисциплине :Криминология

Тема : «Предупреждение автотранспортных преступлений»

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

Содержание.

 

1.Введение...............................................................................................................2

2. Основные черты административного  процесса и его понятие………….......3

3.  Понятие и виды автотранспортных преступлений......…………….........4

4.  Статистика автотранспортных преступлений...........……………….......6

5. Причины автотранспортных преступлений.....................…………….....8

6. Предупреждение автотранспортных преступлений...........………….....11

7. Заключение……………………………………………………………….......13

9. Литература........................................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

С непрерывным нарастанием  темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность  движения, усложняется обеспечение  порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.

 

Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно  стоят в поле зрения не только отдельных  ведомств и организаций и всей общественности нашей страны.

 

Значительное внимание, уделяемое  проблемам дорожной безопасности, не случайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, – величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании  он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское гражданское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности.

 

Безопасность дорожного  движения обеспечивается нормальным функционированием  всех составляющих комплекса "человек  – автомобиль – дорога – окружающая среда". Между тем недостаточная  надежность элементов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое  состояние автомобилей и дорог) является причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

 

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом  зависит уровень безопасности дорожного  движения.

 

Основным нормативным  актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила  дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают достигнутый  уровень автомобилизации в стране и по мере ее развития изменяются и  уточняются.

 

Борьба с такими опасными явлениями ведется различными методами и средствами. Определенную роль среди  мероприятий Российского государства  по предотвращению несчастных случаев  на транспорте играют и меры уголовно-правового  характера. Они применяются в  отношении тех неправомерных  деяний на транспорте, которые отнесены российским законодательством к  преступным. Реализация указанных уголовно-правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины без чего невозможно обеспечить прочный общественный порядок в  стране.

 

Анализ судебной практики свидетельствует о необходимости  тщательного изучения действующего уголовного законодательства об автотранспортных преступлениях и научного обобщения опыта его применения следственными и судебными органами, о необходимости разработки предложений по совершенствованию этого законодательства и практики его применения.

 

Введенный в действие с 1 января 1997 года Уголовный Кодекс признает нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекее определенные последствия, общественно  опасным деянием. Законодатель четко  определяет в статье 264 Уголовного Кодекса  форму вины, при которой может  совершаться данное преступление. А  именно - неосторожная форма вины. Также  предельно ясно определены и виды последствий дорожного преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды автотранспортных преступлений.

 

Автотранспортные преступления - собирательное криминологическое  понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный  ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей  сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

 

 Являясь результатом  технической неосторожности, автотранспортные  преступления обладают определенной  спецификой (в причинах, условиях  совершения, в механизме преступного  поведения и т.п.), обусловливающей  использование различных форм  и методов их предупреждения.

 

 Проблема предупреждения  автотранспортных преступлений  стала особенно острой в последние  годы в связи с постоянным  ростом их числа и увеличением  тяжести последствий. До середины 80-х годов прошлого столетия  в стране наблюдалась тенденция  снижения (в расчете на 10 тыс. единиц  автотранспорта) автотранспортных  происшествий, а также значительного  сокращения числа погибших в  них. Однако уже в 90-е годы  наблюдался рост (до 1,5 млн. в течение  пяти лет) дорожно-транспортных  происшествий, в которых погибли  250 тыс. и получили ранения 1,5 млн. человек. При этом свыше  70% погибших составляли люди трудоспособного  возраста.

 

 В настоящее время  в России ежегодно совершается  свыше 180 тыс. дорожно-транспортных  происшествий, в которых гибнет  более 32 тыс., а получают увечья  более 215 тыс. человек. Следует  отметить, что потери от этих  происшествий в несколько раз  превышают потери от железнодорожных  катастроф, пожаров и несчастных  случаев и составляют в денежном  выражении свыше 180 млрд. руб. ежегодно.

 

 Тяжесть последствий  дорожно-транспортных происшествий  в России многократно выше, чем  в других странах. Так, ежегодно  у нас на каждые 100 дорожно-транспортных  происшествий приходится до 14 погибших, что в три-четыре раза больше, чем в Европе, Америке, Японии.

 

Структура автотранспортных преступлений включает несколько видов  нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как превышение скорости движения, обгон транспортных средств, проезд перекрестков (свыше 23% их общего числа), запрет управлять транспортным средством  в состоянии опьянения (12%), управление транспортным средством при наличии  неисправностей автомобиля (2%). Кроме  того, свыше 26% от их числа связано  с плохим состоянием автомобильных  дорог. Эти нарушения вызывают последствия  в виде столкновений с другим автотранспортным средством, с животными; наездов  на людей; опрокидывания транспортных средств и выпадения людей  из них. Две трети автотранспортных преступлений (и три четверти аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; треть - со "смешанной с другими участниками движения виной". Каждый третий водитель находился в момент преступления в состоянии опьянения.

 

 Преобладающая часть  автотранспортных преступлений  приходится на окончание рабочего  времени (17 - 19 ч.) и вечерние часы (22 - 24 ч.), причем в вечернее время  большинство виновных - водители  личного транспорта. "Пик" аварийности  у последних - апрель (выезд после  длительной зимней стоянки транспортного  средства). Среди погибших или  получивших тяжкие телесные повреждения  в результате автотранспортных  преступлений 20% - несовершеннолетние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистика автотранспортных преступлений.

 

Наибольшее количество транспортных преступлений происходит в апреле (выезд  на дачи) и сентябре (возвращение  с дач), и в будние дни с 17 до 19 и с 22 до 24 часов. Около 70 % аварий происходит по вине водителей, среди них более 20 % – по вине пьяных водителей. Причинами  аварий является ненадлежащее поведение водителя на дороге, проблемы с машиной, совершение нарушений другим водителем или пешеходом, погодные факторы (гололед, туман, дождь и т. п.).

Среди совершивших дорожно-транспортные преступления лица в возрасте 18–24 лет  составляют одну четвертую часть, столько  же – лица в возрасте 25–29 лет, 30-летние и старше составляют около половины от общего количества лиц, совершивших  дорожно-транспортные преступления.

Подавляющее большинство  лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, заняты общественно полезным трудом: на долю неработающих приходится около 3,5 %.

Доля общего рецидива среди  лиц, совершивших преступления, составляет около 5 %, т.е. ниже доли рецидивистов среди  всех преступников. Однако и по этому  относительно невысокому показателю можно  судить о наличии у определенной части водителей устойчивого  негативного отношения к соблюдению правовых норм.

Негативные тенденции  в увеличении дорожно-транспортных происшествий во многом определяются тем, что за последние 10 - 15 лет в  стране существенно изменился парк автотранспортных средств. Так, начиная  с 1975 г., число автомобилей увеличилось  почти в 5 раз и в настоящее  время составляет немногим более 20 млн. единиц. Для сравнения скажем, что в США этот показатель составляет 200 млн. единиц. По количеству автомобилей  на душу населения Россия уступает странам Европы в 4 раза, а США - в 10 раз. В структуре автопарка России количество индивидуальных транспортных средств почти в 3,5 раза превышает  весь государственный транспорт, в 6,5 раза - количество грузовых автомобилей. Следует отметить, что в 80 - 90-е  годы прирост транспортных преступлений в стране опережал рост числа индивидуальных автомобилей.

Каждый третий из числа  привлекавшихся к уголовной ответственности  за автотранспортные преступления ранее  привлекался и к административной, дисциплинарной, общественной ответственности  за различные нарушения правил дорожного  движения (чаще всего за управление транспортом в нетрезвом виде и превышение скорости).

 Каждый десятый из  совершивших наезд водителей  скрывался с места происшествия (независимо от степени вины  в содеянном). Подобные действия  в настоящее время квалифицируются  как административное правонарушение (оставление места дорожно-транспортного  происшествия) либо как преступление (заведомое оставление без помощи  лица, находящегося в опасном  для жизни состоянии и лишенного  возможности принять меры к  самосохранению). Статистика судебно-медицинских  экспертиз по делам об автотранспортных  происшествиях свидетельствует,  что во многих случаях оказание  потерпевшему своевременной помощи  спасло бы его от смерти  либо значительно уменьшило вред  здоровью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины автотранспортных преступлений.

Причины автотранспортных преступлений связаны с характерной для  их участников личностной позицией: эгоизм, социальная расхлябанность, безответственность, пренебрежительное отношение к  нормам общественного поведения, адресованным участникам дорожного движения, и  искаженная (заниженная) оценка степени опасности допускаемых в данной сфере нарушений. В действиях лиц, создающих аварийную обстановку, отмечается влияние общих нравственных и эмоционально-волевых деформаций личности, криминогенной ситуации, а также специфических деформаций, связанных с функцией участника движения, искажением ценностной значимости норм безопасности движения, их места в ценностной ориентации. Специфические деформации в наибольшей степени обусловлены дефектами воспитательной работы с водителями автотранспортных средств, а также с другими участниками дорожного движения, нарушениями правил профессионального отбора водителей; злоупотреблениями должностных лиц, разрешающих эксплуатацию технически неисправных автотранспортных средств.

Главным компонентом процесса дорожного движения является человек  и в первую очередь – водитель транспортного средства. Водитель должен обладать высокими профессиональными  качествами, развитым чувством долга  и ответственности, хорошо знать  Правила дорожного движения. Статистика свидетельствует, что подавляющее  большинство дорожно-транспортных происшествий и преступлений происходит по вине нерадивых, безответственных, недисциплинированных водителей, которые  либо сознательно, умышленно нарушают предписанные им нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение  к своим обязанностям (соблюдению правил дорожного движения), либо допускают  небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно  оценивая дорожную обстановку.

 

Наличие перечисленных личностных свойств у определенной категории  водителей транспортных средств  является следствием дефектов общего воспитания, когда в человеке с  детства не формируются такие  качества, как дисциплина, ответственность, уважение к окружающим и их интересам. Таким лицам ничего не стоит с  легкостью нарушить любой запрет в угоду своим индивидуалистическим интересам. Немаловажную роль играют и  недостатки, пробелы в профессиональной подготовке водителей, а также в  их нравственно-правовом воспитании. У  многих из них выработаны уважение к правовым нормам, их четкое понимание  и безусловная готовность исполнять  содержащиеся в них правила предосторожности в любой ситуации, высокая техническая культура.

Информация о работе Предупреждение автотранспортных преступлений