Методика расследования экологических преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть методику расследования экологических преступлений.
Задачи работы:
— дать криминалистическую характеристику экологических преступлений;
— рассмотреть типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования;
— рассмотреть первоначальные и последующие следственные и иные действия;
— охарактеризовать проблемы расследования экологических преступлений.

Оглавление

Введение .........................................................................................3
1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений ........5
2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования .9
3. Первоначальные и последующие следственные и иные действия .........12
4. Проблемы расследования экологических преступлений .....................20
Заключение ....................................................................................25
Список использованной литературы .....................................................26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Криминалистике на тему.docx

— 36.22 Кб (Скачать)

Курсовая работа по Криминалистике на тему "Методика расследования экологических преступлений"

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение .........................................................................................
1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений ........5 
2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования .9 
3. Первоначальные и последующие следственные и иные действия .........12 
4. Проблемы расследования экологических преступлений .....................20 
Заключение ....................................................................................25 
Список использованной литературы .....................................................26

ВВЕДЕНИЕ

Задачи успешного расследования  преступлений, как показывает следственный опыт, не могут быть решены достаточно быстро и методически правильно только с помощью средств и приемов криминалистической техники и тактики. Профессионально раскрыть преступление по горячим следам и при отсутствии таковых, решить все остальные задачи их расследования, определенные уголовно-процессуальным законом, в установленные им сроки практически невозможно, не руководствуясь при этом специальными научно разработанными системами методов ведения следствия и предупреждения преступлений. 
Методика расследования отдельных видов преступлений как часть криминалистики имеет своей основной и главной задачей вооружить следователей необходимым для их профессиональной деятельности научно-методическим комплексом знаний и навыков раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений в разных следственных ситуациях, возникающих в процессе указанного вида криминалистической деятельности. 
Цель работы: рассмотреть методику расследования экологических преступлений. 
Задачи работы: 
— дать криминалистическую характеристику экологических преступлений; 
— рассмотреть типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования; 
— рассмотреть первоначальные и последующие следственные и иные действия; 
— охарактеризовать проблемы расследования экологических преступлений. 
Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Уголовного кодекса Российской Федерации , а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды ученых-криминалистов: Г. А. Матусовского, Н. П. Яблокова, Р. С. Белкина и др. 
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. 
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект и цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Содержание первой главы работы составляет криминалистическая характеристика экологических преступлений. 
Вторая глава посвящена вопросам планирования расследования экологического преступления. 
В третьей главе рассмотрены первоначальные и последующие следственные и иные действия при расследовании экологических преступлений. 
В четвертой главе обозначены проблемы расследования экологических преступлений. 
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы и предложения по рассматриваемой проблеме.

1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Деяния, относящиеся к группе экологических преступлений, весьма разноплановы, но все они связаны с нарушением самых различных правил, требований, положений и норм экологического характера, обеспечивающих экологическую безопасность природного и животного мира и населения (гл. 26 УК РФ). 
Криминалистические характеристики всех входящих в эту группу общественно опасных деяний и особенно снизанных с нарушением правил охраны окружающей среды (при производстве различных работ, охране полной и воздушной среды, рыбных запасов, землепользовании, использовании недр и обращении с экологически опасными веществами и отходами) в основном однотипны. 
Однотипность криминалистических характеристик экологических преступлений обуславливается сходством основных, важных с криминалистической точки зрения их черт и признаков, позволяющих уяснить их криминалистическую суть. В частности, имеется в виду сходство в своеобразии преступного поведения правонарушителей, обстановки, механизма и мотивов совершения данных преступлений, типологических черт правонарушителей, характера и тяжести причиненного ущерба. 
Типичность преступного поведения субъектов данного вида в основном объясняется тем, что оно связано с нарушением таких экологических нормативов и правил, которые практически все должны выполняться в технологических процессах различного рода работ. Эта однородная деятельностная сфера накладывает на волевое поведение правонарушителей определенное сходство, проявляющееся чаще всего в определенных сочетаниях их преступных действий и бездействия. Комбинации же различных видов действий и бездействия, составляющих своеобразие волевого преступного поведения субъектов данных преступлений, чаще всего возникают под влиянием взаимодействия различных факторов окружающей обстановки и свойств личности правонарушителей, т.е. в результате взаимодействия объективного и субъективного. В указанный образ преступного поведения включаются и особенности непосредственного воздействия вредных производственных факторов, например, сброса, выпуска и иного проникновения в окружающую среду (водную, воздушную, почвенную и др.) вредных (опасных) жидких или газообразных веществ и захоронения их отходов. 
Для обстановки совершения экологических преступлений чаще всего характерна сфера промышленного, строительного или сельскохозяйственного производства замкнутого технологического цикла с наличием химически и биологически вредных отходов, с недостаточно высоким технико-управленческим уровнем организации данных работ (особенно в области содержания очистных сооружений), не вполне высокой производственной дисциплиной при отсутствии должной требовательности со стороны руководителей производства и соблюдения всех экологических требований к технологическим и эксплуатационным процессам. Выявление особенностей сложившейся обстановки позволяет быстро определить, на что следует обратить особое внимание в процессе ознакомления с технологическими процессами, при осуществлении которых имело место загрязнение, при осмотре мест загрязнения и очистных сооружений, изучении производственного оборудования и документов, а также определить, кого и о чем следует допрашивать в качестве свидетелей и какие документы еще следует изъять, изучить и др. Уяснение типичных особенностей указанной обстановки позволяет быстрее выявить источник загрязнения и виновных в этом лиц. 
Механизм преступления складывается из многих элементов, и прежде всего из своеобразия технологической стороны преступного поведения (в той или иной комбинации поведенческих актов) лиц, ответственных за соблюдение природоохранительных правил, направленных неправомерных действий конкретных исполнителей производственной операции и элементов технически ненадлежащего функционирования отдельных систем — источников вредных отходов. Эта часть механизма обычно недостаточно ярко проявляется вовне. В то же время в механизм включается процесс сброса (выброса) вредных отходов (жидких или газообразных) и их иного проникновения в окружающую среду и соответствующее биологическое или химическое действие на среду, а также действие различных производственных и строительных процессов, природных факторов (грунтовых вод, течений рек, воздушных потоков и т.п.), процесс насыщения воды или воздуха вредными веществами. Картина данной части механизма может быть стертой (при длительном и постепенном выделении и проникновении) и очень яркой (при залповом сбросе или выбросе вредных отходов в воду или воздух и т.д.). Установление всех элементов механизма и их оценка имеют существенное значение для выявления причинной цепи в ходе расследования. 
Мотивы подобной преступной деятельности могут быть связаны с неправильностью поведения из-за неумения правильно оценить сложившуюся в производстве критическую обстановку с экологической точки зрения, из-за нигилистического отношения к различного рода нормам поведения и особенно к требованиям экологии, по корыстным мотивам, но чаще всего — с нежеланием обременять себя заботами о вкладывании средств в дело обеспечения экологической безопасности своего производства и проведение соответствующих работ. 
Типологические особенности правонарушителей в основном сходны с мотивами и типичными чертами, свойственными субъектам преступлений по делам о нарушении правил безопасности труда. 
Наступившие или возможные последствия, с обнаружения которых начинается расследование, могут быть различными, но всегда связаны либо с причинением вреда здоровью людей, или с загрязнением рек, водоемов, морей, воздуха, почвы, а также отравлением людей, гибелью рыбы, животных, птиц и растительного мира. Четкое установление характера наступивших последствий, в том числе и по криминалистическим следам, имеет важное значение не только для выбора комплекса соответствующих первоначальных и последующих следственных действий, но и для установления вида и размера причиненного материального ущерба. 
С учетом характерных связей указанных элементов между собой определяется направление и средства поиска необходимой криминалистической информации в ходе расследования, включающей в себя получение сведений об обстоятельствах предмета доказывания, а именно о следующем: факте, времени и месте загрязнения; иных сведений об обстановке совершения преступления, характере и степени загрязнения, его механизме, источнике, лицах, виновных в загрязнении, и степени их, вины; величине нанесенного ущерба; причинах и обстоятельствах, способствовавших данному правонарушению.

2. ТИПОВЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ, ВЕРСИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ 
Первоначальные типовые ситуации по рассматриваемым делам, по данным следственной практики, во многом обусловливаются следующими факторами: характером первичных фактических данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, и их полнотой; объектом, местом и периодом (сезон, время года и т.д.) загрязнения, видом ущерба; отрезком времени, прошедшим с момента загрязнения до начала расследования; степенью сохранности следов загрязнения, материальных следов его механизма; степенью сохранности первоначального состояния обстановки происшествия и источника загрязнения. 
Кроме этих факторов определенную роль в формировании следственных ситуаций играют такие обстоятельства, как вид производства или иной функционирующей системы, в которых были допущены правонарушения, наличие необходимых документов, свидетелей, дополнительных справочных данных об обстановке, в которой было допущено нарушение и др. С учетом этих факторов можно выделить несколько следственных ситуаций, наиболее характерных для первоначального этапа расследования анализируемых преступлений: 
1) первичная информация о факте загрязнения, порче, повреждении земли, водных и воздушных сред и иных объектов экологической защиты поступает от органов, осуществляющих государственный экологический контроль за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности. Основными из них являются Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэ-кология), Министерство природных ресурсов РФ и органы департамента санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. Частично контрольные функции в этой области осуществляют и органы Госгортехнадзора и Госатомнадзора России. 
В материалах проверок фактов загрязнения природной среды обычно содержатся сведения об обстоятельствах происшествия, его источниках и наиболее вероятных причинах, факте нарушения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на ту или иную природную среду и иных экологических норм, влекущих за собой загрязнение окружающей природной среды. Такая ситуация чаще всего возникает при загрязнении рек, озер, морей, почвы, реже воздушных бассейнов. С момента загрязнения природной или животной среды до возбуждения уголовного дела прошло незначительное время (до двух недель). Следы загрязнения остались без изменений; 
2) первичная информация та же, что и в первой ситуации, но с момента загрязнения до возбуждения дела прошло много времени. Следы загрязнения сохранились частично или почти не сохранились. Источники загрязнения в прежнем виде не сохранились. Есть документы и свидетели; 
3) первичные материалы составляют сообщения отдельных граждан, представителей общественности, общественных экологических организаций, учреждений о факте загрязнения воды, воздуха, почвы. Дело возбуждается по материалам проведенного осмотра места происшествия. Следы загрязнения почти полностью сохранились. Источник и механизм загрязнения не ясен. Вещества-загрязнители известны или неизвестны. 
В первичных материалах первых двух следственных ситуаций обычно содержатся значительные сведения об отдельных обстоятельствах расследуемого события, о его наиболее вероятных причинах, круге ответственных за него лиц. Поэтому следственные версии о механизме, причинах и виновных лицах должны быть как можно более конкретными. 
В третьей ситуации на основе полученных первичных сведений чаще всего выдвигаются версии о виде производства и другого функционирующего в данном регионе объекта, отходы которого могли загрязнить воду, воздух, почву, нанести урон животному миру. При обнаружении такого предприятия, организации выдвигаются версии о механизме загрязнения, о его причинах и виновных лицах. 
Типовые следственные ситуации на последующей стадии расследования такие же, как и по делам о нарушениях правил безопасности труда. 
В процессе составления плана расследования и выдвижения необходимых следственных версий с учетом выявленных криминалистических особенностей расследуемого события намечается круг следственных и иных действий, которые должны быть проведены для выяснения технологических циклов очистки и средств защиты от загрязнения соответствующей природной среды, необходимых обстоятельств в соответствии со сложившимися первоначальными и последующими следственными ситуациями. Чаще всего в комплекс следственных действий входят осмотр места (района) загрязнения и иных объектов (отдельных агрегатов технологического цикла очистки отработанного продукта от вредных веществ, производственной территории и др.), изъятие и изучение документов, допрос свидетелей и обвиняемых, очная ставка, следственный эксперимент, назначение и проведение экспертизы. К числу иных действий относятся ознакомление с технологическим циклом очистки и иными техническими вопросами, истребование различного рода документов, справочных данных, консультаций с различного рода специалистами, роль которых по этим делам очень важна, и др.

3. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 
В первых двух следственных ситуациях, возникающих в начале расследования, в комплекс первоначальных следственных и иных действий целесообразно включать: осмотр места происшествия, осмотр агрегатов, установок, очистных сооружений, коллекторов и других производственных объектов и сооружений, изъятие, осмотр и изучение необходимой технической документации, экологических норм, санитарных, технологических и иных правил, приказов, инструкций, положений, лабораторных журналов, имеющихся указаний и заключений контрольных органов; допрос свидетелей, а иногда и назначение экспертиз, изучение технологических циклов очистки. 
К определению очередности проведения указанных действий желательно подходить с учетом всех особенностей следственной ситуации. Как правило, расследование должно начинаться с осмотра места происшествия и очистных и иных сооружений и особенно, когда место происшествия изменялось лишь частично. Последующие за осмотром допрос очевидцев происшествия или лиц, первыми обнаруживших факт загрязнения водоема, воздуха или почвы, ознакомление с экологическими и санитарно-техническими нормами и технологией соответствующего производства позволят следователю быстрее войти в курс дела и целенаправленнее провести дальнейшие действия. При полностью изменившейся обстановке места происшествия его осмотру с учетом конкретных условий может предшествовать изучение нарушенных правил, технической документации, а иногда и допрос свидетелей. 
Третья типичная следственная ситуация имеет много общего с начальными ситуациями по таким уголовным делам, в информационной базе которых имеются данные о характере преступных последствий, а все остальное пока неизвестно. В данных случаях осмотр места загрязнения, допрос лиц, первыми обнаруживших факт проникновения в ту или иную среду вредных веществ или пострадавших от них, экспертиза веществ, загрязнивших воду, воздух или почву, и истребование информации о круге предприятий региона, использующих эти вещества, обычно бывают основными источниками получения первичных фактических данных по делу. Эти следственные действия и проводятся в первую очередь. В целом же в комплекс следственных действий, харак терных для данной ситуации, обычно включаются следующие: осмотр места происшествия, осмотр отдельных производственных территорий, установок, очистных сооружений, следственный эксперимент, допрос свидетелей, потерпевших, назначение и проведение экспертиз естественно-технического профиля, изъятие, осмотр и изучение необходимой нормативно-экологической, сани-тарно-технической и управленческой документации. Иногда одним из важных первоначальных следственных действий становится следственный эксперимент, например, для проверки возможности попадания в водную или воздушную среду загрязняющих веществ. 
Своеобразие дальнейшего этапа расследования с методической точки зрения в значительной мере зависит от объема и качества фактического материала, который собирается в результате первоначальных следственных действий, а также от того, насколько далеко удалось продвинуться в проверке выдвинутых в начале расследования следственных версий. Наиболее часто он сводится к продолжению собирания, проверке и анализу доказательств путем последующих следственных действий, предъявлению обвинения, допросу обвиняемого, дальнейшему собиранию и анализу фактических данных до окончания следствия. Иногда указанный этап начинается с предъявления обвинения и допроса обвиняемого. К числу основных следственных действий, проводимых на последующей стадии расследования, обычно относятся допросы свидетелей и обвиняемых, очная ставка, выемка, осмотр и изучение новой документации, назначение и проведение экспертиз. 
К расследованию этих преступлений следователь, как правило, должен приступать предварительно вооружившись необходимыми знаниями о нормативных требованиях по экологической охране той среды, которая была загрязнена (повреждена), о технологических процессах ее защиты. В тех случаях, когда расследование начинается не сразу после обнаружения факта загрязнения, эти знания следователь может получить до осмотра места происшествия, в ходе него и после него. При начале расследования сразу после выявления факта загрязнения часть такой информации он может получить в ходе осмотра, а остальное — до и после него. 
Осмотр места происшествия и других объектов. Осмотр места происшествия и различного рода иных объектов при возбуждении дела сразу после выявления факта загрязнения окружающей среды и в иных случаях, когда сохраняются следы содеянного, целесообразно проводить как можно быстрее. Именно это позволяет собрать важные сведения по делу, к числу которых можно отнести данные об обстановке, механизме, особенностях и масштабе загрязнения. Кроме того, осмотр позволяет обнаружить и зафиксировать различные материальные следы преступления. 
Осмотру по этим делам обычно подвергаются следующие объекты: 
— участки окружающей среды, подвергшиеся загрязнению и 
порче (водоемы, реки, их берега, примыкающая территория, участки территории в зоне загрязнения атмосферы, почвы и др.); 
— приведенные в негодность объекты (погибшая рыба, животные, отравленная сельскохозяйственная продукция и др.); 
— очистные сооружения, отстойники, пруды-накопители и иные средства утилизации, обеззараживания и очистки вредных выбросов и отходов различных предприятий, сети трубопроводов, водостоки; 
— производственная территория (вместе с помещениями); 
— свалки, места вывоза отходов, хранения вредных веществ; 
— транспортные средства, предназначенные для вывоза производственных отходов. 
Осмотр целесообразно производить с участием соответствующих специалистов — работников органов Госкомэкологии и Министерства природных ресурсов, санитарно-эпидеомиологическо-го надзора, Госгортехнадзора, Госатомнадзора. 
Осмотр места происшествия проводится по отдельным узлам, в числе которых могут быть места загрязнения, трубопроводы и водостоки, ведущие к нему, очистные сооружения, отстойные колодцы и т.д. Начинать осмотр лучше всего с места обнаружения следов загрязнения с последующим расширением границ осмотра с учетом сложившихся ситуаций, важности и взаимозависимости выделенных узлов осмотра. Специфическим для данного вида осмотра действием является отбор проб (с помощью специалиста) в той или иной среде (воде, грунте, воздухе) в зависимости от сферы загрязнения. 
Результат осмотра необходимо дополнить путем составления планов и схем исследуемого участка и объектов. Особенно важно графически изобразить загрязненный участок и все технологические элементы (очистные сооружения, канализацию, трубопроводы, путь прохождения вредных веществ, места выхода в окружающую среду и т.д.). Помимо этого крайне важно зафиксировать осматриваемые территории и объекты с помощью фото- и киносъемки или видеозаписи. Пробы воды, грунта и атмосферного воздуха, а также экземпляры животного и растительного мира, подвергшиеся загрязнению (во избежание их порчи), сразу же после осмотра должны быть немедленно отправлены на исследование в соответствующие лаборатории органов, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды. Любое запаздывание в таких случаях может привести к порче образцов и невозможности их дальнейшего использования. Проведение первоначальных исследований проб и образцов не препятствует их последующему экспертному изучению. 
Основные сведения о порядке технологических, производственных и иных процессов, о способах и системах защиты окружающей среды от вредных отходов производства и быта, о техническом состоянии очистных средств, круге лиц, ответственных за безвредность производственных и иных процессов, могут быть получены из различных документов, имеющихся на изучаемых предприятиях, материалов органов, осуществляющих надзор за соблюдением законов об охране природы. 
Собирание и осмотр — изучение документов. Все необходимые следователю документы могут быть получены с помощью выемки, обыска и других следственных действий, а также путем их истребования из предприятий (организаций). Основные документы, в которых может содержаться важная для расследования данных дел информация, можно разбить на несколько групп: 
1) нормативные акты, в которых может содержаться важная для расследования информация по вопросам экологической охраны, например, Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г . и другие нормативные акты, разрабатываемые па основе этого Закона применительно к данной отрасли производства; 
2) нормативы, устанавливающие предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоемах, реках, атмосфере и почве*, а также предельный уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух и другие среды; 
3) документы, регулирующие нормальную деятельность конкретных предприятий, организаций, учреждений и обеспечивающие решение производственных задач, в том числе и в области экологической охраны природы (положения, инструкции, указания, распоряжения, приказы, материалы государственной отчетности); 
4) документы, характеризующие организационно-технический режим работы и техническое состояние очистных сооружений и связанных с ними систем на конкретном предприятии (оперативно-производственные и санитарно-лабораторные журналы, акты обследования предприятий, паспорта очистных сооружений, справки, указания, предписания органов надзора, накладные, путевые листы транспортных организаций, обеспечивающих перевозку отходов, иные документы, отражающие сведения о выработке, хранении, переработке токсичного сырья и вредных отходов); 
5) ведомственные документы, фиксирующие обстоятельства и причины расследуемого происшествия (материалы проверки обстоятельств загрязнения органами экологического контроля, акты судебно-медицинского освидетельствования потерпевших, заключения о количестве и стоимости погибшей рыбы, сельскохозяйственной продукции, исковые заявления, документы по затратам и др.). 
Круг перечисленных документов не исчерпывающий. В каждом конкретном случае расследования может возникнуть необходимость в получении и изучении и других документов, например справок о состоянии погоды, гидрометеорологических материалов и др. 
Осмотр и изучение документов целесообразно осуществлять по правилам, характерным для дел о нарушении правил охраны труда и техники безопасности. 
Допросы. В ходе расследования уголовных дел об экологических преступлениях чаще всего приходится допрашивать свидетелей и обвиняемых, а иногда и потерпевших. При этом наиболее обширный круг допрашиваемых составляют свидетели. В качестве свидетелей могут допрашиваться очевидцы загрязнения, лица, первыми обнаружившие факт загрязнения, работники контрольных органов в сфере экологической охраны окружающей среды, работники государственных органов, должностные лица и рядовые-работники предприятий (организаций), деятельность которых привела к загрязнению окружающей среды, работники проектных и монтажных организаций, а также вышестоящих ведомственных организаций и другие лица. 
Основной задачей допроса свидетелей является собирание необходимой информации о следующем: об обстоятельствах и признаках самого загрязнения воды, воздуха, почвы и иных природных объектов; в чем конкретно выразилось ухудшение состояния природных объектов (снижение качества воздуха, воды, непригодность к использованию); о механизме и причинах загрязнения; основных технологических вопросах соответствующего производственного или иного процесса и лицах, ответственных за технологическую чистоту соответствующих процессов; лицах, ответственных за случившееся; организационных, технических и иных недостатках в производственной деятельности, способствовавших содеянному, а также о состоянии дел с нейтрализацией вредного влияния на людей и окружающую природную среду токсичных материалов и продуктов отхода на данном предприятии и другие обстоятельства. 
Допрос указанных лиц проводится по общим тактическим правилам для дел, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных функций в области безопасного использования техники. 
Назначение судебных экспертиз. На любой стадии расследования преступных нарушений указанных правил обычно возникает необходимость в специальных познаниях для решения возникающих в ходе следствия вопросов. При этом могут потребоваться ветеринарные, биологические (ихтиологические), химические, технические, медицинские, гидрометеорологические и иные специальные знания, а также комплекс специальных знаний из области специальных нормативных требований в природоохранительной области. Такие экспертизы получили название экологических экспертиз. 
Эти экспертизы следует отличать от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. 
Для начальной стадии расследования весьма характерно назначение эколого-химических, ихтиологических, ветеринарных, а иногда и судебно-медицинских экспертиз. При этом назначаются они чаще всего в целях установления химического состава загрязненной природной среды, выявление характера вредных веществ, попавших в эту среду, степени ее загрязненности и уровня превышения предельно допустимых концентраций указанных веществ, причин смерти и заболевания людей или возможности наступления указанных последствий, гибели или заболевания рыбы и животных, а также уничтожения кормовой базы водоемов и выпасов. 
Для последующей стадии типичны различные виды эколого-технических экспертиз (строительно-техническая, технологическая, промышленно-техническая, агротехническая, гидротехническая, санитарно-техническая, гидрометеорологическая и др.), назначаемых для решения вопросов проектного, технического и технологического характера. 
При назначении судебных экспертиз и подготовке материалов для их производства следователю целесообразно проконсультироваться со специалистами, проводившими ведомственные, межведомственные и вневедомственные проверки. В качестве экспертов желательно приглашать специалистов соответствующих научно-исследовательских и учебных институтов, средних специальных учебных заведений, родственных промышленных предприятий и органов контроля за соблюдением законов об экологической охране природы (при условии, что выбранные специалисты не участвовали в проверке обстоятельств расследуемого события и не заинтересованы в исходе дела).

4. ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 
Совсем недавно считалось, что природные богатства планеты неисчерпаемы, а запас прочности природной среды позволяет почти бесконтрольно её эксплуатировать. Ускоренное развитие научно-технической революции и бурный рост промышленного, сельскохозяйственного производства усугубили нарастающий во времени и пространстве процесс загрязнения и иных отрицательных антропогенных нагрузок на природу в целом, показав ошибочность этой позиции. На сегодняшний день человечество уже израсходовало одну треть всех природных богатств мира. 
В короткий срок проблема охраны окружающей среды превратилась в одну из глобальных общечеловеческих проблем, от которой зависят жизнь и здоровье как нынешнего, так и будущего поколений людей. 
Большое место в охране окружающей среды отводится мерам правового характера, в том числе в борьбе с экологическими преступлениями, количество которых постоянно растет. Но все же деятельность правоохранительных органов в этой сфере пока ещё нельзя назвать успешной. Лица, виновные в преступных загрязнениях атмосферного воздуха, водных объектов, лесов, земли, в большинстве своем остаются практически безнаказанными. В ряде случаев, даже если криминал налицо, уголовные дела вообще не возбуждаются или необоснованно прекращаются. Вызывает критику и само качество расследования: его всесторонность, полнота, объективность. Многие обстоятельства, подлежащие доказыванию, остаются невыясненными или недостаточно всесторонне, полно и объективно установленными. 
Опрос следователей, в производстве которых находились уголовные дела о загрязнениях водоемов и атмосферного воздуха, показывает, что в ряде случаев установление истины затрудняется вследствие незнакомства с методикой расследования данных преступлений, отсутствия специальных познаний. Следует отметить, что и сама эта методика требует дальнейшей разработки. 
Данная тема является проблемной в том отношении, что, как показало обобщение следственной и судебной практики, дознание и следствие по данной категории дел проводятся поверхностно, с грубыми процессуальными нарушениями, которые не позволяют во всех случаях выносить обоснованные приговоры. 
Одной из причин подобной ситуации, по мнению автора, является, во-первых, отсутствие у следователей глубоких и специфических познаний в области экологии, охраны окружающей природной среды и рационального природопользования; во-вторых, в производстве следователя, как правило, помимо уголовных дел, связанных с расследованием экологических преступлений, находятся, по их словам, «более серьезные дела», к которым относятся кражи, убийства, грабежи, изнасилования и др. Безусловно, было бы неразумно отрицать важность и серьезность расследования подобных преступлений, ведь они посягают на самое ценное — жизнь, собственность, права и свободы личности. Однако более серьезными они являются лишь с той точки зрения, что они нарушают естественные права человека, и, следовательно, при возбуждении уголовного дела (например, кражи) следователь общается с «реальным потерпевшим», возникает определенный психологический контакт. 
При расследовании же экологических преступлений реальный потерпевший как таковой отсутствует (за исключением тех случаев, когда путем причинения вреда окружающей природной среде наносится ущерб здоровью, имущественным и иным правам человека). Есть лишь окружающая среда в качестве потерпевшего, даже, можно сказать, в качестве «формального потерпевшего» (следователь при расследовании данной категории дел не общается непосредственно с потерпевшим, так как его реально не существует, — он может только оценить вредные последствия преступления). Но это огромное заблуждение, так как в данном случае потерпевшими будут являться все люди, потому что, допуская совершение преступных загрязнений воды, атмосферного воздуха, мы, прежде всего, причиняем огромный вред самим себе, хотя зачастую и не задумываемся об этом. Экологические преступления также затрагивают право человека на жизнь, на здоровье, на благоприятную окружающую среду... Более того, они носят глобальный характер, так как в большинстве случаев касаются не одного человека, а тысячи, сотни, порою и миллионы людей. 
Немаловажной причиной низкого уровня раскрытия экологических преступлений является и существующая в нашей стране система раскрытия преступлений. Допустим, в производстве следователя находятся десять уголовных дел, из них восемь — против личности, собственности и т.п., и два — экологических преступления. Не нужно долго думать, чтобы понять, какие дела следователь будет расследовать в первую очередь, и производство каких дел постарается прекратить. 
По мнению автора данной работы, в России необходимо создать систему органов, которые будут заниматься расследованием именно экологических преступлений. Безусловно, определенные шаги в этом направлении сделаны. В частности, создана система природоохранных прокуратур, которую образуют Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, объединяющая прокуратуры бассейна р.Волга и действующая на правах областной прокуратуры, межрегиональная природоохранная прокуратура г.Москвы и Московской области и межрайонные природоохранные прокуратуры, подчиняющиеся прокурорам республик, краев, областей и автономных округов (всего около 46 межрайонных природоохранных прокуратур — Тюменская, Ханты-Мансийская, Омская, Новгородская и др.). Однако среди всех существующих прокуратур можно выделить лишь одну, которая является показателем эффективной работы в этом направлении — Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. 
В ряде субъектов Федерации созданы и такие структурные подразделения, как экологическая милиция, которая также занимается расследованием, пресечением и предупреждением экологических преступлений и правонарушений. 
В то же время, по мнению Генерального прокурора РФ Устинова В.В., в целом работа данных природоохранных прокуратур пока малоэффективна. Во многих местах еще не выработана система надзора. Да и состояние законности в сфере экологии анализируется поверхностно, а проверки исполнения законов проводятся преимущественно по заданиям Генеральной прокуратуры. Отмечается, что некоторым прокурорам — в Республике Алтай, в Санкт-Петербурге и в других субъектах РФ — недостает остроты и принципиальности в оценке выявляемых нарушений природоохранительного законодательства. Слабо применяются меры уголовного и гражданско-правового воздействия природоохранные органы порой пассивны в работе по выявлению и предупреждению экологических правонарушений. И в их собственной деятельности нарушения закона, к сожалению, многочисленны. И они — органы государственного экологического контроля — очень ослаблены в последние годы неоправданно частыми реорганизациями. 
В последнее время в России наметились следующие тенденции: чем больше мы говорим об экологии, о ее глобальном характере, о необходимости беречь природные ресурсы, тем больше наши «верхи» прилагают усилий разрушить то малое, что у нас было за эти годы. В частности, 17 мая 2000 года был ликвидирован Государственный Комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология) и все его контролирующие функции переданы Министерству природных ресурсов, которое само является природопользователем. Во всех развитых государствах функции природопользования и функции охраны окружающей природной среды разделены. И в настоящее время существует лишь две страны, в которых данные функции выполняет один и тот же орган, — Россия и Гондурас. 
Не так давно Приказом Генерального прокурора в отдельных субъектах Федерации были ликвидированы межрайонные природоохранные прокуратуры (в их числе и Тюменская межрайонная природоохранная прокуратура), и все производство передано в областные прокуратуры. 
Конечно, Россия сейчас (и полгода, и год, и семь-восемь лет назад, и до 17 августа, и после, и во время радикальной экономической реформы, и перед ней — в период перестройки) настолько погружена в свои до предела острые внутренние проблемы, что ей не до глобальной экологии, ведь даже окружающей среде на собственной территории уделяется совершенно недостаточное внимание.

Информация о работе Методика расследования экологических преступлений