Экологические преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:06, доклад

Краткое описание

Закон об охране окружающей природной среды устанавливает систему природоохранительных органов, определяет принципы проведения государственного экологического контроля и государственной экологической дисциплины, перечень платежей за природопользование, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и ряд других положений, регламентирующих базовые природоохранительные отношения.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 27.07 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

Костанайский филиал

 

Кафедра права

 

 

Доклад

На тему: Экологические преступления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай 2012

Экологическая проблема в  нашей стране и в большинстве  стран мира - одна из важнейших экономических  и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское  отношение к природе поставило  мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь  критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность  жизни.

На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. генеральный секретарь конференции Морис Стронг заявил: "Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация". Перед человечеством со всей очевидностью встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране окружающей природной среды.

За последние 15-20 лет во всех промышленно развитых странах  разработан и осуществлен комплекс экономических, технических, технологических, правовых и других мер, направленных на охрану окружающей среды. Развивается природоохранительное законодательство, возникают общества, движения и организации, помимо государственных, выступающие против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Вместе с тем среди  части населения все еще бытует мнение о неисчерпаемости природных  ресурсов, о беспредельных возможностях окружающей среды к самовосстановлению, что приводит к недооценке характера  и степени общественной опасности  нарушений природоохранительного  законодательства.

За последние 10 лет сложилась  устойчивая тенденция увеличения абсолютного  числа регистрируемых экологических  преступлений. Так, в 1999 г. было зарегистрировано 12 413 экологических преступлений, что  составило по отношению к 1990 г. + 363,7%*(495).

Право каждого на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением, провозглашается  Конституцией РФ (ст. 42).

Одной из гарантий этого  права является научно обоснованная система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной  среды от наиболее опасных посягательств  на экологическую безопасность человека и природы.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые  в истории уголовного законодательства нашей страны выделил самостоятельную  главу "Экологические преступления", поместив ее в разд. IX "Преступления против общественной безопасности и  общественного порядка". Таким  образом, законодатель определил родовой  объект экологических преступлений с учетом их специфики: экологическая  общественная безопасность и экологический  общественный порядок.

Выделение в самостоятельную  главу Кодекса экологических  преступлений обусловлено:

во-первых, совершенствованием системы уголовного законодательства, предполагающим четкое структурное  подразделение Особенной части  в зависимости от родового и видового объектов;

во-вторых, многочисленными  нарушениями природоохранительного  законодательства, что сделало необходимым  создание системы экологического уголовного законодательства, обеспечивающей защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств;

в-третьих, международными договорами в области охраны окружающей среды, задачей которых являются обеспечение  всеобщей экологической безопасности и развитие международного природоохранительного  сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений.

В настоящее время действует  более 300 международных соглашений по охране окружающей среды*(496). В них  предусмотрены как деликты, ответственность  за которые несут государства, так  и международные уголовные преступления физических лиц, например, загрязнение  окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными и другими опасными веществами в результате деятельности человека. Активно осуществляется двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды России с Норвегией, Финляндией, Данией, Германией, Францией, Канадой, Великобританией, США и  другими странами. Такое сотрудничество необходимо для обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранительного  законодательства.

В процессе формирования главы  Кодекса "Экологические преступления" была разработана система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств. Диспозиции всех статей, предусматривающих ответственность  за экологические преступления, являются бланкетными и отсылают к различного рода законам и подзаконным нормативным актам, в которых сформулированы требования экологической безопасности. Одно из первых мест среди них занимает Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"*(497). Этот Закон, не являясь уголовно-правовым актом, играет значительную роль при установлении пределов ответственности и признаков составов конкретных экологических преступлений.

Закон об охране окружающей природной среды устанавливает  систему природоохранительных органов, определяет принципы проведения государственного экологического контроля и государственной  экологической дисциплины, перечень платежей за природопользование, экологические  требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе  в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и ряд  других положений, регламентирующих базовые  природоохранительные отношения.

Признавая ведущую роль этого  Закона, нельзя не отметить в то же время, что несвоевременный учет назревших  изменений в природоохранной  деятельности привел к несколько  затруднительному его использованию  из-за наличия ряда статей декларативного содержания либо, наоборот, по причине  отсутствия положений, регламентирующих сложившиеся на практике правоотношения.

Нормативная база Российской Федерации об охране окружающей среды  обширна и многообразна. Экологическое  законодательство только на федеральном  уровне содержит более 800 законодательных  и других нормативных актов.

Глава Кодекса "Экологические  преступления" содержит 17 статей, предусматривающих  ответственность как за посягательства на окружающую природную среду в  целом (ст. 246-248, 262), т.е. носящие общий  характер, так и за специальные  экологические преступления, т.е. посягающие на отдельные объекты (компоненты, составные  части) природы (ст. 249-261).

Общие экологические преступления посягают на экологическую безопасность окружающей среды в целом и  населения. Все они представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают  действующие законы и подзаконные  акты. Ответственность за эти преступления в прежнем уголовном законодательстве предусмотрена была только частично*(498).

Помимо экологических  преступлений общего характера в  Уголовном кодексе предусмотрена  ответственность и за специальные  экологические преступления, которые  причиняют ущерб отдельным объектам (компонентам) окружающей среды - атмосферному воздуху, почве, недрам, поверхностным  или подземным водам, растительному  или животному миру и пр. (ст. 249-261).

Во многих случаях экологические  преступления общего характера причиняют  вред и отдельным компонентам  природы. Например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ может повлечь за собой  порчу земли, загрязнение вод, гибель растительности. В этих случаях квалификация определяется в соответствии с правилом о конкуренции норм.

Несмотря на защиту и оздоровление окружающей природной среды, влияние  на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством  все большего числа новых веществ  и выбросами их в окружающую среду, увеличением отходов и другими  факторами, которые приводят к изменению  естественных ландшафтов, загрязнению  атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации.

В качестве примера можно  привести Москву - важнейший в стране политический, промышленный, научный  и культурный центр. Особенности  экологической обстановки города определяются значительной концентрацией промышленного  производства при высокой плотности  населения. На его территории проживает  свыше 6% населения России, функционируют  более 2500 промышленных предприятий  и иных объектов, негативно воздействующих на состояние окружающей среды. Основные источники загрязнения водных объектов Москвы - это городские станции аэрации, сбрасывающие недостаточно очищенные сточные воды в р. Москву; поверхностный сток с селитебных территорий и промплощадок; сточные воды промышленных предприятий, имеющих самостоятельный выпуск сточных вод в водные объекты.

Экологической проблемой  столицы является и состояние  атмосферного воздуха. Основными и  постоянными источниками загрязнения  воздушной среды считаются предприятия  теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей  и нефтехимической промышленности, объекты коммунального хозяйства, а также транспорт. Наибольшую опасность  для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных  веществ в окружающую среду и  накопление радиоактивных отходов. Проблема утилизации, переработки, уничтожения  и захоронения токсичных отходов  остается одной из самых острых.

Видовым объектом рассматриваемой  группы преступлений, как уже отмечалось, являются общественные отношения, обеспечивающие экологический порядок и экологическую  безопасность как населения, так и окружающей природной среды.

В уголовно-правовой литературе высказываются различные мнения относительно объекта экологических  преступлений. Например, объектом этих преступлений "...является сложный  целостный комплекс фактических  общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки. Рациональное и соответствующее нормам экологического законодательства осуществление этих отношений обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность"*(499). В другой работе объект определяется как "...специфическая группа однородных комплексных общественных отношений, сложившихся в обширной сфере взаимодействия общества и природы, которые охватывают собой отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Составным элементом этой социальной общности является и экологический правопорядок"*(500).

Представляется, что названные  определения видового объекта выходят  за рамки уголовно-правовых общественных отношений, к тому же они излишне  сложны и многословны.

Общественные отношения, обеспечивающие экологический порядок  и экологическую безопасность, охватывают, по нашему мнению, весь комплекс тех  правоохраняемых интересов, которые защищаются уголовно-правовыми нормами. Экологический порядок означает правильное, налаженное выполнение экологических правил, в том числе и правил рационального использования природных ресурсов. Экологическая безопасность*(501) предполагает защищенность как населения, так и окружающей среды в целом или ее компонентов от возможного причинения вреда, в том числе предусмотренного нормами уголовного закона.

Предметами экологических  преступлений являются природная среда  в целом и конкретные компоненты (ресурсы) окружающей природной среды, находящиеся в их естественном состоянии (вода, земля, леса, животный мир и  пр.).

Объективная сторона экологических  преступлений в подавляющем большинстве  заключается в несоблюдении или  нарушении специальных правил, установленных  в целях обеспечения экологического порядка и экологической безопасности, а также предупреждения экологических  преступлений. Основная масса статей Кодекса об ответственности за экологические  преступления сконструирована по типу материальных составов, что предполагает наступление общественно опасных  последствий (причинение вреда здоровью или смерть человека, гибель животных и растительности, изменение природных  свойств вод и воздуха и  т.п.), находящихся в причинной  связи с совершенным экологическим  преступлением.

С субъективной стороны экологические  преступления совершаются как умышленно (например, незаконная охота - ст. 258 УК), так и по неосторожности (например, уничтожение или повреждение  лесов - ст. 261 УК).

Мотивы и цели не включены законодателем в число обязательных признаков экологических преступлений. Однако они должны учитываться при  решении судом вопроса о виде и размере наказания в пределах санкции.

Субъект экологических преступлений, как правило, общий - лицо, достигшее 16 лет. Однако в отдельных случаях  субъектом является лицо, обладающее специальными признаками. Например, нарушение  правил охраны окружающей среды при  производстве работ могут совершить  лишь лица, ответственные за соблюдение определенных правил (ст. 246 УК). Кроме  того, квалифицирующим признаком  отдельных преступлений является использование  лицом своего служебного положения. Например, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК). Очевидно, что  в этих случаях субъект преступления - специальный.

Информация о работе Экологические преступления