Экологические преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможность самовосстановления небезграничны. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой как для нее, так и для человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Следовательно, нормы главы 26 УК РФ «Э

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1. Общая характеристика, понятие, система экологических преступлений
2.2. Виды уголовной ответственности за экологические преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

ответственность за экологические преступления.doc

— 188.50 Кб (Скачать)


2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1. Общая характеристика, понятие, система экологических преступлений

2.2. Виды уголовной ответственности за экологические преступления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможность самовосстановления небезграничны. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой как для нее, так и для человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Следовательно, нормы главы 26 УК РФ «Экологические преступления» направлены в первую очередь на охрану биологической основы существования человека и всего живого на Земле[1].

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира  с наихудшей экологической  ситуацией.  Загрязнение  природной  среды  достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического  характера,  не  принимая во внимание вред экологического характера и  здоровью  людей,  по  подсчетам специалистов,  ежегодно  составляют  сумму,  равную  половине  национального дохода  страны.  Экологическая  проблема  номер  один  в  РФ  -  загрязнение окружающей  среды.  Последовательно  ухудшается  здоровье  людей.   Средний возраст мужчин за последние годы  составил  всего  68  лет. Каждый  десятый ребенок  рождается  умственно   или   физически   неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в  3 - 6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна  треть  жителей  имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен[2].

По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 г.» приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2009 г. включает 34 города с общим числом жителей 9,7 млн. человек. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России в 2009 г. проводились в 250 городах (на два города больше, чем в 2008 г.). Уровень загрязнения атмосферы в городах остается высоким. В 40 субъектах Российской Федерации более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха. На территории России, по данным государственного мониторинга состояния недр, выявлено 6202 участка загрязнения подземных вод (2008 г. – 6118), при этом более 70% участков загрязнения выявлены в грунтовых водоносных горизонтах, обычно не являющихся источниками питьевого водоснабжения населения. В основном подземные воды загрязнены соединениями азота, нефтепродуктами, сульфатами, хлоридами, тяжелыми металлами, фенолами. Практически во всех субъектах Российской Федерации сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель. Интенсивно развиваются эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га.[3]

Изложенное свидетельствует,  что  жителям необъятной и богатой ресурсами России пора  осознать,  что нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло.  За все нужно платить: деньгами, введением  жестких  ограничений,  установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не  только  своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное  воздействие на природную среду есть не что иное, как  уничтожение  биологической  основы существования человека, современная форма каннибализма[4].

В  связи   с   этим,   государство   вынужденно   использовать   для предотвращения этих негативных последствий, один из  самых  строгих  рычагов воздействия   на    неправомерное    поведение    человека    –    уголовную ответственность.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Юридическая ответственность – одна из фундаментальных категорий юриспруденции. Она носит государственно-принудительный характер и неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания.

Государственное принуждение — специфическое воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но это не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность — это одновременно и претерпевание, которое всегда связано с применением мер государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая ответственность отличается от иной социальной ответственности.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения — это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении[5].

2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Уголовная ответственность — это вид юридической ответ­ственности, заключающейся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых уста­новлена его вина[6]. Уголовная ответственность начина­ется с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного су­дом. Основанием к наступлению уголовной ответственности яв­ляется совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ[7].

Уголовная ответственность применяется только судом за со­вершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нару­шителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций[8].

С точки зрения назначения санкций, установленных за эко­логические преступления, их можно отнести к менее тяжким преступлениям, так как наказание устанавливается, чаще всего, в виде наложения штрафа, ограничения свободы на срок до двух лет либо лишения свободы на срок до двух-трех лет[9]. Только по двум составам может быть применено наказание в виде лише­ния свободы на срок до восьми лет: за нарушение правил обра­щения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое заболевание лю­дей, и за уничтожение или повреждение лесов либо насажде­ний, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным обще­опасным способом или в результате загрязнения вредными ве­ществами, отходами, выбросами, отбросами         (ст. 247, 261 УК РФ).

Уголовную ответственность как правоотношения, возникающие с момента совершения преступления, в рамках которых и на основании закона уполномоченный на это государственный орган порицает (осуждает) преступное деяние, человека, его совершившего, ограничивает его правовой статус и возлагает на него обязанность вынужденно претерпеть лишения личного или имущественного характера исключительно с целью восстановления нарушенных законных прав потерпевшего и положительной ресоциализации сознания и поведения преступника[10].

Единственным основанием уголовной ответственности является деяние (действие или бездействие) общественно опасное, виновное и противоправное, то есть преступление, признаки которого заключены в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. Такой подход к определению основания уголовной ответственности логично приводит к выводу о том, что уголовная ответственность возникает одновременно с фактом совершения лицом указанного в законе деяния. Состав же преступления, определяя оптимально допустимую правовую дозировку соотношения объективных и субъективных признаков совершенного общественно опасного, виновного и противоправного деяния, выступает для правоприменительных органов единственно возможной моделью (эталоном) уголовно – правовой оценки (квалификации) преступления и лица, его совершившего.

В предыдущем Уголовном кодексе РФ отсутствовал ряд составов преступлений, из-за чего экологические правонарушения, являющиеся по своему характеру общественно-опасными деяниями, фактически оказывались за чертой уголовного закона. Новый Уголовный кодекс РФ ввел совершенно новый состав «экоцид» (ст. 358 УК), поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», что определило его основной объект. Экологическая же сфера здесь выступает как дополнительный объект. Диспозиция данной статьи предусматривает массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий вызывающих экологическую катастрофу. Санкция за это преступление – лишение свободы на срок – от 12 до 20 лет.

Основными особенностями уголовной ответственности являются[11]:

- она наступает за деяния в экологической сфере имеющие наивысшую общественную опасность;

- применяется только судом после обязательной уголовной процедуры и единственным основанием назначения наказания является приговор суда;

- имеет более суровые виды наказания, чем в других отраслях;

- субъектами здесь могут быть только физические лица, достигшие определенного возраста и вменяемые.

Уголовная ответственность в сфере экологопользования применяется только судом, и после проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Единственным основанием назначения уголовного наказания за экологическое правонарушения является приговор суда[12].

Уголовная  ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере экологопользования по сравнению с иными видами ответственности. Например, лишение свободы, конфискацию имущества, штраф, в несколько раз превышающий размер, установленный при административных взысканиях, лишение права занимать определенные должности и т. п.

К уголовной ответственности не могут привлекаться организации и их структурные подразделения, субъектом ответственности могут быть лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и вменяемые. В действующем законодательстве составы экологических преступлений предусмотрены в зависимости от объекта преступления.

В заключение этого параграфа, важно отметить, что уголовная ответственность в сфере экологопользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности.

 

 

2.1. Общая характеристика, понятие, система экологических преступлений

 

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. От 14 марта 2009г.) (далее Закон об охране окружающей среды) окружающая среда – это совокупность природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле[13].

Российское законодательство в области охраны окружающей среды, в том числе уголовное, призвано обеспечить экологическую безопасность общества, под которой ст. 1 Закона об охране окружающей среды понимает состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможно негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий[14].

Охрана окружающей среды в широком смысле слова – это деятельность органов власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий[15].

Информация о работе Экологические преступления