Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:38, контрольная работа
Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможность самовосстановления небезграничны. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой как для нее, так и для человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Следовательно, нормы главы 26 УК РФ «Э
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1. Общая характеристика, понятие, система экологических преступлений
2.2. Виды уголовной ответственности за экологические преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Охрана окружающей среды в узком уголовно-правовом значении – это деятельность правоохранительных и правоприменительных органов государства по предупреждению и пресечению экологических преступлений, а также привлечению к уголовной ответственности лиц, признанными виновными в их совершении.
В соответствии со ст. 41 Конституции государства в РФ всемерно поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию общества и его граждан. При этом «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»[16].
Между тем экологическая преступность в России имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. По своим масштабам она уже вышла на уровень экономической и насильственной преступности и причиняет совокупный ущерб равный почти половине всего национального дохода государства.
Уголовный кодекс РФ[17] впервые в истории уголовного законодательства Российской государственности содержит самостоятельную главу 26 «Экологические преступления», что служит одной из гарантий обеспечения, предусмотренного Конституцией РФ (ст. 42), права каждого на благоприятную окружающую среду. К числу экологических преступлений были отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и экологическую безопасность общества.
В главу 26 Уголовного кодекса РФ сформулированы 17 составов экологических преступлений, предусматривающих ответственность за посягательства на окружающую среду в целом (носят общий характер — ст. 246 - 248) и за специальные экологические преступления (посягают на отдельные объекты (компоненты, составные части природы) — ст. 249 - 262).
Но не все составы экологических преступлений вошли в главу 26 Уголовного кодекса РФ. Например, такой состав преступления, как экоцид, расположен в главе 34, устанавливающей ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, а уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243) – в главе 25 Уголовного кодекса РФ.
В литературе по экологическому праву встречаются различные определения экологического преступления. Так, В.В. Петров считает экологическим преступлением виновное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека[18].
А.П. Анисимов пишет, что «экологическими преступлениями являются виновные, общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду и причиняющие вред природной среде (содержащие реальную угрозу его причинения)»[19].
Опираясь на положения Закона об охране окружающей среды, можно сформулировать общее понятие экологического преступления. Экологическое преступление – это общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Для правильного применения уголовного закона при квалификации экологических правонарушений необходимо руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, данными в постановлении от 05.11.1998г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»[20].
В данном постановлении содержится разъяснение ряда вопросов, которые возникают при привлечении к уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Например, в постановлении разъясняется понятие причинение вреда здоровью человека, которое содержится в ст. 246 - 248, 250 - 252 и 254 УК РФ. Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.
Важное значение имеет определение содержания понятия существенный экологический вред. Это понятие характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в 3 раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта,
уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Относительно ст. 246 УК РФ Верховный Суд РФ отметил, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.
Применительно к ч. 1 ст. 247 УК РФ Верховный Суд РФ отметил, что создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.
В постановлении также отмечено, что в необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и др.
Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам следует иметь в виду, что заранее обещанное приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность правонарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества[21].
Верховный Суд РФ разъяснил также, что эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с
неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление.
Внимание судов было обращено на то обстоятельство, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно несет также ответственность соответственно по ст. 285 и 201 УК РФ. Необходимо учитывать, что в ст. 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо
за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации[22].
При рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения, либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.
При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического
правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба. Например, разграничение уголовно наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).
Так, разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка – нарушения правил охоты - следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации[23].
Родовым объектом экологических преступлений является специфическая группа однородных комплексных общественных отношений, сложившихся в обширной сфере взаимодействия общества и природы, которые охватывают собой отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Составным элементом этой социальной общности является и экологический правопорядок. Под последним следует понимать совокупность отношений в сфере взаимодействия компонентов системы «общество - природа», урегулированных нормами экологического права. В структурное содержание объекта экологических преступлений входит, как отмечалось, и экологическая безопасность.
Под экологической безопасностью (с точки зрения уголовного права) понимается состояние защиты жизненно важных интересов личности, населения, государства и международного сообщества в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых существенно изменены путем загрязнения, засорения или истощения в результате противоправной и виновной антропогенной деятельности[24].
Натуральные формы природных богатств (земля, вода и т.д.) приобретают для уголовного права значение как предмет преступного посягательства. С учетом специфики предмета преступного посягательства экологические преступления классифицируют на следующие группы[25].
1. Общие виды экологических преступлений (посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения). В эту группу входят преступления, предусмотренные статьями УК РФ: 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ), 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов), 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами), 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).
2. Специальные виды экологических преступлений (причиняют ущерб отдельным объектам (компонентам) окружающей среды). Она включает:
- экологические преступления в области охраны вод - охватывают собой деяния, предусмотренные ст. 250 (загрязнение вод) и ст. 252 (загрязнение морской воды).
- экологические преступления в области охраны атмосферного воздуха – деяние, предусмотренное ст. 251.
- экологические преступления в области охраны земли и ее недр - включают в себя два деяния – порчу земли (ст. 254) и нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255).
- экологические преступления в области охраны животного мира - статьи 256 (незаконная добыча водных животных и растений), 257 (нарушение правил охраны рыбных запасов), 258 (незаконная охота) и 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ).
- экологические преступления в области охраны растительного мира (флоры) – деяния, предусмотренные статьями УК РФ: ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений), 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников) и 261 (уничтожение или повреждение лесов).
Во многих случаях совершения экологических преступлений общего характера вред причиняется и отдельным компонентам природы. Так, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ может повлечь порчу земли, загрязнение вод, гибель растительности и пр.