Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:38, контрольная работа
Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможность самовосстановления небезграничны. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой как для нее, так и для человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Следовательно, нормы главы 26 УК РФ «Э
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1. Общая характеристика, понятие, система экологических преступлений
2.2. Виды уголовной ответственности за экологические преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Экологическое законодательство предусматривает три категории преступления: нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Экологические преступления небольшой тяжести наказываются лишением свободы не более чем на два года, средней тяжести — до пяти лет, тяжкие — до десяти, особо тяжкие — свыше десяти лет.
Подавляющее большинство экологических преступлений по своей законодательной конструкции сформулировано как материальные составы, обязательным признаком которых является наступление законом предусмотренных определенных общественно опасных последствий. В ряду возможных общественно опасных последствий экологических преступлений находится, конечно, гибель людей, в частности, смерть человека, которая предусмотрена в качестве особо квалифицирующих признаков составов таких деяний, как нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ч. 3 ст. 247 УК), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ч. 2 ст. 248 УК), загрязнение вод (ч. 3 ст. 250 УК), загрязнение морской среды (ч. 3 ст.252 УК), порча земли (ч. 3 ст. 254 УК)[26].
В ряде рассматриваемых статей УК РФ общественно опасные последствия выражены, как правило, в виде сугубо оценочных признаков, понятие которых в уголовном законе, к сожалению, не раскрывается.
Лишь два самостоятельных состава преступления, сформулированные в частях 1 и 2 ст. 253 УК РФ (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ) сконструированы как формальные, не требующими для признанием их оконченными наступления определенных общественно опасных последствий[27].
Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной по отношению к общественно опасным последствиям, что будет конкретизировано применительно к каждому составу. Отдельные экологические уголовные правонарушения являются преступлениями с двумя формами вины.
Субъект экологических преступлений – лицо, достигшее 16-летнего возраста[28]. Нарушение правил охраны окружающей среды, предусмотренное ст. 246 УК РФ, может совершаться только специальным субъектом – работником, чаще всего руководящим, осуществляющим проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.
Составы экологических преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовным законодательством, по двум основным признакам – объекту и наличию вреда, причиненного природной среде.
Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром. Для природных объектов в экологических преступлениях характерно то, что эти объекты соединяют в себе три титула – объектов природы, объектов собственности и объектов хозяйствования. Другой важной особенностью экологических преступлений является причинение вреда природной среде.
Поэтому деяния, которые квалифицируются как преступные, но не причиняющие непосредственно вреда природе, не могут рассматриваться как экологические преступления.
Степень общественной опасности экологических преступлений высока, что нашло свое отражение в санкциях статей главы 26 УК РФ.
За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний[29]:
а) штраф. Данное наказание предусмотрено практически за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа - 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный - до 700.
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за ряд экологических преступлений. Устанавливается также и срок действия данного наказания.
в) обязательные работы. Заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. В частности, этот вид наказания предусмотрен за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов).
г) исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного. При этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %. Такое наказание предусмотрено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).
д) ограничение свободы. Заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу РФ (до 3 лет).
е) арест. Заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев).
ж) лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания устанавливается за многие преступления, в том числе за: загрязнение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 3 лет); порчу земли (до 3 лет); уничтожение и повреждение лесов (до 8 лет); нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение Правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение Правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (до 3 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Таким образом, ответственность за экологические преступления достаточно разнообразна и использует всю палитру возможных видов уголовного наказания.
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушение экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежно.
Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении.
Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в области охраны окружающей среды в рамках всего международного сообщества. В настоящее время, в период надвигающегося экологического кризиса на всей планете, всем ныне живущим необходимо решить задачи перехода от эксплуатации и завоевания природы к ее сохранению и сотрудничеству с ней. В этих условиях экология человека приобретает особо важное значение, поскольку нормальные условия его существования прямо зависят от того, насколько человек вписывается в природу, способен познать ее законы и использовать ее в своей жизни[30].
В настоящее время правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности за экологические преступления недостаточно отработана. Последствия, наступающие в результате преступных деяний, абсолютно не соразмерны с наказаниями за них. Лишь единицы статей УК РФ в этой сфере предусматривают наказание в виде лишения свободы, а штрафы, налагаемые на правонарушителей, слишком малы и все это в совокупности приводит к все более возрастающему числу экологических преступлений.
«Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно решить с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом - юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными»[31].
На протяжении многих лет в юридической литературе предлагаются различные варианты совершенствования законодательства об экологических преступлениях. Чаще всего они касаются изменения отдельных норм, в силу чего не могут привести к существенному прогрессу в целом. Между тем необходимо серьезно переработать всю систему норм об экологических преступлениях.
В настоящее время законодатель и большинство исследователей в качестве основания группировки используют непосредственный объект преступного посягательства. Безусловно, объект преступления в известной мере определяет общественную опасность большинства деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Однако данный подход представляется спорным применительно к процессу дифференциации преступных посягательств в сфере экологии.
Разделять экологические преступления на группы в зависимости от того, причиняют они ущерб природе в целом или каким-либо конкретным ее компонентам, невозможно. Любое экологическое преступление может нанести ущерб всей природной среде. Масштабы вреда определяются не предметом, на который воздействует преступник, а другими обстоятельствами, в настоящее время почему-то вынесенными законодателем за рамки уголовно-правовой нормы.
Как совершенно верно указывает В. В. Виноградова, «причиняя вред какому-либо природному объекту, невозможно исключить возможность причинения вреда другим экологически значимым отношениям. Говорить, например, что загрязнение водоемов и воздуха посягает на природу вообще, а умышленное загрязнение лесных массивов — на какую-то ее часть неверно, так как при загрязнении лесных массивов вред причиняется не только деревьям, а всему лесному биоценозу. Кроме того, этот же процесс будет связан и с загрязнением поверхностных и подземных вод, которое будет вести к оползневым, посадочным и другим негативным последствиям, может нанести вред многим компонентам природной среды, изменить общую экологическую обстановку в регионе»[32].
В современной российской ситуации несовершенство экологического законодательства приводит к тому, что не обеспечиваются должным образом даже такие задачи, как защита прав людей, оказавшихся жертвами экологических катастроф и бедствий; соблюдение прав человека; обеспечение элементарной экологической дисциплины; ответственность высших должностных лиц, субъектов федерации за противоправную экологическую деятельность; согласование экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов, населения.
I. Источники
1.1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 26 января 2009. № 4.
1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 7 марта 2011) // Собрание законодательства РФ. 17 июня 1996. №25.
1.3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 14 марта 2009) // Собрание законодательства РФ. 14 января 2002. № 2.
II. Материалы судебной практики
2.1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. №14 (ред. от 6 февраля 2007)// Российская газета. 1998. 24 ноября.
III. Литература
1.1. Анисимова А.П. Экологическое право. Курс лекций. М. 2003. 356с.
1.2. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Анисимова. Волгоград: Издательство «Альянс». 2005. 440с.
1.3. Баумштейн А.Б. Законодательное регулирование ответственности за экологические преступления. Уголовный процесс. №5. 2005.
1.4. Боголюбов С.А. Общественные объединения на страже природы. Экология и бизнес. 1993. N3.
1.5. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. М.: НОРМА. 2000. 380с.
1.6. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. М.: Юристъ. 1999. 475с.
1.7. Бринчук М.М. Эколого-правовая ответственность – самостоятельный вид ответственности. Государство и право. 2009. №4.
1.8. Ветров Н.И., Ляпунов Ю.И. Уголовное право: учеб. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИД «Юриспруденция». 2007. 752с.
1.9. Виноградова Е. В. Преступления против экологической безопасности: Диссертация д-ра юрид. наук. Ставрополь. 2001.
1.10. Винокуров Ю.Е. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ. 1999. 240с.
1.11. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009г.» от 29.12.2010г. // Журнал «Государственное управление ресурсами». 2010. №12.
1.12. Гужвин А., Максимов А. Уголовно-правовое регулирование ответственности за браконьерство // Российская юстиция. 2003. №12.
1.13. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Проспект. 2007. 688с.
1.14. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Изд-во Эксмо. 2005. 768с.
1.15. Ерофеев Б.В. Экологическое право России, 8-е изд., испр. и доп., М.: 2001. 712с.